Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Николаева Любовь Андреевна

Публикация для обмена опытом "Русская изба"

скачать документ

Вернуться назад

«Для аттестации»Делимся опытом«Русская изба»Николаева Любовь Андреевна, воспитательМБДОУ «Детский сад № 28» Г.о. Балашиха, к.т.7 903 26 47 216 mdou_28zwetik@mail.ru«Русская изба»Непосредственно Образовательная Деятельность с детьми старшей группы(образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие») Цель: Формировать у дошкольников представления о жизни и традициях русского народа в средние века.Задачи:Обучающие:-Познакомить детей с жилищем крестьянской семьи в старину- избой и ее внутренним убранством -Познакомить с предметами обихода крестьянской семьи (кочерга, ухват, чугунок, самовар, крынка, кувшин)-Обогатить словарный запас детей новыми словами -Познакомить дошкольников с народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, играмиРазвивающие:-Расширять кругозор детей- Развивать речь как средство общения- Расширять представления детей о многообразии окружающего мираВоспитательные:- Воспитывать интерес к познанию окружающего мираМетодические приемы:1. Рассматривание макета крестьянской избы и предметов обихода. 2. Русские народные игры и забавы3. Загадывание загадок4. Чтение художественной литературы5. Исполнение частушек6. Создание презентации "Русская изба" Ход занятия:Группа украшена в стиле Русской избы, сама воспитатель - хозяйка, одетая в русский народный костюм. Воспитатель: (Слайд №1- внешний вид русской избы). Хозяйка избы встречает детей у входа. - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог- хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком! (дети садятся за сдвинутые столы полукругом, имитирующие большой крестьянский стол, накрытый русской вышитой скатертью).Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что такое русская изба? (ответы детей). Русская изба просторна, да хороша, в гости нас приглашает она. Как вы думаете, из чего строили избу? (ответы детей) Воспитатель: - Раньше строили из дерева и больших бревен. ( Слайд №2- Сени). Войдя в дом, сначала попадаешь в маленькую комнату, которая называется Сени. Это холодное неотапливаемое помещение. В нем вместо холодильника хранили продукты, так как холодильников в старину не было. А в теплое время года в сенях можно было снять и повесить одежду. Из сеней попадаешь в комнату, которая называется Горницей. (Слайд №3- Горница). Эта комната была самая большая и светлая. Заходя в избу, хозяин нагибается, как вы думаете ребята почему? (ответы детей)Воспитатель: - Ребята, а почему порог в избе высокий, а притолока низкая? Ребята, притолока низкая, чтобы не уходило тепло из избы, а порог высокий, чтобы холод из сеней не пробирался. (Слайд №4).Посмотрите, какая мебель стояла в Горнице (ответы детей). Из мебели в избе были стол и лавки. На этих лавках хозяева работали и спали. Но неотъемлемой частью избы был стол, он был большой и просторный. Вся мебель в доме была самодельная. В каждой избе было место, (Слайд №5) напротив дверей, которое называлось "Красный угол", где находились иконы, украшенные рушниками (рушник – это вышитое полотенце). Ребята, как вы думаете, а какой в горнице главный предмет? (ответы детей).Воспитатель: Правильно дети - печь. (Слайд№6). О ней говорили "Без печи изба- не изба". А как вы думаете, почему печь -самый главный предмет в избе (ответы детей). Все верно ребята- печь давала тепло. Около нее можно было обогреться, щи да кашу приготовить. А скажите мне ребята, чем можно растопить печь? (ответы детей) -дровами.Послушайте стихотворение: Русской печки нет добрее,Всех накормит, обогреет, Варежки сушить поможет И детишек спать уложит. А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру. "Ручеек". После игры воспитатель подводит детей к столу с деревянной и глиняной посудой. Раньше, в старину, посуду делали из глины и дерева и это называлось кухонной утварью. А теперь отгадайте загадки. 1. Выпускает жаркий пар древний чайник … самовар. (ответ - слайд на экране)2. Новая посудина, а вся в дырках … сито (ответ - слайд на экране)3. Что хозяйка в печку ставит, кто из вас ребята знает?.. чугунок (ответ - слайд на экране)4.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит отдает, а сам в угол идет … ухват (ответ - слайд на экране ). А для чего нужен ухват? (ответы детей) А сейчас мы с вами поиграем в игру "Глиняный - деревянный". Ход игры: Перед детьми картинки с изображением посуды из глины и дерева (сито, ложки, миски, чугунок, ухват, скалка, тарелки, чугунная сковорода, крынка, кувшин). Задание детям: Девочкам выбрать картинки посуды, сделанной из глины, а мальчикам из дерева. Дети называют выбранную картинку с изображением. Следующее задание : сложить пазы и ответить что за предмет получился и из какого материала сделан.Воспитатель проводит опыт: Тонет ли деревянная и глиняная посуда в воде? Глиняную посуду обжигают, а деревянная горит. В старину очень часто русский народ любил петь на праздниках частушки. Частушки- это маленькие шуточные песенки про то, чего на самом деле не бывает. Хотите послушать частушки? (Воспитатель исполняет частушки под аудиозапись).1. Кабы, кабы, да кабы на носу росли грибы,Сами бы варилися, да и в рот катилися.2. Чай пила, самоварничала, все посуду перебила, накухарничала. 3. Мы с миленочком гуляли, возле нашего пруда; нас лягушки напугали, не пойдем больше туда.А сейчас мы с вами поиграем в старинную русскую игру" Гари Гори Ясно". Ведущий с платочком ходит в центре круга , а остальные в другую сторону круга. При этом поют слова: Гори гари ясно, чтобы не погасло, глянь на небо птички летят колокольчики звенят. Раз ,два, три беги. Когда слова сказали ведущий вытягивает руку с платком, а те чья пара остановилась бегут в разные стороны и кто быстрее добежит до платка тот ведущий.Воспитатель (обращает внимание на экран) - А что это за странный человечек на экране мелькает? (ответы детей)-домовой.Воспитатель: Никто никогда не видел домового, но наши прадеды считали, что он охраняет дом от зла и беды. Кто-то из вас смотрел сказку про домовенка Кузю и представляет его веселым, задорным мальчишкой (слайд с домовенком) ,а другие представляют его старичком, но все равно он считался оберегом дома. (слайд со старичком). По рассказам наших бабушек и дедушек домовой жил за печкой, а хозяева дома его задабривали молоком да хлебушком. Воспитатель: А сейчас я прошу вас подойти к столу и мы с вами сделаем старинный русский сарафан.Ну что ребята понравились вам мои истории про русскую избу (ответы детей). Анализ проведенного занятия с детьми:- Ребята давайте с вами вспомним : Какой главный предмет в доме? Что стояло в избе? Какой посудой пользовались в старину?А сейчас я хочу вас угостить русскими блюдами и вкусным чаем. А как вы думаете, что это за русские блюда. А это ребята блины и пироги из печи. Прошу к столу. Приятного аппетита.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X