Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Третьякова Лена Гавриловна

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

скачать документ

Вернуться назад

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХАНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТретьякова Лена ГавриловнаМОБУ СОШ № 5 им. Н.О. Кривошапкина, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)учитель английского языка.В статье рассмотрено развитие коммуникативной компетенции в процессе преподавания английского языка. Современный этап развития системы образования в Российской Федерации характеризуется образовательными инновациями, направленными на сохранение достижений прошлого и, в то же время, на модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени, новейшими достижениями науки, культуры и социальной практики. Характерной особенностью этого периода развития педагогического образования является поиск нового содержания, форм, методов и средств обучения; развертывание широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной философии образования. Компетентностный подход к изучению иностранных языков рассматривается как средство организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающее усвоение ими содержания обучения и достижение цели обучения при решении определенных проблем и стоящих задач. Современная педагогика описывает несколько групп компетентностей. В соответствии с решениями Европейского Совета основной компетентностью на уроках иностранного языка является коммуникативная компетентность, потому что она обеспечивает обретение учащимися умения обсуждать проблемы, доказывать собственную позицию, вырабатывать собственную точку зрения, развивать критическое и креативное мышление и адаптироваться в языковой среде. Необходимость формирования коммуникативной компетентности учащихся обусловлена ​​реализацией не только соответственно обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Наиболее эффективными способами реализации коммуникативного подхода является применение интерактивных методов обучения. Системное использование интерактивных методов актуально для современного образования, и выступает основательной составляющей в формировании компетентной личности ученика как гражданина современного демократического общества с учетом непрекращающегося технического прогресса и изменением структуры жизни человечества. Целью статьи является рассмотрение особенностей процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.Ключевые слова: среднее образование, компетенции учащихся, коммуникативная компетенция, Компетентностный подход, английский язык.Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам определился в результате методического осмысления научных достижений в области лингвистики – теории коммуникативной лингвистики и психологии и теории деятельности, что нашло отражение в работах по психологии и методики обучения иностранным языкам у таких ученых как Пассов Е.И., Мильруд Р.П., Павловская И.Ю., Леонтьев А.А., Зайцева С.Е. и другие.Учеными-методистами определены многочисленные типичные коммуникативные ситуации, которые по критерию сходства объединяются в большие группы, образующие так называемую сферу общения. Основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, что подразумевает овладение языком как средством межкультурного общения, развитие умений употреблять иностранный язык как инструмент в диалоге культур и цивилизаций современного мира[1].Эта цель предполагает достижение школьниками такого уровня коммуникативной компетенции, который был бы достаточным для осуществления общения в устной (говорение, аудирование) и письменной (чтение, письмо) формах в пределах определенных коммуникативных сфер, тематики ситуативной речи и на основе изученного речевого материала.В коммуникативной компетенции можно выделить нескольких видов:- речевая (лингвистическая) компетенция, обеспечивающая овладение учащимися языковым материалом с целью использования его в устной и письменной речи;- речевая компетенция, связанная с формированием у учащихся умений и навыков общения в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении (монолог, диалог), чтении, письме;- социокультурная компетенция, которая предполагает усвоение учащимися знаний социокультурных особенностей страны, язык которой изучается, культурных ценностей и морально-этических норм своего и других народов, а также формирование умений их использовать в практической деятельности;- социолингвистическая компетенция, обеспечивающая формирование умений пользоваться в процессе общения речевыми реалиями (образцами), особыми правилами речевого поведения, характерными для страны, язык которой изучается;- общеучебные компетенции, способствующие овладению учащимися стратегиями речевой деятельности, направленной на решение учебных задач и жизненных проблем.Каждый этап обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа) характеризуется не только разной тематикой и объемом учебного материала для общения, но и разнообразными методами, формами и видами учебной деятельности в соответствии с уровнем развития учащихся, их интересов, опыта. В этой связи каждый этап должен иметь свои цели и задачи.