Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Бурова Наталья Викторовна
Кружковая работа как форма организации образовательной деятельности
скачать документВернуться назад
МУ ДО «Центр дополнительного образования» р.п. Новые Бурасы Саратовской областиКружковая работа с детьми дошкольного возраста как форма организации образовательной деятельностиПедагог дополнительного образования Бурова Наталья ВикторовнаАктуальность. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения.Накоплен определенный положительный опыт организации. Оно по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми. Занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», а также позволяет развивать интеллектуальные, творческие способности каждого ребенка. Кружковая работа не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей. Содержание дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности.Методическая обоснованность. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса и потребностей, строящихся на дополнительном материале. В создании программы по организации кружка, в основу легли методологические взгляды педагогов: Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования. Также программа создавалась на основе задач программы воспитания (раздел 2.1.6 Социально-гуманитарное направление воспитания). На основе разработанной программы социально-гуманитарной направленности на базе нашего учреждения начал работу кружок «Ступеньки», который ориентирован не только на освоение учебных действий, но и на воспитательный аспект в работе с детьми. Программой кружка предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение умений, знаний и навыков, способов познания, на формирование элементарных представлений детей в области познавательного, физического и творческого развития.Цельсоздание условий для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.Методы и приемы:- словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка);- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;- объяснительно- иллюстративный метод;- метод самостоятельной работы;- создание ситуации успеха;- метод стимулирования;- оздоровительный метод. Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик. Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области заключается в том, что содержание курса объединено в 2 тематических блока, каждый из которых реализует отдельную задачу. Программа «Ступеньки» предлагает систему занятий и состоит из следующих курсов: «Раз – ступенька, два – ступенька» (практический курс математики для дошкольников), «От слова в букве» (обучение грамоте и развитие речи). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение некоторых теоретических знаний и правил, но и формирование умений и навыков практического использования этих знаний и правил. Содержание занятий направлено на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе данная программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов: - создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества). Программа разрабатывалась с уважением к классической педагогике и психологии и одновременно – с опорой на новейшие достижения мировой науки о дошкольном детстве и общие законы организации и развития любой деятельности, разработанные ведущими российскими методологами в последние десятилетия. Программа соответствует возрастным особенностям детей 6-7 летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Несмотря ребенок на то, в что ребенок саду проводит в часть детском саду семья большую часть важнейшим времени, семья институтом остается важнейшим решающее социальным институтом, на оказывающим решающее личности влияние на поэтому развитие личности с дошкольника. Поэтому строим сотрудничество с двум семьей строим по двум направлениям: вовлечение и семьи в процесс образовательный и дошкольным воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При направлении работе в различные данном направлении и используются различные организация приемы и конкурсов формы: организация для выставок, конкурсов, изготавливаются как в традиционном, так и в онлайн-формате. как в традиционной форме, так и в онлайн-формате. Это способствует более тесному сплачиванию семьи, а также повышению психолого-осуществляется педагогической культуры родительские родителей.Результативность. Занимаясь в кружке, воспитанники проживают яркую, творческую и содержательную, наполненную радостью, жизнь. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У коллектива детей развивается и чувство коллективизма, ответственности и гордость за свою работу, уважение к труду других. Знания, полученные на занятиях кружка, отражаются в игровой с деятельности воспитанников. Дети танцуют, показывают мини-сказки спектакли, концерты, собственным пересказывают сказки, изготавливают самостоятельно игрушки, поделки для пополнения сюжетно ролевой игры.Сравнивая диагностические данные мониторинга (приложение), проводимые в начале реализации программы кружка и после реализации, показывают положительную динамику умений детей. Положительными результатами работы кружка «Ступеньки» можно считать: более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства с учреждениями образования и культуры.Метапредметность и межпредметный характер. Реализация программы постоянного требует от своего воспитателя постоянного мастерства совершенствования своего в педагогического мастерства: советах участие в педагогических советах, семинарах - практикумах, консультациях, открытых мероприятиях на базе дошкольного учреждения, выставках, мастер творческих онлайн-посещения конкурсах, мастер-концертов классах. Предлагаемый опыт – это творческий продукт педагога по совершенствованию уже имеющихся в практике программ и новых технологий в рамках повышения собственного профессионального опыта и уровня учебно – воспитательного процесса в целом. Программа кружка будет интересна воспитателям работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также воспитателям групп компенсирующей направленности. Выводы: Анализируя результаты опыта, следует отметить значительные изменения в развитии детей: умение активно включаться в образовательную деятельность, побуждаемую взрослым, умение действовать согласно алгоритмам. Дети стали более инициативные, самостоятельные, стали проявлять эмоциональный отклик на результат своей деятельности. На занятиях по кружковой деятельности соблюдается царит атмосфера взаимного доверия, доброжелательности, уважительного отношения друг к другу. Исходя из своего опыта, можно с уверенностью сказать, что дети только тогда могут творить, когда чувствуют доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых. Изменилось общение педагога и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Список использованной литературы1. Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Ювента», 2016. 2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Ступени к азбуке». Методические рекомендации. – М.: «Ювента», 2018. 3. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.