Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Волхонова Татьяна Ивановна

Государство – главный объект политической карты

скачать документ

Вернуться назад
Школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тоншаевская вечерняя (сменная) школа»
Класс: 10
Тема урока: «Государство – главный объект политической карты».
Урок построен на основе использования элементов блочно-модульной технологии
Место урока в структуре учебного занятия:
Раздел «Политическая карта мира» 5 часов
1.Формирование политической карты мира.
2. Государство – главный объект политической карты.
3. Типы государств.
4. Политическая география и геополитика.
5. Урок обобщения по теме «Политическая карта мира».
Учебная задача:
Вовлечь обучающихся в образовательную, коммуникативную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную, рефлексивную ситуацию:
овладеть теоретическими знаниями об объектах политической карты мира;
сформировать представление о государстве как главном объекте политической карты;
познакомить учащихся с территориями и границами государства, формами правления и государственного устройства;
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, картой и текстом учебника.
Цель – предмет (предметный результат):
Обучающиеся научатся:
давать определение понятиям: «территория государства», «государственная граница», «монархия», «республика», «унитарное и федеративное государство»;
различать формы правления,формы государственного устройства;
получать представление о разнообразии государств современного мира;
будут знать объекты политической карты мира, а также приводить примеры стран с республиканской и монархической формой правления;
называть примеры с унитарным и федеративным государственным устройством;
оценивать свои знания и умения, полученные на уроке.
Цель – способ (метапредметный результат):
Обучающиеся овладеют умениями работать с различными источниками информации, обобщать, систематизировать и выделять главное, четко и ясно излагать мысли, выступать перед аудиторией.
Цель – ценность (личностный результат):
Обучающиеся убедятся в том, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом; что знания, полученные на данном уроке, пригодятся им в реальной жизни.

Исходное состояние обучающихся 10 класса:
- имеют небольшой опыт работы с различными источниками информации;
- могут раскрывать понятия «территория государства», «государственные границы», «монархия»;
- не различают страны по формам правления, государственному устройству;
- могут отвечать на вопросы, пользуясь политической картой мира;
- большинство обучающихся не могут строить логические рассуждения;
- частично владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);
- могут преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Вечерняя школа имеет свои особенности. Разноуровневый в социальном и семейном плане контингент обучающихся (дети из малообеспеченных, многодетных семей; подростки из неблагополучных семей, испытывающие трудности в учебе и в общении с окружающими; дети, стоящие на внутришкольном учете, КДН и ПДН); низкий уровень мотивации к обучению; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания, ); пробелы в знаниях учеников по различным разделам школьного курса.

Формы оценки планируемых результатов:
Предметный результат:
- заполнение таблицы в «Формы правления»;
- фронтальная работа в эвристической беседе;
- выполнение разных видов заданий (вставьте пропущенные слова, ответьте письменно на вопросы, найдите ошибки в тексте, игра «верю-не верю»).
2. Метапредметный результат:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск информации;
- структурирование знаний;
- смысловое чтение;
-постановка и формулирование проблемы;
- сравнение.
3. Личностный результат:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- системы значимости межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
- социальные компетентности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, презентация

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Взаимное приветствие обучающихся и учителя; фиксация отсутствующих; раздача тетрадей, учебников и ручек.
Обучающиеся готовятся к учебной деятельности.


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
- В чем же заключается главная функция политической карты мира?
- Какие процессы не отражает и не способна отразить политическая карта мира? Почему?
На прошлом уроке вы познакомились с формированием политической карты мира, изучили периоды ее формирования, количественные и качественные сдвиги.
Давайте вспомним материал прошлого урока.
Найдите ошибки в тексте:
(дается текст на карточках каждому обучающемуся)
Обсудите результаты своей работы с классом.
Оцените свою работу (4 балла)




Ответы на вопросы учителя










На карточках ищут ошибки в тексте, поставленные учителем.
Обсуждают и оценивают


1.3. Создание проблемной ситуации
Сегодня я хочу вас познакомить с государством как главным объектом политической карты. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Обучающиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.


2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Итак, сегодня мы с вами будем находить ответы на вопросы: Что представляют собой территория государства и его границы? Каковы основные формы правления государств? Какое отношение к географии имеет форма государственного устройства?
Учитель зачитывает эпиграф урока:
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю». Китайская мудрость.

Ученики формулируют тему и цель урока. Тему записывают в тетрадь.


Обучающиеся извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.



2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Модуль 1 – Территория и границы государства.
Учитель дает руководство по усвоению учебного материала
Внимательно выслушайте сообщения обучающихся и объяснения учителя.
Запишите в тетрадь определения понятий «территория государства», «государственные границы».
Сформулируйте ответ на вопрос «Что представляют собой территория государства и его границы?»
Обсудите результаты своей работы с классом.
Оцените свою работу (3 балла: 1 балл за правильную формулировку понятий, 2 балла за правильный ответ на вопрос).




Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.
Заполняют тетради.
Формулируют ответ на вопрос.
Обсуждают свои результаты и сами оценивают свою работу.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Модуль 2 – Формы правления.
Руководство по усвоению учебного материала
Посмотрите слайды презентации 8-14;
Изучите текст учебника на странице 91-92;
Запишите в тетрадь определения понятий «монархия», «республика».
Заполните таблицу «Формы правления»;
Оцените свою работу (12 баллов).
Модуль 3 – Формы государственного устройства.
Руководство по усвоению учебного материала
Посмотрите слайды презентации 15-17;
Изучите текст учебника на странице 92-93;
Запишите в тетрадь определения понятий «унитарное государство», «федеративное государство».
Заполните в тетради ответы на вопросы 6-8 учебника стр. 93.
Оцените свою работу (8 баллов).
Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.









Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.




2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Модуль 4 – Проверь свои знания
Руководство по закреплению учебного материала
Вставьте пропущенные слова в предложениях: «Неотъемлемые части государственной территории острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, (Нахичевань территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название , а обозначение границы на местности . В мире существуют две главные формы правления (или государственного строя) и . В президентских республиках полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. Примерами таких стран являются США, Бразилия, , , и др. Федеративное государство союзное государство, состоящее из государственных образований , , и т.д. В таком государстве действуют единая конституция, единые федеральные органы государственной власти».

Проверьте результаты своей работы.
Оцените свою работу (максимальная оценка -10 баллов)

Игра «верю-не верю»:
- В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними.
- Анклав, имеющий выход к морю, называется моноанклавом
- Морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 42 морских миль от прибрежной линии.
- Редко разновидностью монархии является абсолютная теократическая монархия, т. е. такая форма правления, при которой в руках духовенства сосредоточена одновременно и духовная и светская власть.
- По государственному устройству все страны делятся на унитарные и федеративные. В мире преобладают федеративные государства.
Проверьте результаты своей работы.
Оцените свою работу (максимальная оценка -5 баллов)
Обучающиеся структурируют знания.
Анализируют объект, выделяя существенные признаки.
Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Ответьте на 3 понравившихся вопроса письменно:
А вы знаете, что сегодня на уроке я_________
Больше всего мне понравилось_________
Самым интересным сегодня на уроке было______________
Самым сложным для меня сегодня было_____________
Сегодня я понял____________
Сегодня я научился_________
Сегодня я задумался_________
Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Оценка и самооценка
Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали
40-42 балла, то получаете оценку «5», 35-39 б. – «4»,
30-34 б. – «3»,
менее 30 б. – «2».

На этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.











государство – главный объект политической карты. Волхонова Т.И.







Лђ Заголовок 5 Заголовок 7

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X