В этом контексте важную роль приобретает профильное изучение иностранного языка в рамках образовательного процесса. В общем виде профилизацию можно охарактеризовать как: особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, форма организации учебной деятельности учеников, при которой учитываются их интересы, наклонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации учебного процесса.Профильность в процессе преподавания английского языка является не просто углублением знаний по предмету, а практическим опытом деятельности в определенной профессиональной сфере, направленным на формирование интегрированных знаний и социальных компетентностей учащихся. Так, в частности, целью филологического профиля обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях является удовлетворение профессионального интереса школьников к занятиям языками и филологией. При этом практические задачи могут ставиться разные, в зависимости от конкретных педагогических условий обучения, потребностей учащихся и наличия соответствующих кадров. К примеру, это может быть подготовка гидов-переводчиков либо переводчиков технической либо художественной литературы, научно-исследовательская деятельность в области определенного языка, либо общего и сравнительного языкознания, овладение обычными дидактическими способностями и подготовка к поступлению на языковые факультеты педагогических высших учебных заведений.Что касается роли иностранных языков в нефилологическом профиле, то следует отметить, что английский язык может быть интегрирован в любой нефилологический профиль, если школа сочтет это возможным и целесообразным. В нефилологических профилях английский язык выступает не только целью, но и средством изучения другой нелингвистической предметной отрасли (например, экономики, истории, информатики и т.п.), причем средством, которым следует хорошо владеть. Углубленное изучение английского языка в пределах нефилологического профиля проявляется в большем внимании к языковым формам, языковым закономерностям, а также социокультурным особенностям изучаемого языка и обеспечивается большим количеством часов, чем в базовом курсе. Следует подчеркнуть, что профильное изучение английского языка в старших классах нефилологического профиля является на сегодняшний день самым востребованным.Реализация коммуникативного подхода в учебном процессе по иностранному языку в рамках любого профиля означает, что формирование коммуникативной компетенции учащихся происходит и благодаря осуществлению учеником иноязычной речевой деятельности. Иными словами, овладение средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими) направлено на их практическое применение в процессе коммуникации. Овладение умениями говорения, аудирования, чтения и письма осуществляется путем реализации этих видов речевой деятельности в процессе обучения в условиях моделирующих ситуации реального общения. В связи с этим, учебная деятельность учащихся организуется таким образом, чтобы они выполняли мотивированные действия с речевым материалом для решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей и намерений общения.Изучение английского языка является эффективным средством социализации, самовыражения, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности, по причине давнего закрепления данного языка – языком международного общения. Интернационализация всех сфер общественной жизни, усилившаяся в последнее время, делает жизненно важным и с практической точки зрения владение английским языком. Нет особой необходимости говорить о воспитательной и развивающей функции данного предмета как самостоятельного, изолированного от единой системы воспитания и развития личности процесса. В любой образовательной системе он вписывается в единый процесс развития мотивации учения, памяти, интеллектуальных способностей, самостоятельности, инициативности и других качеств личности.Общение людей в реальной жизни происходит благодаря возникновению потребности в реализации определенного коммуникативного намерения, достижение или не достижение которого определяет результат речевого общения. В ходе общения коммуниканты выступают в качестве носителей определенных социальных отношений, возникающих в той или иной сфере деятельности и реализуемых в конкретных речевых ситуациях. Формирование коммуникативной компетенции возможно при моделировании в учебном процессе типичных ситуаций реального общения, возникающих в разных сферах жизни и касающихся разных тем. То есть предметно-содержательный план англоязычной речи учащихся во время обучения обуславливается темой, ситуацией и сферой общения.Обучение английскому языку в общеобразовательном учреждении происходит в различных сферах интеллектуального и бытового общения: в социально-бытовой, общественно-политической, социально-культурной и профессионально-трудовой [2].