Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Лариса Николаевна Уткова

Проектная деятельность в системе дошкольного образования

скачать документ

Вернуться назад

Лариса Николаевна Уткова,воспитатель, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад №265», г. Барнаул, Алтайский край, РФПроектная деятельность в системе дошкольного образованияПроектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.Проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения соответствующей конкретным требованиям цели, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. Можно выделить несколько признаков, которыми проект отличается от других видов образовательной деятельности: - проект направлен на достижение определенной цели, имеет четкие временные ограничения;- проект в своем роде неповторим и уникален;- проект имеет комплекс мероприятий, влияющих на результат.Современные образовательные программы учебных заведений включают в свою структуру проектную деятельность как уникальное средство знакомства и овладения учащимися определенными знаниями через проявление творчества и нестандартного мышления в различных областях. Одной из предпосылок возникновения проектной деятельности является интерес и поиск решения нестандартным способом. Задача педагога – подтолкнуть и направить учащихся. Разработка и реализация проекта предполагает комплекс мер, направленных на поддержание интереса и достижение какого-либо результата. Для педагога – это: определение проблемы, постановка целей и задач, составление плана работы, определение сроков работы над проектом, учет технических и материальных возможностей, учет интеграции образовательных областей, выводы. Для остальных участников проекта (детей, родителей, других педагогов) – погружение в проект, непосредственная деятельность в рамках проекта, презентация результатов. Проект может быть долгосрочным и краткосрочным; групповым и индивидуальным; образовательным, социально-педагогическим, творческим. В любом случае проект должен учитывать возраст и подготовленность участников, быть направлен на поддержание и развитие интереса к обозначенной проблеме, самостоятельный поиск решений. В качестве примера приведу мной разработанный и реализуемый в данное время проект «Лучший город на Земле». Работая с дошкольниками на протяжении многих лет, я пришла к выводу, что как бы ни была хороша общеобразовательная программа ДОУ, необходимо давать детям более полную информацию о местности, в которой проживает ребенок. В итоге появился долгосрочный проект «Лучший город на Земле», где дети в игровой форме получают необходимые знания. Выбранное направление деятельности, безусловно, является актуальным и перспективным, так как современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, культурного и патриотического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, исторических знаний и любви к своей малой родине.Особенности данного проекта: творческий, познавательный, групповой. Участники: дошкольники 5-6 лет, педагог, родители. Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного города. Задачи: 1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с историей родного города.2.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился. 3.Формирование у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.4.Привлечь внимание родителей к проекту, побуждать их участвовать в поиске необходимой информации и оформлению материалов проекта.Ресурсы проекта: дидактические и наглядные пособия; современные средства ТСО; методическая литература; репродукции картин алтайских художников; фотоальбомы «Мой город»; художественная литература о Барнауле; произведения детских писателей Алтайского края, видео и аудиозаписи; символика города Барнаула; музыкальные произведения патриотической направленности и т.д. Ожидаемый результат: Дети получат знания об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, знаменитых земляках. Актуальность педагогического проекта «Лучший город на Земле» в том, что современные дети мало знают о родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственного воспитания в семье. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.При работе над проектом были использованы следующие формы совместной деятельности воспитателя и детей: напоминание, объяснение, наблюдение, развивающие игры, проблемные ситуации, игровые упражнения, показ, беседа, игры (дидактические, подвижные), тематическая прогулка, конкурсы, продуктивная деятельность, проблемно-поисковые ситуации, чтение литературы, выставки. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Этапы реализации проекта:Подготовительный:- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;- Анкетирование родителей по тематике проекта.- Составление консультаций для родителей.- Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;- Создание и пополнение предметно-развивающей среды в группе.Основной этап: работа по проекту, содержащая ряд тем с временным интервалом – 1 тема в неделю, включающая работу с детьми и мероприятия с родителями. (Например: Октябрь: 1. «Как на Алтае город возник»; 2. «Барнаул вчера и сегодня»; 3. «Легенды старого Барнаула»; 4. «Мой дом. Моя улица»)Заключительный этап: подведение итогов работы, постановка новых целей.Ожидаемый результат:Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой Барнаул.Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.Имеют представление об исторических памятниках.Проявление интереса к родному городу, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, а знакомство малышей с историей зачастую, вызывают лишь недоумение.Необходимость подключения семьи к процессу привлечения дошкольников к проектной деятельности объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X