Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мазитова Гульнара Закирзяновна

«Изучение темы “Подготовка СССР ко Второй Мировой войне” на уроке истории». ( по учебнику «История России» Торкунова А.В.)

скачать документ

Вернуться назад

Мазитова Г.З. учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск «Изучение темы “Подготовка СССР ко Второй Мировой войне” на уроке истории». ( по учебнику «История России» Торкунова А.В.)Параграф 20 Вопрос из параграфа: Насколько был готов СССР к войне в 1941 году? Цель: Изучение политической ситуации в СССР накануне ВОВ. Задачи:выделить основные цели и направления внутренней и внешней политики СССР в предвоенные годы; развивать познавательные умения: самостоятельно производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами для формирования новых знаний; способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в международных отношениях. Внешняя политика СССР накануне войны. Цели: А) отодвинуть исходные позиции потенциального врага Б) выиграть время для укрепления обороноспособности страны В) восстановить СССР в границах Российской империи. В августе 1939 года между СССР и Германией был подписан «Пакт о ненападении» и «секретные протоколы» к нему. Финляндия, как и прибалтийские государственные образования, была включена в сферу влияния СССР. 17 сентября 1939 г., когда почти вся Польша была оккупирована германскими войсками, а правительство Польши эмигрировало, Красная армия перешла границу Польши и за несколько дней, почти без всякого сопротивления, заняла территории ранее относившиеся к Украине и Белоруссии. В ноябре 1939г. Эти территории вошли в состав УССР и БССР. Осенью в1939 года с прибалтийскими государствами были подписаны соглашения о взаимопомощи, согласно которым на их территории размещались советские войска. В июне 1940 г. советское правительство обвинило страны Прибалтики в нарушении договоров о взаимопомощи, затем были проведены выборы в верховные органы власти. У власти оказалось просоветски настроенное большинство. Вскоре Верховному Совету СССР были направлены прошения о вступлении в Советский Союз. 3 августа была образована Литовская ССР. 5 августа — Латвийская ССР. 6 августа — Эстонская ССР. Летом 1940-го года на базе воссоединения молдаван была образована Молдавская ССР. Советское государство потребовало от Румынии возвращения незаконно удерживаемой оккупантами Бессарабии. Правительству Румынии пришлось удовлетворить это требование. 2 августа 1940-го года Верховный Совет СССР принял закон об образовании Молдавской ССР. Переговоры с Англией, Францией и США. Будут оказывать помощь, если СССР станет жертвой агрессии. Переговоры с Германией, Италией, Японией.Цель: сдерживание стран от войны с СССР. Апрель 1941 г.-договор о нейтралитете с Японией. Внутренняя политика СССР в конце 30-х гг.Направления внутренней политики СССР в конце 30-хгг. определялись обострением международной обстановки и нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны).Страна готовится к войне. Особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; закладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом);форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР). Были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.), созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша». Была существенно увеличена численность Красной Армии (до 5 млн.). Увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 19 лет (ранее — 21 год). Возвращены звания адмиралов и генералов. Увеличивалось количество учений и походов, укреплена воинская дисциплина. Было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой рабочий день. Введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия . Введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции. Была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности. Деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахим, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др. Сдача норм ГТО и БГТО. Цель: военная подготовка. Пропаганда идеи, что война будет носить наступательный характер и вестись на чужой территории. Прославление доблести и силы Красной Армии. Проблемный вопрос:Насколько был готов СССР к войне в 1941 году? Подведем итоги.Последовательная внешняя политика СССР позволила отсрочить вступление в войну . Предпосылки для создания антигитлеровской коалиции. Рост военного производства создал предпосылки для быстрого перевода экономики на военные рельсы. Но передышка 1939-1941 гг.не была использована в полную меру.Вопросы и задания для работы с текстом параграфа: Какие мероприятия проводились для развития оборонной промышленности? Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне войны? Назовите основные направления реорганизации Красной Армии. Работаем с картой.Покажите на карте изменения в национально-государственном устройстве СССР 1939-1941 гг. Покажите западные границы СССР к июню 1941 г. Рефлексия. Игра «Да .Нет.» 1. В 1940 году в СССР была введен 8-часовой рабочий день. 2. Для укрепления обороноспособности страны была введена 6-дневная рабочая неделя. 3. Народ психологически не был готов к войне.4.В стране были отменены наказания за опоздания и прогулы.5. Запасы горючего в советской армии были крайне низки. 6. По темпам добычи угля СССР в 2 — 3 раза опережал главные капиталистические страны. 7. Военно-промышленная база Германии и оккупированных ею стран была значительно слабее, чем Советского Союза.  8. СССР был хорошо подготовлен к войне 9. Перед войной успешно работала советская разведка .10. Руководство СССР не принимало никаких мер по подготовке к войне27.Домашнее задание. Параграф 20. Ответить на вопросы «Думаем , сравниваем, размышляем» .В чем вы видите значение военно-патриотического воспитания молодежи для укрепления обороноспособности страны? Прослушайте исполнение песни братьев Покрасс и Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне. С

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X