Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Дейнега Ольга Минжуровна

Проект "Говорящий ручеек"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Рябинка»Познавательный проект«Говорящий ручеек».для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет)Образовательная область «Познавательное развитие» Воспитатель: Дейнега О. М. г. Новый Уренгой – 2017годКраткая аннотация проекта «Говорящий ручеек» Проект создан с целью благоприятного развития воспитательно-образовательного процесса ДОО посредством повышения темпа развития речи детей за счет использования элементов мнемотехники в разных видах деятельности. При разработке проекта для нас было важно:- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;- углублять и формировать базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания.-95256413500Исполнители:- воспитатель Дейнега О. М.- воспитатель Белкина А. А.- родители воспитанниковСроки работы над проектом:right16256000с 01.09.2012 г. по 31.05.2013 г.Язык – основное средство общения. Грамотное владение языком позволяет человеку чувствовать себя увереннее, расширяет его возможности и жизненные перспективы, социальные коммуникации и пространство бытия.При обучении дошкольников языку большое внимание уделяется педагогическому сопровождению, в частности, организации языковой развивающей среды и взаимодействию субъектов образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей, специалистов.Актуальность. Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли русские ученые педагоги: Тихеева Е.М., Сохин Ф.А., Усова А.П., Ушакова О.С. В основе их работ лежит определение содержания и методов, которые позволяют обеспечить полноценное развитие речи детей. Задача воспитателя состоит в том, что мы должны развивать речь детей, пополнять и активизировать словарь, больше работать над связной речью. В результате каждый ребенок сможет содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли, просьбы, тем самым научиться устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, проявлять речевой этикет. Моделирование в учебно-воспитательном процессе занимает в настоящее время важное место. Моделирование – это исследование какого-либо явления, процессов или систем объектов, путем построения и изучения их моделей. Это одна из основных категорий теории познания. Модель – устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и (или) действие изучаемого объекта, явления. Воспроизводить, имитировать природные объекты, явления можно различными способами, соответственно этому будут и различные модели: модели физические, картографические, математические, логические. В данном случае речь идет о логических моделях, раскрывающих те или иные характеристики явления, того или иного процесса. Отечественные психологи в своих работах показали, что использование моделирования, как средство формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А.Венгера, В.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Н.Подъякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей легко и быстро формируются интеллектуальные и практические действия, происходит развитие мыслительных навыков. В практике используются карточки-схемы. Но наибольшую эффективность имеют карточки-схемы, изображения того или иного явления или предмета. Это заметно повышает глубину восприятия. Используются такие виды карточек-схем как статические, динамические, мысленные. Способность дошкольников понимать и создавать модели обусловливается развитием наглядно-образного мышления и сенсорных умений. Сенсорное воспитание детей будет направлено на усвоение сенсорных эталонов и обобщенной схемы анализа предмета. Таким образом, использование карточек-схем развивает многие психические процессы и активизирует речевое развитие ребенка дошкольного возраста. Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения.Цель: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством карточек-схем.Задачи: Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством карточек-схем.Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.Объект исследования:Дети старшего дошкольного возрастаПредмет исследования:Связная речь и речевая активность старших дошкольниковГипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.Теоретическая значимость: Создание опыта работы со старшими дошкольниками по развитию связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники.