Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Квасникова И. Н., Веретнова Г. В.

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Педагог-психолог Квасникова И.Н., воспитатель Веретнова Г.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка №4 Краснооктябрьского района Волгограда» (МОУ ЦРР № 4)Проблемы познавательно-исследовательской деятельности у детей и дошкольного и школьного возраста в современном обществе обозначилось остро и негативно. Дети не хотят учиться, узнавать новое, исследовать и изучать окружающий реальный мир, не понимают, зачем им что-то знать. Одной из причин является психофизические особенности современных детей: органические, функциональные нарушения, хронические заболевания ведут к мозаичным и нестандартным проблемам развития детей, слабости в эмоционально-волевой сфере. Поэтому педагоги получают детей с низкой произвольностью познавательных психических процессов и поведения, саморегуляцией, самоконтролем и самооценкой.Второй причиной является, возможность быстро и легко получать в интернет пространстве необходимую информацию. С одной стороны - это дает возможность многое узнавать в разных сферах жизни и науки, экономит время. С другой - дети перестали наблюдать реальность, изучать глубоко источники. В интернете можно найти готовые умозаключения, выводы, рассуждения, даже выполненные задания. Третья причина связана с тем, что родители сами блокируют познавательную активность детей с раннего возраста. Установка, что мир опасен и страшен заставляет взрослых осознанно и неосознанно транслировать детям, что его нужно опасаться. Поэтому окружающий мир надо не исследовать, а избегать. Взрослые создают «парниковые, комфортные условия», в которых познание и исследование мира людей и мира предметов не активизируется. Лучше посмотреть мультики, а не пачкаться в грязи, в лужах запускать кораблики, рассматривать жуков, мыть полы … Родителей больше интересует, где испачкался или где порвался, чем зачем ребенок это делал и что хотел узнать, чтобы создать условия для поддержания его интересов.Четвертая причина - нарушение детско-родительских отношений, воспитание по типу кумир семьи, где ребенок главный и взрослый воспринимается не как носитель знаний и умений, а как «волшебник», который выполняет все желания ребенка. Это так же ведет к нарушению познавательно-исследовательской деятельности.Пятая причина связана с компетентностью родителей. Надо отметить и разрозненность в советах психологов, которые публикуются в интернете. Информация, которую они предлагают носит противоречивый, субьективный характер. Дети существуют в непоследовательной, хаотичной системе отношений со взрослыми и окружающем миром, что ведет к невротизации детей. Важной задачей, которая стоит перед педагогами ДОУ, по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников состоит в обучение родителей познавательно-деловому общению, повышению уровня компетентности во взаимодействии с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.Современные родители сейчас отказываются слушать лекции и нравоучения, они желают свободно высказываться и формулировать свою точку зрения. Поэтому в работе с родителями мы используем обсуждение жизненных ситуаций, которые позволяют им посмотреть на себя со стороны, абстрагироваться от своих установок и осмыслить к чему они могут приводит. В рамках встреч с родителями, мы подводим их к пониманию значения содержания их общения с ребенком, определения целей взаимодействия для формирования личности детей дошкольного возраста.Эффективным методом обучения родителей познавательно-деловому общению с детьми стали видеоролики с детьми средней группы на которых проводилось обсуждение с дошкольниками конфликтных ситуаций, эмоций обиды и конфликта. Мы показывали родителям как правильно разговаривать с детьми, в конфликтной ситуации; как исследовать и понимать, что случилось; как правильно выбрать способ реагирования.К видео с детьми, мы сняли онлайн консультацию с обучением поэтапному построению беседы родителей с детьми на тему «Как правильно взаимодействовать с ребенком», которую мы предлагаем вашему вниманию: «Уважаемые родители!Ваши дети повзрослели, им исполнилось 4 -5 лет, они многое умеют и понимают, поэтому важно переходить от эмоционального общения с ребенком к познавательно-деловому, которое предполагает обсуждение жизненного опыта и знаний!Результаты психолого-педагогической диагностики, показывают, что некоторые родители продолжают общаться со своим ребенком, как с маленькими, считают его беспомощным и слабым. Это затрудняет его личностное развитие: самостоятельности, уверенности в собственных силах, ощущения взрослости. ребенок 4-5 лет готов и хочет, чтобы его воспринимали, как взрослого и разговаривали с ним на серьезные темы, принимали во внимание его чувства и мнение. Дети 4-5 лет знают: что хорошо и что плохо, что правильно, а что нет. У них появляется стремление быть хорошими и они переживают, когда у них не получается быть идеальные, когда совершают плохие и злые поступки. Такие внутренние противоречия ребенка могут привести к разным эмоционально-личностным, поведенческим и коммуникативным проблемам.Последние исследования психологов показывают, что благополучными и успешными людьми, становятся те, у кого хорошая саморегуляция, способность управлять своими состояниями. А управлять собой можно тогда, когда у тебя сложилась четкая система ценностей, морально-нравственных правил. Другими словами, если у человека нет внутренней ценностной основы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.