Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бундакова Лариса Александровна

Роль воспитателя в профилактике жестокого обращения в семье

скачать документ

Вернуться назад

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ.Бундакова Лариса АлександровнаМБДОУ № 63 «Катюша»г. Сургут, ХМАО – ЮгразаведующийСемейное неблагополучие приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, всё общество в целом.Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьёй на более ранних стадиях развития кризиса.Работа воспитателя по профилактике насилия в семье – это работа с родителями. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания. Для решения этой проблемы необходимо соблюдение нескольких условий: нужна убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по профилактике насилия в семье является не дополнительной нагрузкой, а очень важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.нужен определенный уровень правовой компетенции самих педагогов для создания доверительного делового контакта, а именно находить индивидуальный подход к каждому родителю.Основными направлениями работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия можно назвать:Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.Профилактика жестокого обращения с детьми:- трансляция родителям положительного образа ребенка- работа по коррекции детско-родительских отношений.Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются: наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности, игровая деятельность с детьми, посещение неблагополучных семей на дому. Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями, но она используется в практике нашего МБДОУ и является наиболее эффективной в работе с родителями.В процессе наблюдения педагогу необходимо обращать особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку, при посещении ДОУ. Употребляет ли он уменьшительно – ласкательное имя ребёнка или грубые слова. Какова эмоциональная окраска общения (тон, громкость, мимика). Обращать внимание на реакцию родителя на просьбу ребёнка, на рассказы самого ребёнка о семье. Также педагогу необходимо фиксировать ответную реакцию ребёнка, его настроение. Иногда после общения с родителями ребёнок становится замкнут или агрессивен.Наиболее эффективными являются наблюдения за ребёнком в играх, где он воспроизводит привычные для него формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, можно приступать к решению главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми - трансляции родителям положительного образа ребёнка. Необходимость решения этой задачи, определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность являются важными условиями построения доверительного отношения с родителями. Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.И возможно родители, которые видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка. Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:использование папок-передвижек с темами: «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»«Что посеешь, то пожнешь»уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;рисунки детей на тему «Мои права», «Моя семья»Одним из методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви» и т.д.Можно использовать буклеты: «Каждый имеет право», «Профилактика жестокого обращения в семье», «Дом без насилия»Но самое главное, в результате всей работы родители должны понять, что их предназначение – сопровождать ребёнка любовью и терпением, открывая в нём всё лучшее, талантливое. ЛитератураАлексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006.Методические рекомендации для социальных педагогов по организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X