Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Белькова Наталья Алексеевна

Дополнительное образование - компонент современного общего образования

скачать документ

Вернуться назад

Дополнительное образование - компонент современного общего образованияБелькова Наталья АлексеевнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» (МБУ ДО «Центр детского творчества»), Свердловская обл., г. Верхняя СалдаПедагог дополнительного образованияВ современных условиях развития образования в России происходит активное изменение его форм и видов. Рождение нового вида образования – дополнительное образование, пришлось на время распада экономики, инфляции и роста социального напряжения, что повлекло свои трудности в его развитии.Для улучшения деятельности учреждений дополнительного образования необходимо совершенствовать принципы управления подобными учреждениями, обозначить чёткие цели и задачи, ориентированные на личность ребёнка. Развить новые организационные структуры и освоить передовые методики и технологии обучения.В законопроекте рассматривается две сферы: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых, т.е. повышение квалификации и переподготовка граждан. Разработки законопроекта исходили из необходимости сохранения уникальной, созданной трудами нескольких поколений педагогов, системы внешкольной работы с детьми, преобразуемой в систему дополнительного образования детей , создания законодательной и расширения нормативной базы, а также условий для дальнейшего развития системы в условиях жестких финансовых ограничений.Цели и задачи образовательной деятельности заключаются в том, чтобы дать детям конкретные знания и привить интерес к предмету познания; позволить детям приобрести новый социальный опыт, способствовать профориентации к жизненному самоопределению, развить творческие способности, направлять на реализацию разнообразных потребностей детей, на их социальную защиту, адаптацию и оздоровление, обеспечить возможность получения дополнительного образования всеми детьми: имеющими отклонения в развитии , одарёнными или социально не защищёнными. Дать детям право сочетать различные направления и формы занятий.Деятельность учреждений дополнительного образования должна быть направлена на формирование личности подростка. Учреждения дополнительного образования принимают на себя заботу об организации досуга детей, развитие личностных качеств, стимулирование уже сформировавшихся вне системы интересов, потребностей и способностей обучающихся.Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо рассмотреть и оценить педагогический потенциал системы дополнительного образования, попытаться выяснить какие проблемы общего образования могут быть решены за счет использования возможностей дополнительного образования.Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. Принципы организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определённую социальную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся.Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.Споры о дополнительном образовании и его месте в образовательной среде ведутся давно. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих её элементов, которые имеют определённую связь друг с другом. Эта система реализуется в различных учреждениях: в учреждениях дополнительного, общего, профессионального образования, опираясь на различные программы, методические, нормативные материалы и управляется органами руководства образованием различных уровней, отделами дополнительного образования, администрацией соответствующих учреждений.Выделим особо, что учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности подобно другим образовательным учреждениям, но делает это с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.Учреждение дополнительного образования детей самоорганизуется для того, чтобы дать возможность:детям самоопределяться в разнообразных сферах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;педагогам создать условия для индивидуального развития детей, их социокультурного становления;родителям участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;организаторам принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных интересов и условий.Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучающихся; но обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности , которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создаёт возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряду случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счёт компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования нередко выступают и как методические центры по отдельным направлениям педагогической деятельности, и как экспериментальные центры по формированию новых образовательных технологий, которые могут быть использованы и в условиях общеобразовательной школы.Но отношения со школой складываются следующим образом: учреждение дополнительного образования рассматривает себя как некий компенсаторный механизм, исправляющий по возможности, школьные проблемы и недостатки. Связь между школой, семьёй и учреждением дополнительного образования очень слабая. Сегодня учреждения дополнительного образования работают, скорее, как замкнутая система, связанная с другими социальными институтами лишь формальными контактами. Но есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.Итак, дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования. Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования. В настоящее время государство не может помочь реализовать все потребности учреждений дополнительного образования. Поэтому необходимо искать новые решения оптимизации деятельности учреждений дополнительного образования.Список использованной литературы:Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях [Текст] / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.Исенко С.П. Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс повышения качества образования [Текст] / С.П. Исенко // Сетевой научно-методический журнал «Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование». – М.: ФГАОУ ЛПО АПК и ППРО, 2017. – Вып. 2. – С. 38-48.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X