Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Назимова Эльвира Урестемовна

"Воспитание патриотической позиции детей дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Воспитание патриотической позиции детей дошкольного возраста«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.          Дошкольникам, особенно  детям  старшего возраста,  доступно чувство любви к своей семье, родному городу,  к  родной  природе,  к  своей  Родине.Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.          Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию  нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественныхотношений.          В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую,  продуктивную, трудовую,  художественно - литературное творчество.Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Республики МарийЭл и ее столицы - города Йошкар-Олы, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются  различные карты России и МарийЭл, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города  Йошкар-Олы, книгами об истории и  достопримечательностях русского имарийскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет«Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города  с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д.  Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях,  в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.  Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая»,«Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);участие на праздниках и утренниках (соревнование  «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев,  в акции («День Плюшкина»), вблагоустройстве ДОУ;Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?»иродительское собрание «Воспитываем патриотов».Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.В своей работе использовала различные формы работы с детьми:Познавательные занятия:- изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.-  «Марий Эл - мой край родной», «Йошкар-Ола - столица Марий Эл» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство сподвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена. Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.Продуктивная деятельность. Чем интереснее было  наблюдениеокружающего, тем содержательнее становилось детское творчество.Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.Экскурсии: в краеведческий музей им Т.Евсеева,  в музей леса, к монументам, к вечному огню с возложением цветов.Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы».С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки».Участие на конкурсах:-«Йошкар-Ола - цветущий сад» - победитель городского конкурса в номинации «Самый творческий воспитатель»;- «Йошкар-Ола – мой любимый город»- победитель городского конкурса;- конкурс художественной самодеятельности среди ДОУ г. Йошкар-Олы «Юные таланты 2015» с танцевальной композицией «Синенький скромный платочек» - выступление на гала концерте и благодарность.- городская литературная конкурсная игра «По дорогам сказок», посвященной году литературы в России –  диплом III степени за 3 место в командной игре по мотивам русских сказок;- республиканский конкурс «В мире финно-угорских сказок» - грамота; «Медвежонок - символ заповедника» - участие;- всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;          Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось  чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.          Можносделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается,прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.Библиографический список:1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 19965 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 20036. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 19807. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X