Практическая значимость: Разработка мнемотаблиц для работы с детьми; разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников. Новизна. Роль карточек-схем в развитии речи старших дошкольников. Ожидаемые результаты:повышен темп развития речи в целом за счет использования элементов мнемотехники в разных видах деятельности; позитивное взаимодействие детей в коллективе;правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;подготовлен практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.Методологическая основа: теории развития детской речи (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич и др.), психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.), общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой и др.Система педагогических мероприятий, направленных на развитие речи детейРАБОТА С ДЕТЬМИРАБОТА С СЕМЬЕЙРАБОТА С СОЦИУМОМИгровая деятельность.Занятия.Беседа.Индивидуальная работа.Театрализованная деятельность.Развивающие игры.Психогимнастика.Артикуляционная гимнастика.Пальчиковая гимнастика.Физкультминутка.Праздники, развлечения.АнкетированиеРодительские собрания.Консультации.Беседы.Открытые занятия.Индивидуальная работа.Мастер – классы.Совместный отдых.Обмен опыта с ДОО города.800106600825РАБОТА С СОЦИУМОМ00РАБОТА С СОЦИУМОМ План мероприятий по реализации проектаРеализация проекта рассчитана на 9 месяцев и будет проходить в три этапа:Предварительный этап с 01.09.2016 г. по 30.09.2016 г.Практический этап с 03.10.2016 г. по 28.04.2017 г.Обобщающий этап с 08.05.2017 г. по 31.05.2017 г.ЭТАПЫ,ЗАДАЧИМЕРОПРИЯТИЯСРОКИОТВЕТСТ-ВЕННЫЕОЖИДАЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ123451 ЭТАППредварительныйЗадачи:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи старших дошкольников, выявить особенности формирования связной речи.2. Разработать методику экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи детей посредством карточек-схем.3. Изготовление мнемотаблиц для применения их в разных видах деятельности детей. -Диагностика детей по разделу «Речевое развитие»Практикум с родителями01.09. - 09.09.16г.12.09. - 23.09.16г.26.09.1630.09.16ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.Родители воспитанников1.Изучен передовой опыт известных педагогов по проблеме особенностей формирования развития речи старших дошкольников.2. Выявлен уровень развития речи детей на начало учебного года.3. Изготовлены мнемотаблицы.Повысился интерес детей к разным видам деятельности.2 ЭТАППрактическийЗадачи:1.Осуществить апробацию разработанных мнемотаблиц.2.Использовать методы и средства, побуждающие к яркому эмоциональному процессу развития речи.3. Повысить темп развития речи в целом за счет включения элементов мнемотехники в разных видах деятельностиПрименение карточек-схем в разных видах деятельностиВикторины, конкурсы, инсценировки, развлечения03.10.16-28.04.1708.05.17-19.05.17ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.1.Повысился интерес детей к разным видам деятельности.2. Раскрылись творческие способности детей. Позитивное взаимодействие детей в коллективе.Повысился уровень развития речи детей3 ЭТАПОбобщающийЗадачи:1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта.2.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта.3. Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями городаДиагностикаПодготовка пакета программно-методического обеспечения проектаПодготовка материалов к печати и их публикации08.05.17-19.05.1722.05.17-26.05.1729.05.17-31.05.17ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.Старший воспитательНикитина В.Н.ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.Старший воспитательНикитина В.Н.ВоспитателиДейнега О. М.Белкина А.А.1. Подготовлен результат исследования уровня развития речи детей.2.Раскрылся творческий потенциал детей, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему.3.Повысился рейтинг ДОУ. Распространён опыт работы с детьми через курсы повышения педагогов ДОУ. Распространен опыт работы по развитию речи старших дошкольников в печати.Итоги проекта. Применение элементов мнемотехники в разных видах деятельности обеспечило успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и обогащают словарный запас детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать структуру рассказа, последовательность рассказа, его лексико-грамматическую наполняемость. Модельную схемы обеспечивают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.Дальнейшее развитие проекта.Обмен передовым практическим опытом по развитию речи старших дошкольников при помощи карточек-схем с дошкольными образовательными учреждениями города;Участие в педагогических конкурсах передового опыта;Работа в режиме поискового характера, направленная на дальнейшее развитие речи детей дошкольного возраста;С целью совершенствования развития речи детей старшего дошкольного возраста, как составляющей воспитательно-образовательного процесса, продолжить РАЗВИТИЕ в рамках социального партнерства с родителями. Литература.Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.Приложение №1Мониторинг уровня сформированности речевого развития детей старшего дошкольного возрастаНаблюдая за детьми старшей группы, воспитатели обратили внимание, что у многих детей речь невнятная, ограниченный словарный запас. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. Воспитателей заинтересовала данная проблема.Началом работы по теме самообразования стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития по картам наблюдения, предложенным программой «От рождения до школы» авторы Веракса Н.Е., Комарова Т.С: умение детей отвечать на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки; умение строить предложения.Дата проведения диагностики: начало года 26.09.2016г. №п/пФ.И.ребенкаВладеет достаточным словарным запасом; свободно общается с педагогом, родителями и сверстникамиПересказывает и драматизирует небольшие литературные произведенияСоставляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетным картинкамУпотребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.Уровень развития1Абдурахманов Рамазан21111111,12Альменев Данияр21111111,13Белкина Анастасия33222222,34Бойко Мария33322222,75Жалолова Мохинур222222226Казачков Матвей21111111,17Комарских Кирилл111111118Клещева Екатерина32222222,19Кузьмина Инна21111111,110Лепакова Виктория33222332,611Отделенов Максим32222222,112Рысаев Тамерлан32111111,4Итого:2,41,81,61,51,51,51,51,7Оценка уровня развития:1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты (1-1,9) (БКН);2 балла - отдельные компоненты не развиты (2-2,5) (ОКН);3 балла – соответствует возрасту (2,6 – 2,9) (СВ);4 балла – высокий (3-4) (В).Начало года: БКН 6 чел., 50 % ОКН 4 чел., 33,3% СВ 2 чел., 16,7 % В 0 чел., 0%Мониторинг уровня сформированности речевого развития детей старшей группы показал: у 6 детей – 50% большинство компонентов в речевом развитии недостаточно развиты, у 4 детей, что составляет 33,3% от всех обследуемых, не развиты только отдельные компоненты в речевом развитии. И только 2 ребенка – 16,7% показали хорошие результаты, их уровень речевого развития соответствует возрасту.Анкетирование родителей по проблеме речевого развития детей показало, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления, но родители не против получить все необходимые знания для решения данной проблемы.Дата проведения диагностики: конец года 24.04.2017г. №п/пФ.И.ребенкаВладеет достаточным словарным запасом; свободно общается с педагогом, родителями и сверстникамиПересказывает и драматизирует небольшие литературные произведенияСоставляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетным картинкамУпотребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.Уровень развития1Абдурахманов Рамазан32222222,12Альменев Данияр32222222,13Белкина Анастасия44333333,34Бойко Мария44433333,75Жалолова Мохинур333333336Казачков Матвей32222222,17Комарских Кирилл222222228Клещева Екатерина43333333,19Кузьмина Инна32222222,110Лепакова Виктория44333443,611Отделенов Максим43333333,112Рысаев Тамерлан43222222,4Итого:3,42,82,62,52,52,62,62,7Оценка уровня развития:1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты (1-1,9) (БКН);2 балла - отдельные компоненты не развиты (2-2,5) (ОКН);3 балла – соответствует возрасту (2,6 – 2,9) (СВ);4 балла – высокий (3-4) (В).Конец года: БКН 0 чел., 0 % ОКН 6 чел., 50% СВ 0 чел., 0 % В 6 чел., 50%Мониторинг уровня сформированности речевого развития детей старшей группы показалдети с уровнем «большинство компонентов в речевом развитии недостаточно развиты» полностью отсутствует, у 6 детей, что составляет 50% от всех обследуемых, не развиты только отдельные компоненты в речевом развитии, это дети 5 – 6 лет. 6 детей – 50% показали хорошие результаты, их уровень речевого развития высокий, это дети 6 – 7 лет.Анкетирование родителей по проблеме речевого развития детей показало, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления, но родители не против получить все необходимые знания для решения данной проблемы.Приложение №2Анализ анкетирования родителей.