Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Яшина Татьяна Ивановна

Групповые формы организации обучения на уроках географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

скачать документ

Вернуться назад

Горявская Татьяна Петровна, методист ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ЕГО ОЦЕНИВАНИЕ С ПОЗИЦИЙ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИМеняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех педагогов, которые ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи. Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность? Эффективность урока зависит от использования методических приёмов. Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Существует большое разнообразие методических приемов. Наиболее часто используются следующие виды:1. Демонстрационные, они способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой приём особенно эффективно использовать на уроках изучения нового материала.2. Графические приемы, которые обогащают слово учителя, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию: рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Дома, запоминая параграф, ученик обращается к предложенной схеме. Это способствует эффективному запоминанию, а не зазубриванию материала.3. Включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 4. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Расшифровка терминов позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение. А если ребёнок умеет оперировать географическими терминами, это ещё один шаг к успеху в обучении. 5. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев. Так, например, при изучении темы «Общие черты и особенности природы материков южного полушария» в 7 классе перед учащимися ставится проблемная задача: почему часть материков земли объединена общим названием – южные? Южные по отношению к экватору? К другим материкам? Что служит основанием для их объединения? Ученики обычно отвечают, что эти материки входили в состав Гондваны, следовательно, у них наверное, есть общие черты. «Их нам и предстоит определить в процессе изучения» – ставится перед ними долгосрочная учебная задача.6. Прием адаптации к жизненным ситуациям – прием сравнения с конкретными предметами, с природой родного края.Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. При анализе происходящего пересекаются области географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, как география. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Самая эффективная  в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки.«Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение из области различных предметов по определенной теме. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.Задача учителя, планирующего интегрированный урок, – научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.Выделяют следующие типы уроков для обучающихся разного возраста:урок-игра;урок-беседа;урок-наблюдение, или урок-исследование;урок-передача;урок – литературно-музыкальная композиция;урок-открытие;урок-конференция и др.Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей.Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. По высказыванию В. А. Сухомлинского, это и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели. Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени, можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки интегрированных уроков, и конечно, есть большое количество тем, которые похожи по содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени, являются либо закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой-либо дисциплиной.Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии, ОБЖ, МХК и другим предметам.Например, установление продолжительности дня и ночи в зависимости от широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без математических расчетов. Например, в курсе математики 6 класса вычисляют среднее арифметическое, читают графики. Эти знания нужны для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха в географии, а вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – для нахождения амплитуды температуры воздуха. Также на уроке математики изучается тема «Масштаб», а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме «План и карта». Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный, и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме «Масштаб и его применение в географии», на котором дети применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятия веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Например, при изучении темы «Атмосфера» изучаются такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. В курсе физики они изучаются в 7 классе, а в курсе географии – в 6-м. Поэтому целесообразно провести интегрированный урок по географии и физике уже в 6 классе, а учителю физики с обучающимися рассмотреть эти понятия в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления.Можно провести также интегрированный урок по географии и физике при изучении темы «Тропические пустыни Африки», на которой рассматриваются миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Физика помогает ответить на вопросы: «Почему в Сахаре большие амплитуды температуры воздуха?», «Как движутся пески и образуются барханы?» и др. Выполняя практическую работу по определению плотности песка и воды, учащиеся проникают в суть явлений и процессов, происходящих в пустыне. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы. На интегрированном уроке ребята смогут закрепить знание закона сохранения вещества и энергии, познакомиться с физическим понятием деформации и видами деформации, а также сейсмическими волнами – продольными и поперечными, решить проблему использования энергии вулканов человеком.