Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Козик Ольга Владиславна

Условия сохранения и укрепления здоровья ребенка.

скачать документ

Вернуться назад

Условия сохранения и укрепления здоровья ребенка.В процессе физического воспитания оздоровительные задачи занимают главное место. Главной задачей является – сохранение здоровья ребенка, часто бывает, что ребенок рождается здоровым, а на протяжении детства показатели здоровья ухудшаются. Так из общего количества детей пришедших в детский сад с 1 группой здоровья, только 40% сохраняют группу неизменной, а в начальной школе только 10% детей первой группы остаются здоровыми. Поэтому задача детского сада по меньшей мере– сохранить здоровье ребенка таким какое оно было изначально, и в лучшем случае укрепить его. Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо соблюсти ряд условий, среди которых выделяются следующие:соблюдение гигиены помещения, одежды, оборудованияорганизация правильного питания и режима дняобеспечение двигательной активностиработа с педагогическими кадрами по повышению квалификации в области охраны здоровья детей, знакомство с новыми направлениями работы.взаимодействие педагогов и сотрудников ДОУ с родителями.В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.Для дошкольных учреждений разработаны необходимые правила и нормативы, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психологическому развитию, укреплению здоровья детей.Соблюдение гигиены помещения, одежды, оборудованияВ дошкольной гигиене оценка любого фактора среды определяется тем, какое влияние он оказывает на процессы развития и состояния здоровья детей. Ввиду того, что реализация требований дошкольной гигиены в значительной мере создает фундамент здоровья, оказывая влияние на уровень работоспособности и продолжительность жизни, появляется необходимость решения ряда проблем в социальной сфере. Исходя из этого, каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.Предметом изучения дошкольной гигиены являются:— гигиена среды (гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию дошкольных учреждений, освещенности и т. д.);— физиолого-гигиеническое обоснование режима дня (выполнение требований к организации сна и бодрствования детей раннего и дошкольного возраста);— основы рационального питания (с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья ребенка);— гигиена физического воспитания (требования к местам проведения занятий, оборудованию, инвентарю, организации закаливания, медико-педагогическому контролю за организацией физического воспитания);Основные принципы организации правильного питания:• Питание должно быть полноценным и сбалансированным - содержать нужное количество белков, жиров и углеводов (для дошкольников их соотношение составляет 1:1:3 или 1:1:4; иначе даже высококачественная пища будет усваиваться плохо), а также минеральных веществ, витаминов, воды, т.е. обеспечивать организм материалом, необходимым для роста и развития.• Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергозатратам детей (суточную калорийность пищи распределяют так: обед - 35-40%, полдник - 10-15%, завтрак и ужин -примерно по 25%).• Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.• Пища должна быть вкусной. Необходимо, чтобы ребенок ел с аппетитом.• Следует ограничить потребление продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй. Важным фактором здоровья является физическая активность. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанье по деревьям, всяческое напряжение сил. К сожалению, и воспитатели, и родители сдерживают активность малышей, не позволяют им свободно двигаться и тем наносят вред их здоровью. Для режима дошкольного учреждения обязательны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения. Хорошо, если есть бассейн, если организуется обучение езде на велосипеде, катанию на лыжах, коньках и т.д. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными. Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель сам разрабатывает двигательный режим для детей своей группы, руководствуясь следующими научными рекомендациями:- общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50- 60% периода бодрствования ребенка;- содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;- определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, коррекционной работы, которые включаются в организованные и индивидуальные формы работы с детьми;-периоды двигательной активности чередуются со спокойными «сидячими» видами деятельности;-каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.Воспитатель не должен быть безразличным к тому, что отдельные дети не любят зарядку, ленивы в движениях. Физкультура нужна всем. Для каждого необходим свой подход - то средство, которое заставит «неумейку» научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллективные формы работы по физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности и не допускают заорганизованности, командного стиля отношений с детьми. Следующее условие - повышение педагогической грамотности родителей. Г. Е. Жемчужников, автор программы «Энергию молодых родителей — оздоровлению общества» основной содержательной единицей оздоровления детей и общества в целом считал «довоспитание родителей», своеобразное повышение их педагогической квалификации. Суть его модели общения: взрослый придерживается положения «не рядом и не над, а вместе». Например, одной из основных форм организации физического воспитания стала игра, основанная на свободном сотрудничестве педагога с детьми и самих детей друг с другом. Главное при таком сотрудничестве — ребёнок становится человеком, наделённым физическими и психическими качествами, необходимыми каждому члену общества. В результате, овладевая основными видами движений, дошкольник получил возможность воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, управлять своим поведением как самостоятельный член общества. Родитель должен знать общие этапы развития ребенка (физиологического и психического), понимать их связь, осознавать основные принципы развития — что, зачем и как развивать. Необходимо понимать, что в мир пришел Новый Человек, со своей индивидуальностью, способностями, с пока не раскрытым потенциалом. Осознание этого факта сразу все меняет в роли родителя: его воспитательная задача не «сформировать», «преодолеть», «сломить», а раскрыть, сохранить и развить потенциал ребенка, не навредив ему. Список использованной литературыГлазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: "Владос", 2000. - 176с.Голубева Л., Прилепина Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.//Дошкольное воспитание № 1 – 01.Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.:"Академия", 2000. - 320 с.Дмитриева Т. В детский сад можно и на несколько часов. // Школьный двор - № 11 – 2004. Приложение к газете «Сургутская трибуна»Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: "Гном", 200. - 144с.Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. – М.,2001. Козлова С.А., Куликова. Дошкольная педагогика. - М.: "Академия", 2000.-416с.Кокоткина О. Питание дошкольников. Психолого-педагогические аспекты его организации. // Дошкольное воспитание № 10 – 2004. – С.114 – 118.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X