Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Верхозина Жанна Викторовна

"Образовательные технологии, методы и приемы в работе с дошкольниками. Технология исследовательской деятельности"

скачать документ

Вернуться назад

«Образовательные технологии, методы и приемыв работе с дошкольниками»Технология исследовательской деятельностиВерхозина Ж.В.воспитательМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №102«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» Шапиро АнатолийДети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легковозбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощущать, пробовать.В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. Среди педагогических технологий, которые я использую в работе с детьми – это технология исследовательской деятельности, которая дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Технология исследовательской деятельности дает ребенку возможность, самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Задачи исследовательской деятельности:Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.Стимулировать желание экспериментировать.Разработать перспективный план по исследовательской деятельности.Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей. Очень часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя тем, что трудно найти и сформулировать проблему исследования, любое исследование требует больших затрат, нет хорошей материальной базы и т.д. Уверяю вас, что это не так!У нас в группе совместно с родителями была создана мини лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы. Во время занятия проводим один-два эксперимента и в конце занятия, обязательно, показываю свой эксперимент в виде фокуса. После этого у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я не всегда рассказываю, как и почему так бывает, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. На следующем занятии, я повторяю свой эксперимент, и мы начинаем рассуждать, выдвигать различные предположения. Затем проводим проверку гипотез выдвинутых детьми и подводим итог эксперимента – делаем вывод. Для закрепления в альбоме фиксируем результаты экспериментирования.Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком, мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Очень часто оформляем коллажи по изучаемым темам.Для родителей, в течение года, создаются «Объяснялки» и «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для родителей проводим открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельным. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Ну, а сейчас я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.Эксперимент рождается не просто:Порой – с наивного вопроса.Порой – со странного ответа.Он долго зреет в тайне где-то,Когда сомнений нет уж боле –Он вырывается на волю,Нам отдаёт себя на милость:Смотрите! Что-то получилось. Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста и поэкспериментировать. Для этого вам нужно разделиться на три группы, каждой группе нужно будет проделать свой опыт. У вас на столах разложены карточки, где дано название опыта и методика проведения, и конечно же, необходимые материалы и оборудование.Внимание малышей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Как отчетливо видны ее цвета! Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце.  Но можно сделать собственную маленькую радугу – из четырех цветов – у себя на занятии, дома. И, конечно же, независимо от погоды. Что же нам понадобится для эксперимента? Вам нужно: 5 стеклянных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость; 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий); теплую воду; шприц без иглы; чайную и столовую ложки. Итак, начнем.Эксперимент для первой группы Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.Объяснение опыта для педагоговВ чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.Эксперимент для второй группыЗнаете ли вы, что можно взорвать шарик с помощью апельсина? Нет, мы не будем кидать апельсин в шарик. Достаточно всего несколько жидких капель из апельсиновой цедры и шарик взорвется. Не верите? Тогда начнем и докажем нашу гипотезу.Для проведения этого опыта нам понадобится воздушный шарик и свежий апельсин (на самом деле нужна только свежая апельсиновая кожура).Сначала надуйте шарик посильнее, чтобы шарик хорошо растянулся и его оболочка была, соответственно, тоньше.Теперь нужно срезать с апельсина кожуру (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке.Когда одна или несколько капель из цедры попадут на шарик — он лопнет.Объяснение опытаВы замечали, что после того, как вы почистили апельсин, ваши пальцы немного жирные (скользкие). В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.Эксперимент для 3 группыДля рисования на молоке вам потребуется: жирное молоко, тарелки, цветные (пищевые) красители, разведенная гуашь или разноцветная тушь – на выбор, пипетка или кисточка, деревянная зубочистка, средство для мытья посуды.Наберите пипеткой краску и капайте ею на поверхность белой жидкости в произвольном порядке. Вместо пипетки можно использовать кисточку. В этом случае надо всего лишь опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра. В любом варианте получается фантастически здорово! Можно попробовать оба варианта.Теперь можно взять зубочистку или шпажку и сотворить разноцветные узоры, растягивая и закручивая их так, как вам хочется.Хотите удивиться ещё больше? Окуните ватную палочку в жидкое мыло или средство для мытья посуды и коснитесь ею молока. Наблюдайте волшебный танец красок, который способен привести в восторг любого. Чем процент жирности молока больше, тем активнее и длительнее будут перемещения.Подведем итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках моего мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности исследовательской деятельности, и что наш мастер-класс пробудил у вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме. В конце своего выступления хочу рассказать одну притчу:«В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». Так вот, в наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот, или они останутся нераскрытыми.До новых встреч и будьте здоровы!!!Список литературы:1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез. - 20132. Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.3. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс».- 20124. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 200

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X