Тема «Землетрясения» даётся в курсе географии очень кратко: понятие, причины, районы землетрясений. В курсе же ОБЖ на изучение этой темы отводится больше часов: рассматриваются шкала Рихтера, правила поведения во время землетрясений, оказание первой помощи. Возможен интегрированный урок по географии и ОБЖ на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой, и правила поведения в экстремальных ситуациях».Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах, а география – на абиотических её компонентах. Но так как связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки тесно связаны. Урок обобщающего повторения по теме «Австралия» можно интегрировать с биологией, так как животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии.Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего, темы «Промышленность мира» и «Межотраслевые комплексы России», а также в темах о происхождении горных пород и минералов, почве, солености океанической воды, миграции веществ в литосфере и гидросфере. При условиях интеграции уроки по этим темам будут проходить более эффективно. Возьмем для примера интегрированный урок по географии, биологии, химии «Реки и человек». Урок в такой форме поможет обучающимся усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности – загрязнении воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока – урок изучения нового материала.Особо взаимодействуют география и история. На уроках географии невозможно сформировать полное представление о территории без исторических данных, а изучение истории периодически наталкивается на необходимость привлечения географических карт для уточнения природных условий изучаемых исторических территорий. Например, в 5 классе в теме «Как люди открывали мир. Великие географические открытия» легко проследить межпредметную связь между этими двумя науками, т.к. курс географии при изучении данной темы рассматривает основные этапы открытия материков и исследования океанов, история же в свою очередь даёт знания о путешественниках-мореплавателях, чьи имена вошли в эпоху Великих географических открытий. Или при изучении «Географии населения России и мира», когда приобретаются знания о географических аспектах религиозного состава населения мира, изучаются зоны конфликтов, выявляются состав и особенность размещения населения разного вероисповедания, нужно обязательно географический материал подавать в контексте с историческим.География развивает у учащихся гуманитарно-культурологическое восприятие природы, на нее ложится особая ответственность за воспитание любви к Родине. Формировать гуманистическую направленность личности может интеграция географии с литературой. Она позволяет точно и ёмко создать образ территории, повышает интерес к изучаемой теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Так, при изучении народов Северного Кавказа можно успешно использовать произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. Н. Толстого и на примерах воспитывать уважение к народам России. При знакомстве с природными комплексами России с помощью стихотворений можно развивать воображение, формировать экологическое сознание, воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, бережного отношения к природным богатствам. Через литературные эпиграфы к уроку можно эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования.Во время изучения стран в курсе 7 и 11 классов можно успешно интегрировать географию и английский язык. Изучая особенности англоговорящих стран на уроках географии, обучающиеся формируют языковую компетентность. Они работают с текстами страноведческого характера на английском языке. Такие занятия помогают расширить кругозор обучающихся, пробуждают интерес к предмету, позволяют использовать индивидуальные возможности ребенка.На уроках географии можно успешно использовать разнообразную музыку. При изучении тем «Климат» или «Погода», чтобы сильнее передать ассоциации, складываемые с той или иной погодой, уместно поставить «Времена года» П. И. Чайковского. А при изучении темы «Атмосферные вихри» – произведение Г. Свиридова «Метель». Как можно при изучении стран и народов в 7 и 11 классах не послушать удивительную музыку и песни разных народов мира? А изучать Россию без русских народных песен и музыкальных произведений о Родине разве возможно? Многие песни показывают географические особенности, красоту и неповторимость территорий, рек и озер. Так почему же их не сделать частью урока?Чтобы дети не утратили интерес к интегрированным урокам и они  приносили ощутимый эффект, достаточно 3 – 4 уроков в год. Кроме того, подготовка интегрированных уроков занимает гораздо больше времени, чем обычных. Нужно согласовать учебный материал с другим учителем, чтобы не было повторов и противоречий в изложении и трактовке различных понятий.Преимущества интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.Интегрированные уроки привлекают внимание необычной формой, возможностью участия большого числа обучающихся, состязательностью, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик действительно становится в центре учебного процесса.Согласованная и обоснованная система уроков географии нетрадиционной формы – существенный фактор усвоения географической картины мира и развития личности учащихся.Литература 1. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М. : Просвещение, 2011.2. Панченко Т.В., Коньшина Т.В. Межпредметная интеграция как условие эффективности уроков литературного чтения. // Начальная школа.2011.№ 2.С.3.-5.3. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М., 2000.4. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т., Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы. М.: "Кредо", 2013.С.121.5. https://studme.org/182132/pedagogika/sovremennyy_urok_geografii6. https://infourok.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-effektivnosti-uroka-geografii-i-istorii-1608446.html

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X