Методы обучения дают ответ на вопрос «Как учить?» Понятие «метод» означает путь к поставленным целям. В современной методике обучения иностранным языкам метод трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле метод означает систему обучения. В узком смысле метод означает способ упорядоченной деятельности учителя и учащегося на пути к поставленным целям обучения. В этом смысле метод – это способ, обеспечивающий взаимодействие ученика и учителя (в образовательной среде это – коммуникативно-ориентированный подход).Для обеспечения учебной деятельности учащихся учитель применяет следующие методы-способы: демонстрацию (показ), объяснение и организацию упражнений. Методы-способы, которые носят универсальный характер и используются в любой методической системе. Однако их соотношение и «наполнение» предопределяются принципами обучения. Принцип коммуникативности обуславливает преимущественное использование коммуникативных упражнений в процессе упражнения [3]. Учебный процесс по иностранному языку включает три основных методических этапа:- этап презентации нового материала;- этап тренировки;- этап практики в применении усвоенного материала в процессе общения в различных видах речевой деятельности.На каждом этапе используются соответствующие методы-способы.На этапе презентации – это демонстрация (показ) нового материала и способов оперирования им. Учитель демонстрирует образцы речи, показывает их функционирование в контексте. Такая демонстрация может осуществляться с опорой на рисунок, предмет, действие и т.д. Ученик в настоящее время знакомится с новым материалом и способами оперирования этим материалом.На этапе тренировки и практики учитель организует использование учащимися в применении усвоенного материала в устном или письменном общении. При этом используются разные упражнения.В свою очередь учащиеся совершают операции использования методов-способов в разных видах речевой деятельности.Следует отметить, что применение методов как учителем, так и учащимися направлено не только на организацию и реализацию учебной деятельности, но и на управление ею.Управление учебной деятельностью реализуется, благодаря осуществлению учителем контроля за успеваемостью учащихся в овладении англоязычной речевой деятельностью на каждом этапе обучения. Учащиеся пользуются самоконтролем и самокоррекцией, но вместе с тем начинают избавляться от страха говорить на иностранном языке [4].Что касается методических приемов-обучения, то они связаны с конкретными действиями учителя и учащихся. Это элементарные поступки (действия), направленные на выполнение конкретной задачи на определенном этапе урока. Методы и приемы – взаимосвязанные понятия. Образно говоря, метод – это емкость, а прием – это вещество, наполняющее эту емкость. К приемам относят, например – приемы семантизации новых лексических единиц, приемы в организации учебной деятельности учащихся в проработке нового материала, закреплении приобретенных навыков и развитии умений речи в ситуациях общения путем выполнения учащимися разнообразных языковых (кроссворды, пропуски, описание рисунков) и коммуникативных (речевых) упражнений (описать последовательность действий на рисунках, ответить на вопросы, ролевая игра и т.п.).Средства обучения являются важным компонентом учебного процесса по иностранному языку в учебных заведениях. Определение средств обучения – это ответ на вопрос «С помощью чего учить?»Средства обучения английскому языку распределяются на: основные и вспомогательные; комплект для учителя; комплект для ученика; технические и нетехнические[5].В идеале, все средства должны быть представлены в учебно-методическом комплексе (УМК), по которому проводится обучение английскому языку в данном классе средней общеобразовательной школе. В таком случае УМК является основным средством обучения по всей полноте его компонентов: учебника, книги для учителя, лингафонного практикума, компьютерных программ, комплекта слайдов, диафильмов, аудио-, видеокассет, CD, DVD, мобильных приложений.Следовательно, развитие коммуникативной компетенции зависит от множества вышеупомянутых факторов, знаний и умений учителя, творческого подхода и мастерства, индивидуальных особенностей, речевой линии, систематичности к поиску новых подходов. А использование интерактивных форм работы при изучении английского языка является отличным инструментом для усовершенствования речевых навыков, развития креативности, а также повышения социальной адаптации учащихся.