Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Койнова Людмила Владимировна

Лидер в современном обществе

скачать документ

Вернуться назад

План-конспект урока «Лидер в современном обществе».Койнова Людмила Владимировна. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детско-юношеский «Созвездие», структурное подразделение детско-юношеский клуб «Ровесник» (МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие», ДЮК «Ровесник»)Г. ЕкатеринбургПедагог дополнительного образования.Урок обществознания в 11 классеТема: «Лидер  в современном обществе».Цели урока: создать условия для развития лидерских качеств личности в коллективе.Задачи:Образовательные - изучить понятие «лидер»; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, выявить социальные функции лидерства в современном российском обществе.Продолжить формирование собственных оценочных суждений о современных лидерах на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации,Развивающие - в рамках данного урока продолжается формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мненияВоспитательные - помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблемТехнология: решение ценностно-значимых задач.В соответствии с технологией учащиеся решают познавательную задачу: Есть ли достаточные основания утверждать, что лидеры – обновляющая сила общества?1. Определение условий и требований к задаче.Требование к задаче: провести самостоятельно социологическое исследование среди молодых людей  Учащиеся самостоятельно решают информационную задачу (опережающее задание к уроку): Выделение ключевых направлений поиска информации.Ожидаемый результат: ученики определяют ключевые слова поиска: лидер, лидер в современном обществе, лидерские качества.2. Поиск информации: Интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.3.Систематизицация и анализ информации, в том числе в ходе консультаций с учителем.4.Формулирование выводов.  Используемое оборудование: Мультимедийный компьютер, проектор, экран,  флип-чарт. План урокаОрг. момент.Тема урока, термины. Актуальность темы. 2018 год – год выбора главного лидера страны.Характерные черты лидера.Качества лидера. Вспомним изученные материалы по истории, обществознанию, литературе.Определение главного понятия.Под запись.Основные черты лидера и его влияние на жизнь общества.Какими чертами обладает современный лидер? Типы лидерства.Можно ли стать лидером?! Врожденное качество, или его можно приобрести?Легко ли быть лидером?Как бы вы ответили на этот вопрос? Презентация.Выводы социологов.Работа с понятийным аппаратом.Соц.  опрос группы исследователей и их выводы. Выступление «социологов». Ваше мнение об итогах опроса.Тренинг на обретение личностных качеств лидера.Рефлексия. Какие лидерские качества мне нужно вырабатывать в себе? Выводы.Д/З. Эссе.Ход урока:Часть 1. Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.Как Вы считаете, кто является лидером в вашем классе?Часть 2.Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — человек (группа), берущий на себя роль главы, руководителя какой-либо социальной группы, политической партии, организации, общества в целом; спортсмен, возглавляющий гонку.Лидерство может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.Роль политического лидера очень велика. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.История лидерства уходит в глубокую древность. Античные историки и мыслители Средних веков политическим лидерам уделяли главное внимание. В монархах, полководцах, героях они видели подлинных творцов истории, а описания тех или иных исторических событий больше походили на повествования о подвигах того или иного лидера.Презентация 1.Часть 3.Понятие лидерстваЛидер — это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия. Насколько эффективно он будет выполнять возложенные на него обязанности, в немалой степени зависит от личностных качеств самого лидера.Обычно считается, что лидеру для того, чтобы выполнять свои функции, необходимо обладать компетентностью, гибкостью ума, смелостью, решительностью, способностью убеждать других в своей правоте, мобилизовать людей на определенные действия, умением подбирать и расстанавливать людей, обладать «харизмой» и чувством предвидения, умением и смелостью брать на себя ответственность не только за себя лично, но и за других.Лидер должен уметь оказывать психологическое давление на окружающих, демонстрировать им свою решительность и агрессивность, свои необычные способности и возможности (даже если он ими и не обладает). Классический пример такого «лидерского поведения» описан в книге А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Там посредственный фокусник «великий и ужасный Гудвин», умело блефуя, держал в страхе и повиновении всю страну.Важную роль в создании образа лидера играет его окружение (команда). Существует такое выражение: «свита делает короля». Команда заинтересована в том, чтобы создать реальному или потенциальному лидеру необходимый имидж. При этом имидж может быть объективным, субъективным и моделируемым.