В анкете представлены 12 вопросов. На первый вопрос родители вписывали имя и фамилию ребенка, на второй вопрос дату рождения. На третий вопрос «Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)» - 8 человек – 66,7% родителей ответили, что детский сад и лишь 4 человека – 33,3% ответили, что должны заниматься родители. На четвертый вопрос «Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.)» - 10 человек – 83,3% ответили «ДА» и 2 человека – 16,7% ответили «НЕТ». На пятый вопрос «Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.)» - 10 человек – 83,3% ответили «ДА» и 2 человека – 16,7% ответили «НЕТ». Шестой вопрос звучал так «Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)» родители ответили честно 8 человек – 66,7% не следят за речью ребенка и лишь 4 человека – 33,3% ответили, что следят. На седьмой вопрос «Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)» - 8 человек – 66,7% исправляют ошибки в реи ребенка, а 4 человека – 33,3% ответили, что не исправляют. На восьмой вопрос «Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.)» - все 12 родителей, что составляет 100%, ответили «ДА». Девятый вопрос: «Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?» - 7 родителей - 58,3% ответили, что знают, а 5 родителей 41,7%, ответили, что не знают. На десятый вопрос «Посещаете ли Вы групповые мероприятия» - 10 человек – 83,3% ответили «ДА» и 2 человека – 16,7% ответили «НЕТ». На одиннадцатый вопрос «Присутствуете ли на детских праздниках?» - 10 человек – 83,3% ответили «ДА» и 2 человека – 16,7% ответили «НЕТ». На двенадцатый вопрос «Как относитесь к продуктам совместной деятельности?» все 12 родителей – 100% ответили «ПОЛОЖИТЕЛЬНО». Анкетирование родителей по проблеме речевого развития детей показало, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления, но родители не против получить все необходимые знания для решения данной проблемы.Анкета «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»№ п/пВОПРОСОТВЕТ1Ф. И. ребенка2Возраст ребенка3«Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)»4«Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.)»5«Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.)» 6«Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)»7«Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)»8«Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.)»9«Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?»10«Посещаете ли Вы групповые мероприятия»11«Присутствуете ли на детских праздниках?»12«Как относитесь к продуктам совместной деятельности?»Приложение №3Перспективный план работы с детьми по мнемодорожкамТЕМАИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ(дидактические, словесные, сюжетно - ролевые)СРОКИГоловные уборыУпражнение «Волшебный круг» - повторять и уточнять тематическую лексику, совершенствовать произносительные навыки.Дидактическая игра «Короткие и длинные слова» - расширять словарь, речемыслительную деятельность.03.10.16г. – 14.10.16г.Детский садДидактическая игра «Библиотека» - развитие монологической стороны речи.Игра «Дерево родственных слов» - развитие фонематического восприятия, диалогической речи.17.10.16г. – 28.10.16г.ИгрушкиДидактическая игра «Хорошо – плохо» - систематизировать умение преобразовывать слова, обогащать связную речь.Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» - упражнять детей в составлении описательного рассказа, добиваться логичных и подробных описаний.31.10.16г. – 11.11.16г.МебельДидактическое упражнение «Вспомни слово» - упражнять в умении образовывать существительные по аналогии, размышлять над значением слова.14.11.16г. – 25.11.16г.ОбувьДидактическая игра «Найди нужную вещь» - упражнять в подборе слов-антонимов.28.11.16г. – 09.12.16г.ОдеждаСюжетно- ролевая игра «Ателье» - совершенствовать навыки речевого общения. 12.12.16г. – 26.12.16г.ПосудаДидактическая игра «Найди пару» - закреплять у детей умение группировать предметы на основе сходства.10.01.17г. – 21.01.17г.ПродуктыПиктограмма «Преврати предметы из обычных в большие и маленькие» - упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.23.01.17г. – 03.02.17г.СемьяИгра «Волшебники» - продолжать работать над развитием глагольного словаря.06.02.17г.- 17.02.17г.Части тела. Предметы туалета.Дидактическая игра «Угадай, что это?» - активизировать знания детей о частях тела.20.02.17г. – 03.03.17г.Весна пришлаДидактическая игра «Когда это бывает» - закрепить знания детей о весне, упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.13.03.17г. – 24.03.17г.Составление рассказов о веснеДидактическая игра «Когда это бывает» - закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы.27.03.17г. – 07.04.17г.Ухаживаем за цветамиДидактическая игра «Где что растет» - упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.Воспитывать бережное отношение к цветам, проявлять заботу о них.10.04.17г. – 21.04.17г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X