Иноязычная деятельность в рамках образовательного процесса в школе имеет признаки целостности (язык – совокупность видов речевой деятельности) и организованности (взаимодействие всех видов речевой деятельности); она тесно связана со смыслом образования и имеет ряд особенностей. Во-первых, «Английский язык» – это учебный предмет, который преподается собственно на иностранном языке, или с его использованием. С одной стороны, он может быть профильным предметом, в связи с чем высокая языковая компетентность считается лишь условно. С другой, ввиду того, что учебный план предполагает государственную итоговую аттестацию по иностранному языку в 11 классе, если это профильный предмет, иноязычная деятельность старшеклассника должна представлять выражение научно обоснованного использования английского языка как языка обучения. При этом уровень языковых знаний учащихся старших классов должен быть достаточным. Во-вторых, как отмечалось выше, обучение английскому языку представляет собой преподавание комплекса различных видов речевой деятельности. В-третьих, степень овладения английским языком рассматривается на уровне автоматизированного навыка. Эта особенность относится к общей специфике любого иностранного языка как излагаемого предмета и означает, что старшеклассник должен не только заучить определенный объем учебного материала и воспроизвести его на зачете или экзамене, но и разместить этот материал в долговременной памяти с целью дальнейшего многократного воспроизведения и использования. В этой связи, обучение английскому языку принципиально отличается от преподавания других школьных предметов. Механизмы этого процесса всегда индивидуальны для каждого ученика, а способы запоминания явлений языка – индивидуализированы, поэтому деятельность школьника должна быть организована максимально эффективно. А это возможно при оптимальном управлении познавательной и учебной деятельностью, связанного со знанием индивидуальных особенностей учеников в области изучения иностранных языков, и методы, приемы и способы, а также подача материала, используемые преподавателем имеют первоочередное значение. Следует отметить, что овладение языком ориентировано не только на общение, то есть на собеседника, и не только на образ мира, то есть на сознание, но и на личность ученика. Оно связано с целым рядом личных моментов, к которым относится мотивация, та или иная установка, проблема «Я-личностной» и групповой идентичности и т.д. Особой проблемой является отношение человека к языку и положительная или отрицательная установка на речь на этом языке.Таким образом, главная цель при изучении любого иностранного языка (в том числе английского) – это овладеть иноязычным межкультурным общением через формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции. Приблизить обучающую ситуацию на уроке к реальному общению – такова задача каждого учителя иностранного языка. Вызвать мотивацию к общению можно только заинтересованным обучением, где учитель и учащийся являются партнерами в общении. [6] Заинтересованное обучение имеет место там, где учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, поскольку для каждой возрастной группы характерен вид ведущей деятельности. Поэтому при выборе заданий обязательно учитывается, что для учащихся 2 – 6-х классов ведущей является игровая деятельность, в 7 – 9-х – важнейшей является познавательная и целостно ориентационная деятельность, в старших классах, кроме этого, большое значение приобретает коммуникативная деятельность. Все виды деятельности тесно связаны с таким понятием, как «познавательный интерес» – надежный и реальный фактор мотивации обучения.После 1991 г. в системе образования и педагогики Российской Федерации начался процесс формирования новой парадигмы образования и педагогики, в связи с чем в них стало возможным и появление коммуникативного подхода. Коммуникативный подход в образовании (педагогике) определяется как универсальная идея, которая определяет, раскрывает, актуализирует коммуникацию как онтологическую, телеологическую, аксиологическую основу развития личности и методологическую основу педагогики. Методологически-гносеологической сущностью коммуникативного подхода в образовании (педагогике) является рассмотрение и исследование образовательных явлений, через призму образовательно педагогической коммуникации. Развитие коммуникативного подхода в образовании позволяет сформировать систему образования, которая будет отвечать потребностям современного исторического периода развития человека и общества, повышение качества усвоения образовательного материала.Коммуникативная направленность занятий по английскому языку также способствует росту заинтересованности в изучении языка и повышает практическую значимость дисциплины, ее непосредственный вклад в подготовку учащихся к реальному «живому» общению на английском языке и открытию «окна возможностей» в современном мире.Библиографический список:1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. – С. 223.2. Дворянкина И.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка// Гуманитарный вестник (Горловка) – 2017. – №1 (3). – С. 16-19.3. Голуб, Л. Н. Коммуникативный подход в обучении / Л. Н. Голуб // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017. – № 4. – С. 64–67. 4. Килпатрик У.Х. Метод проектов. // Спец. приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». – 2003. № 4. С. 237.5. Чувелева Н.Н. Средства обучения иностранному языку. Сервис «Справочник.Автор 24». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/sredstva_obucheniya_i_ih_klassifikaciya/sredstva_obucheniya_inostrannomu_yazyku/ (дата обращения: 31.05.2022).6. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе/ Методическое пособие для учителей – Минск, 2000 – С. 8.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X