Объективный (реальный) имидж — отражающий реальные качества лидера и его положение в политической системе и в обществе.Субъективный имидж - представления о лидере и его восприятие различными социальными слоями общества.Моделируемый имидж - образ лидера, который пытается создать его окружение (команда).М. Вебер выделял три основных типа лидерства: традиционный, харизматический, рационально-правовой или демократический.Теории лидерстваСуществуют различные теории, объясняющие феномен лидерства. Например, теория черт объясняет природу лидерства выдающимися качествами отдельных личностей.В соответствии с ситуационной концепцией лидер своим «рождением» во многом обязан ситуации. Например, «нужный человек» оказался в «нужное время» в «нужном месте», т. с. сумел оценить ситуацию и не упустил свой шанс. Но при этом необходимо, чтобы и сам потенциальный лидер «созрел» для возникшей ситуации.Теория конституэнтов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституэнтами (активистами, последователями, избирателями, поддерживающими данного лидера). Согласно этой теории лидер должен ориентироваться на интересы и потребности той группы, тех социальных слоев, которые готовы его поддержать, которые, в сущности, и делают из него лидера.Психологические концепции лидерства можно условно разделить на два основных направления. Согласно первому в «массовом» человеке живет потребность в авторитете и покровителе. Отсутствие лидера-героя для многих людей становится чуть ли не трагедией. И такие люди усиленно ищут себе кумиров и порой создают героев даже из посредственных людей (З. Фрейд).Второе направление психологической концепции объясняет феномен лидерства существованием определенного типа личностей, предрасположенных к авторитаризму и постоянно стремящихся к власти. Нередко эти люди имеют определенные комплексы неполноценности и, чтобы как-то их компенсировать, стремятся проявить себя, возвышаясь над другими (Э. Фромм).Социологические концепции объясняют феномен лидерства функциональной необходимостью социальной системы. Любая социальная структура (общность, общество) может стабильно функционировать лишь при наличии определенной системы управления. Лидер объективно является необходимым элементом управляющей системы (Т. Парсонс).Для классификации лидерства используется предложенная М. Вебером типология политического господства, о которой говорилось выше.Существуют и другие теории лидерства.В сегодняшнем нестабильном, сложном и неоднозначном мире очень важное место занимает креатив. Старые модели больше не функционируют. Менеджмент, маркетинг и стратегия нуждаются в обновлении и ярких, свежих идеях. В новом мире побеждают не властные лидеры, а креативные.Что нужно для того, чтобы стать креативным лидером?7 заповедей креативного лидера в современном мире.1. Иметь цельУ вас должна быть мечта, частью которой все бы хотели стать.2. Иметь много мелких идейНе нужно терять время на поиски большой идеи, если у вас ее нет. Креативные лидеры выдвигают мелкие идеи – пусть потребители развивают их сами.3. Уметь менять ракурсыСтив Джобс создал новый продукт из отсутствия привычных возможностей: он убрал в своих товарах все лишнее и завысил цену. Креативные лидеры умеют превращать проблемы в возможности.4. Удивлять очевидными вещамиМного лет Стив Джобс отказывался продавать товары Apple в розницу. Открыв магазин, он удивил очевидным. Теперь его магазин самый прибыльный во всем мире.5. Создавать неотразимоеМы говорим о будущем за пределами брендов. Бренды легко заменимы. Нужно создавать не то, что претендует на незаменимость, а неотразимое – то, перед чем люди не смогут устоять. Для того, чтоб этого достичь, вам надо подумать о следующих аспектах:Таинственность. Чем больше люди о чем-то знают, тем меньше у них интереса. Их притягивают истории, а не информация. Ваша работа должна быть похожа на работу сказочника. Именно сказочники в ближайшем будущем будут зарабатывать больше всех.Чувственность. Мы познаем мир через свои пять чувств одновременно. Большинство брендов обращаются только к двум. Найдите способ вовлечь все пять.Ощущение близости. При всей своей таинственности мы должны быть на одной волне со своими потребителями, и мы должны быть на равных. Мы больше не даем своим потребителям указания, а только помогаем и советуем.6. Вдохновлять другихКреативные лидеры создают общество, в котором обеспечены ответственность, обучение, признание и радость. Именно в таком обществе рождаются идеи.7. Выполнять задуманноеВместо того, чтобы месяцами планировать, обсуждать и вести переговоры, креативные лидеры нацелены на конкретные действия. В нашем агентстве нет годовых планов, мы составляем план только на сто дней и выполняем главное. Нужно научиться терпеть неудачи и быстро исправлять свои ошибки.Часть 4.Определение понятия.Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.Тренинги.Чувство времени.ЦельУчастники тестируют себя – насколько точно они ощущают течение времени.Время5 минутИнструкцияУчастники группы сидят по кругу.Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали” уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.На флип-чарте рисуем шкалу времени. Т.е. прямую линию, с отмеченными на ней временными интервалами -20сек, -15сек, -10сек, -5сек, 0, 5сек, 10сек, 15сек, 20сек. Когда остается 20 секунд, начинаете отмерять указкой это время на Вашей шкале. Т.о. участники, открывшие глаза, в тот момент, когда, по их мнению, закончилась минута, наглядно видят на сколько секунд они ошиблись, в “-” или “+”, т.е. как работают их внутренние часы.Итоги упражненияПосле завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями.Если участники группы высказывают желание повторить упражнение, тренер идет им навстречу или предлагает потренироваться самим.Кораблекрушение.Суть упражнения заключается в следующем: команда терпит бедствие (оказывается в открытом море, в бескрайней пустыне или даже на безжизненной Луне). У игроков есть список из пятнадцати предметов, которые могут оказаться полезными для выхода из создавшейся ситуации. Участникам нужно сначала самостоятельно проран- жировать предметы по степени их важности для спасения, а затем прийти к общему решению всей командой. Остановимся более подробно на варианте с кораблекрушением. Участникам дается примерно следующая инструкция: «Представьте, что вы совершали кругосветное путешествие на небезызвестной яхте “Победа”, которая потерпела кораблекрушение где-то в водах Тихого океана и теперь медленно тонет. У вас есть большой плот с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с яхты. Яхта неотвратимо идет ко дну, и поэтому вам нужно как можно быстрее принять решение, какие же предметы вам понадобятся на плоту в первую очередь. Все, что вы можете быстро забрать с яхты, отражено в списке, который состоит из пятнадцати предметов.Список предметов следующий: секстант; зеркало для бритья; пятилитровая канистра с водой; противомоскитная сетка; одна коробка с армейским рационом; карты Тихого океана; подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной); двухлитровая канистра нефтегазовой смеси; маленький транзисторный радиоприемник; средство, отпугивающее акул; двадцать квадратных метров непрозрачного пластика; пять бутылок питьевого спирта; девять метров нейлонового каната; две коробки шоколада; рыболовная снасть».Далее участникам предлагается в течение 15 минут самостоятельно выбрать наиболее важные для выживания и спасения предметы, присвоив наиболее значимому номер один, чуть менее важному — номер два и так далее. Наименее нужный предмет получает, соответственно, номер пятнадцать. Далее команда должна объединиться и прийти к общему решению. Всего на выполнение этого задания дается 45 минут. Ведущий подчеркивает, что группа обязательно должна найти такой вариант, с которым каждый участник будет согласен хотя бы отчасти.После составления командой общего списка ведущий может предложить сравнить его с индивидуальными бланками, обсудить, насколько выражены и насколько принципиальны различия.Также можно сравнить и те, и другие списки с результатами экспертной оценки данной ситуации.* Эксперты считают, что проранжированный по значимости для спасения список вещей выглядит следующим образом12: Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. Две коробки шоколада Резервный запас пищи. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу. Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством. Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно. Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не то, где вы находитесь, а где находятся спасатели. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен».Часть 12. Рефлексия.Важной составляющей упражнения является процедура обсуждения проделанной работы. Основные вопросы, которые нужно проговорить с участниками, таковы:Каково общее впечатление от командной работы? Что помогало и мешало прийти к согласию? Возникали ли конфликтные ситуации? Чувствует ли кто-то, что остался неуслышанным, непонятым? Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения? Были ли игроки, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники воспринимали все происходящее, что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении? Что можно было бы сделать, чтобы прийти к общему решению было легче?Дополнительной информацией для обсуждения может быть видеозапись групповой работы. Роль видеокамеры может играть и кто-то из участников, который будет наблюдать за процессом и сможет потом рассказать о подмеченных им особенностях поведения как команды в целом, так и отдельных ее членов.Список литературы:Аванесов, Ю.А. Руководство и лидерство / Ю. А. Аванесов. - М.: Изд-во ВУЗ, 2010.Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. - М.: Квант, 1997Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2002.Савицкая, Г.В. Теории лидерства / Г. В. Савицкая. - М.: ИП «Новое знание», 2009.Ушакова, Т. Н. Психология современного лидерства: Американские исследования / Т. Н. Ушакова — М.: Когито-Центр, 2007.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X