К пяти годам у детей формируется элементарная рефлексия, понимание своих чувств и чувств других людей. Поэтому с ними важно говорить об общечеловеческих ценностях. Именно сейчас у Ваших детей формируется саморегуляция, волевые и ценностные качества личности.Как правильно построить беседу с ребенком, чтобы у него развивались эти качества, формировалась правильная картина отношений между людьми?Чтобы эти цели была достигнуты, важно начинать диалог с обсуждения эмоций детей. Эмпатийное слушание, позволяет ребенку довериться взрослому, быть открытым и искренним. Осознание своих эмоций и чувств, включает ту самую саморегуляцию, и тогда ребенок начинает мыслить более рационально и конструктивно. Поэтому, если Вы видите у своего ребенка проявление ярких эмоций, помогите ему осознать их в данный момент, понять с какой ситуацией и событиями они связана: «У тебя сердитое настроение, тебя что-то сильно разозлило!». если Ваш ребенок Вам жалуется, то Вы также фиксируете его внимание на эмоциях: «Тебе было обидно, когда у тебя Коля отобрал игрушку (не захотел с тобой играть и т.п.)». Не спешите давать оценку или советы, сначала проясните ситуацию, обсудите ее. Второй важный вопрос, который мы должны задать ребенку: «Что же между вами произошло? Как ты сам думаешь, почему Коля так поступил?». Дети могут чувствовать окружающих их сверстников и взрослых и предположить причины поведения другого человека. Ребенок может ответить: «Он не умеет себя вести, он всегда так делает, когда хочет игрушку… или …он любит играть один, поэтому никого не принимает в игру!» Такой диалог, поможет ребенку в следующий раз, в похожей ситуации, быть более спокойным в решении проблемы.Третий вопрос, который задаем в беседе, связан с выяснением реакций детей в конфликтной ситуации: «Что ты сделал, когда Коля стал отбирать игрушку (отказался, с тобой поиграть?)». Ребенок может неожиданно для Вас ответить: «Я его стукнул!». Он, скорее всего, и жалуется на другого, потому что сам неправильно поступил, считает себя плохим, ищет поддержки и Вашей оценки. Старайтесь передать роль «судьи» самому ребенку: «Что сам думаешь о том, что произошло? Ты переживаешь, что ударил Колю! Считаешь, что плохо поступил!». Если ребенок сам оказался в роли обиженного: «Я к нему подошел, а он меня ударил!». Важно эмпатийно ответить: «Очень обидно, когда просто так бьют! Ты, не стал его бить в обратную, сдержался, ты добрый мальчик!». Важно показать сильную позицию ребенка, что он правильно поступил, он молодец…Часто, мы родители, предлагаем в таких моментах совет: «Надо было дать сдачи, ты же мужчина (или ты же сильная девочка)». Но не все дети хотят и могут агрессировать, так как это противоречит их природе, тем правилам, которыми мы их учим в детском саду. А если это предлагать ребенку, который очень импульсивный и эмоциональный, то это закрепит у него агрессивный способ решения проблемы, не разобравшись, прав он или виноват. И не научит его общаться с другими людьми. Четвертым вопросом, мы формируем адекватные способы поведения, мы задаем ребенку: «Как можно было правильно, по-другому, поступить в этой ситуации?». И в рамках этого вопроса обсуждаем, разные варианты поведения ребенка: остановить руку своего товарища, когда он замахивается; сказать ему стоп, остановись; обратиться за помощью ко взрослому; сказать своему товарищу о своих намерениях и договориться… Общение – это деятельность и ребенок осуществляет ее тогда, когда может поставить цель, выбрать способ и действия для ее достижения и конечно, когда у него есть устойчивая познавательная мотивация: желание узнавать, понять, исследовать, уметь, научиться. Если одного из этих компонентов нет, то это уже нельзя назвать эффективной и продуктивной деятельностью и часто, в жизни, мы сталкиваемся не с деятельностью, а с импульсивным поведением ребенка. Дети сначала не умеют играть, познавать окружающий мир, строить отношения, а потом учиться и общаться в школе! Поэтому, организуя деятельность ребенка нам важно научить его: определять самостоятельно цели, находить правильные способы их реализации, помочь осознать что им движет - какие эмоции, потребности и скорректировать по- необходимости.Взрослые могут поделиться своими детскими воспоминаниями и опытом, или прочитать художественное произведение, посмотреть мультфильм, где герой справляется с похожими трудностями в отношениях с другими. Чем больше вариантов решений конфликтных ситуаций мы проговорим и обсудим с ребенком, тем эффективнее и увереннее он будет действовать. Нас, взрослых, нет рядом с ним, и ему одному приходится принимать правильные решения. Мы, родители, не может дать однозначный совет, который подойдет ребенку в той или иной ситуации, а иногда он даже, мешает правильно отреагировать.Постарайтесь разобраться в эмоциях ребенка и договориться, как нужно общаться вам друг с другом, чтобы перестать злиться и обижаться, бояться друг друга! Всего Вам самого доброго, помните, родительство самая ответственная профессия в жизни каждого взрослого!»Используемая литература:Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»;Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»;Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X