Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Свиридова Лариса Анатольевна

Преодоление эмоционального неблагополучия у младших школьников с задержкой психического развития

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа № 30»______________________________________________________________________Преодолению эмоционального неблагополучия у младших школьников с задержкой психического развития Подготовила:Учитель начальных классовСвиридова Л.А.2024Современное общество всё чаще обращается к исследованиям эмоциональных процессов. Эта проблема является одной из центральных в сфере психологических наук. Внимание исследователей Н.Я. Грота, И. Миллера, Р.С. Лазаруса, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Ж.П. Сартра, К.Г. Юнга направлено на изучение внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека.Психологическая ценность занятий программы «Коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития» заключается в том, что они позволяют обогатить чувственную сферу восприятия, способствуют расширению диапазона понимания эмоциональных состояний у окружающих и своих. Кроме этого дают возможность развивать коммуникативные умения и навыки. Работа ориентирована на развитие взаимопонимание и умение оказывать помощь друг другу. Так же на занятиях создаются условия для актуализации имеющихся у них знаний об окружающем, для обмена имеющимися знаниями. Занятия способствуют не только развитию навыков общения со сверстниками, но и выполняют компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей друг к другу, окружающему миру, оптимизируют уровень тревожности. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.Для снижения уровня тревожности в начале каждого занятия проводился «Ритуал приветствия».Цель: снижение уровня тревожности у младших школьников. Проведение: у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)Упражнение «Возьми и передай».Цель: знакомство с эмоциями, тренировка умения их выражать.Проведение: дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают разные эмоции (радость, страх, грусть, стыд, злость, обида, удивление).Упражнение - релаксация «Море».Цель: преодоление стресса, повышение жизненного тонуса, ощущение уверенности.Проведение: «Сейчас мы с вами перенесемся на берег моря. (Пауза).Вы на берегу моря. Побережье устелено чистым белоснежным песком. Вы лежите на безлюдном пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Они нежно согревают вас, и вы чувствуете, как ваше тело постепенно расслабляется, становясь всё тяжелее. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого морского бриза на вашем лице; чувствуете, как развиваются ваши волосы на ветру. Блаженная безмятежность и покой заполняют вас. (Пауза 1 минута).Голубое небо над вами чистое и бескрайнее. Иногда где-то неподалёку пролетают чайки, и к вам доносятся их крики. Вы наблюдаете за тем, как плывут облака; их причудливые формы напоминают далёкий красивый город, такой воздушный, мирный и счастливый. Умиротворение и покой заполняют ваше сознание. (Пауза 1 минута).Вы слышите, как шумит прибой, чувствуете, как солоноватый воздух наполняет ваше тело, просачиваясь в каждую клеточку. Ваше дыхание выравнивается, становится спокойным, ритмичным и глубоким, как шум волн. Вы дышите вместе с морем. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.Вы становитесь одним целым с морем. Море – это вы сами. Вы – бескрайние морские просторы. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия». (Пауза 1 минута).Улыбнитесь мысленно: ощущение покоя и отдыха вам приятно. Сейчас вы совершенно расслаблены. Прислушайтесь к себе: ощущение расслабления глубокое и полное... Вы отдыхаете... Вы отдыхаете... (Пауза 2 - 3 минуты)».Упражнение «Разыщи радость»Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.Материалы: листы бумаги, цветные карандаши.Проведение: педагог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. После предлагает нарисовать следующее:качества, которые нравятся в людях;дела, которые удается делать хорошо;вещи, которые люблю;любимые книги, фильмы, мультфильмы;любимые места;приятные сны;наши мечты.Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами был разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по преодолению эмоционального неблагополучия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития «Мир и я», направленная на развитие чувственной сферы восприятия, расширение диапазона понимания эмоциональных состояний у окружающих и своих.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X