Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: СИНЬКЕВИЧ Наталья Ивановна

«СЕМЬЯ И ШКОЛА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

скачать документ

Вернуться назад

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»Синькевич Наталья Ивановна, ГУО «Средняя школа № 16 г.Минска», бакалавр педагогических наук, учитель белорусского языка и литературы, «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»В.А.СухомлинскийВажным направлением деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. Поэтому нам, классным руководителям, важно найти общий язык в первую очередь с родителями учащихся. Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.Трудности в работе с родителями были и есть: не все понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями. Как же привлечь родителей в школу, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?Ответ, казалось бы, прост: надо сделать так, чтобы родителям было в школе интересно, а посещение приносило пользу, не вызывая негативных эмоций. Я считаю, что только сформировав союз единомышленников: дети – педагог – родители и объединив совместные усилия, можно добиться успеха и положительных результатов в воспитательной работе. Я на протяжении всего своего педагогического стажа выполняла роль классного руководителя. Разные были классы. Всегда были проблемы (большие и маленькие), разные были жизненные обстоятельства. Постепенно накапливался опыт общения с детьми и их родителями. Всегда было очень сложно совмещать работу учителя – предметника и классного руководителя. Сегодня я поделюсь своим небогатым опытом работы с семьями моих воспитанников.В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.Родительское собрание В работе собраний принимают участие и школьный врач, и психолог, лекторы различных обществ и сами родители. Стараюсь разнообразить формы работы с родителями – это и «круглый стол», и семинары с элементами тренинга, семинары-практикумы, родительские конференции, работа в группах. Ставлю перед собой задачу проводить работу с родителями так, чтобы им не было скучно на собраниях. Все собрания можно разделить на группы:организационные,тематические,текущие,итоговые.Большой популярностью пользуются тематические родительские собрания, которые я провожу в форме кинолектория. Можно бесконечно рассуждать о роли спорта в жизни ребёнка, о важности здорового питания, о пагубном влиянии вредных привычек на организм подрастающего поколения, но куда более действенен просмотр документальных роликов, ярко представляющих всю картину рассматриваемой проблемы. Тематические родительские собрания проводятся с обязательным приглашением специалистов (медицинские работники, участковый инспектор, психолог и т.д.).Итоговые родительские собрания проводятся совместно с детьми. Для родителей оформляются красочные приглашения, в которых расписана программа встречи. Сама форма приглашения вызывает у родителей положительные эмоции, и они с удовольствием приходят на собрание в ожидании чего-то необычного. И тут главное – не спугнуть…На итоговом собрании акцент делается только на положительных моментах: рассматриваются достижения класса, объявляются лучшие ученики по итогам года, награждаются победители конкурсов и смотров, вручаются благодарственные письма самым активным родителям.Работа родительского комитета В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, а главное – в решении хозяйственно–бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в моем классе является оказание помощи при проведении тематических праздников. Родители являются инициаторами многочисленных поездок по памятным местам Беларуси. 3 – 4 раза в год для ребят организуются экскурсионные поездки, которые оставляют положительные эмоции и у детей, и у родителей. Как заметили последние, у них у самих нет времени и возможности возить детей по Беларуси, знакомя их с историей и культурой нашей страны. Поэтому родители благодарны, в частности, мне, за то, что у нас в классе есть такая традиция, а у ребят есть возможность посмотреть мир (пусть даже в пределах республики).Индивидуальные беседы и консультацииИменно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Эта форма работы мне близка, т.к. при личной беседе проще «договориться», найти компромисс в решении той или иной проблемы.К такой форме работы родители относятся более ответственно, чем к собраниям. У них нет возможности спрятаться за спины других родителей, отмолчаться… Им приходиться идти на диалог, держать ответ, решать проблему…. И это имеет свои положительные результаты. Заочные конкурсыМногие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие в каком–либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. Родители охотно принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. В данный момент, например, родители помогают детям в поисково-исследовательской работе, проводимой в нашей школе на базе Музея боевой славы.Совместное участие в мероприятиях способствует сплочению не только родительского коллектива, но и является примером для ребят. Круглый столЛучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая.Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.Праздники Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Праздник создает особую, доверительную атмосферу.Эта форма работы преобладает, безусловно, в среднем звене. Сейчас у меня 10-й класс (уже третий выпуск). Дети этого возраста предпочитают отдыхать самостоятельно, но с радостью прибегают к помощи своих родителей на этапе подготовки к празднику.День открытых дверейТакое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но всё же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе.«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.В этот день мы стараемся организовать общешкольное мероприятие. Например, в эту пятницу у нас прошла осенняя ярмарка «Рог изобилия», в которой родители с удовольствием принимали участие и как кондитеры, и как посетители-покупатели.Шестой школьный деньАктуальным направлением воспитательной работы является организация работы в шестой школьный день.В этот день должна активизироваться работа с неблагополучными семьями по снижению факторов риска для детей, находящихся в социально опасном положении. В субботний день повышается вероятность застать дома родителей, к которым у педагогов имеются вопросы по проблемам семейного воспитания, учебы или поведения детей. Эту возможность следует использовать, организуя посещение таких семей.В шестой школьный день мы организовываем совместное посещение кинотеатров, выставок, музеев. Родители с удовольствием участвуют в Днях здоровья.Посещение на домуВажной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространенная и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Посещая семьи своих воспитанников, я изучаю на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Сама атмосфера дома может рассказать о многом.Проработав в школе 20 лет, могу сказать с уверенностью, что родительский коллектив класса должен стать надёжной опорой для классного руководителя, его правой рукой.Необходимо отметить, что значимую помощь родители оказывают в оборудовании и оснащении кабинета, которым я заведую уже в течение нескольких лет.Слаженная совместная работа с родителями даёт свои плоды: родители моего класса всегда принимают активное участие в жизни класса и школы, зачастую сами являются инициаторами того или иного мероприятия. Ребята часто становятся победителями различных школьных и районных мероприятий, конкурсов. И дети, и родители активно участвуют в акциях и субботниках.Я убеждена, что именно такие отношения: детей – родителей - классного руководителя – являются залогом успеха в решении поставленных задач.Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача – образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвует в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога должно создавать благоприятные условия для развития ребенка.Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Я от всей души желаю Вам, уважаемые коллеги, успехов в этом нелёгком, но (хочется верить) благодарном труде.ЛитератураБогословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск, 1998;Журнал «Праблемы выхавання», № 5-13 / 2006;Кодекс республики Беларусь о браке и семье. Минск, 1999;Социальная работа с семьей. Проблемы и перспективы. Выпуск 3. Антология. Издательство: Издательство Санкт-Петербургского университета. Серия: Международная программа "Уличные дети Санкт-Петербурга. От эксплуатации к образованию"Храмова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности. М., 2005http://iemcko.narod.ru/3114.html. сайт практического психолога.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X