Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Школина Светлана Андреевна

Рабочая программа по географии 10 класса

скачать документ

Вернуться назад

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по учебному предмету «география» для 10-х классов объемом 34 часа разработана:– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями), (далее ФГОС СОО);– в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 12 мая 2016 г. протокол №2/16; – в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);- в соответствии с авторской программой В.П. Максаковского, составителя учебника Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс,. Базовый уровень. М., Просвещение , 2014-Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:– учебникиВ.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. Базовый уровень. М., Просвещение, 2014»– методическое пособие для учителяГеография. Методические рекомендации. 10-11 классы:учеб. пособие для образоват.организаций / В.П.Максаковский, Д.В.Заяц. – М.:Просвещение, 2021. -207с.– КИМы– приложение 1ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ:сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;навыки сотрудничества а образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;готовность и способность к образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;эстетическое отношение к миру;принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;сформированность экологического мышления, приобретение опыта эколого-направленной деятельности;ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания;готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;умение получать назначение и функции различных социальных институтов;умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов.ПРЕДМЕТНЫЕ:владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;сформированность процессов комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций;владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразия явлений и процессов, адаптации к изменению её условий;сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВведение (1 ч). Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы. Тема 1. Современная политическая карта мира (6 ч).Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.Практическая работа №1: Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”. Практическая работа №2: Характеристика политико-географического положения страны (по выбору). Тема 2. Природа и человек в современном мире (8 ч) Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли.Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.Практическая работа №4: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном миреТема 3. География населения мира (7 ч).Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Неравномерность размещения населения. Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения. Практическая работа №5: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. Практическая работа №6: Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 ч).Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий. Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6 ч).Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг. Практическая работа №7: Анализ основных факторов размещения производства в мире. Практическая работа №8: Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.Тематический контроль №2: Мировое хозяйство и научно-техническая революция. География отраслей мирового хозяйства.Тема 6. Россия в современном мире (2 ч).Место России в мировой политике. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа. Россия в международных экономических отношениях.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС№Наименование разделовМодуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»Количество часовПрактическая частьПрактические работыКонтрольные работы1Введение12Современная политическая карта мираДень солидарности в борьбе с терроризмом613Природа и человек в современном миреЕдиный урок «Права человека»8314География населения мира Европейский день языков725Научно-техническая революция и мировое хозяйствоДень российской науки46География отраслей мирового хозяйстваДень весны и труда627Россия в современном миреДень народного единства21ИТОГО3482Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном мире. Тематический контроль №2 География населения мира. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС№ урокаТема урокаКоличество часовДата планируемаяДата фактическаяПримечаниеВВЕДЕНИЕ (1 ч)1Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук107.09СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (6 ч)2Многообразие стран современного мира 114.093Влияние международных отношений на политическую карту мира 121.094Государственный строй стран мира 128.095Практическая работа №1 Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”105.106Что такое политическая география112.107Практическая работа №2 Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)119.10ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч)8Взаимодействие общества и природы126.109Мировые природные ресурсы (1)109.1110Практическая работа №3 Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли116.1111Мировые природные ресурсы (2)123.1112Мировые природные ресурсы (3)130.1113Загрязнение и охрана окружающей среды.107.1214Практическая работа №4 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору)114.1215Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном мире121.12ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (7 ч)16Численность и воспроизводство населения. Работа над ошибками128.1217Демографическая политика 111.0118Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды. Этнический состав населения 118.0119Размещение и миграции населения 125.0120Городское и сельское население 101.0221Практическая работа №5 Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира108.0222Практическая работа №6 Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира115.02НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МТИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО(4 ч)23Научно-техническая революция 122.0224Мировое хозяйство 101.0325Отраслевая и территориальная структура хозяйства 115.0326Факторы размещения 129.03ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч)27География промышленности Практическая работа №7 Анализ основных факторов размещения производства в мире 105.0428География сельского хозяйства и рыболовства 112.0429География транспорта119.0430Всемирные экономические отношения 126.0431Практическая работа №8 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира110.0532Тематический контроль №2 География населения мира. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства117.05РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ч)33Место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском потенциале, в мировом хозяйстве. Работа над ошибками124.0534Итоговый урок126.05ЛИСТ КОРРЕКЦИИрабочей программы учителя географии№ п\пНазваниеТемы, модуляТема урокаДатапроведенияпо плануПричинакоррекцииКорректирующие мероприятияДатапроведенияпо факту

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X