Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Коробейникова Лариса Александровна

Народная игрушка как часть народной культуры

скачать документ

Вернуться назад
Народная игрушка как часть народной культуры
Коробейникова Лариса Александровна
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Правобережный центр дополнительного образования детей города Магнитогорска» (МУ ДО П/бЦДОД г.Магнитогорска)
Педагог дополнительного образования
Народное искусство занимает большое место в культуре России. Именно в народном искусстве раскрываются истоки духовной жизни и историческая память русского народа, демонстрируются его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы.
Искусство изготовления русской народной игрушки является мощным средством художественно-эстетического развития ребёнка, способствует формированию творческой активности и духовно нравственной личности. Народная игрушка является своеобразным мостиком приобщения детей к народной культуре. Чем раньше мы знакомим ребенка с традиционным творчеством народных мастеров, тем глубже погружение в историю и культуру своего народа, что является надежной основы для личностного роста гражданина своей страны.
Для дошкольника или младшего школьника велика роль игры в воспитательном процессе. Это ведущий тип деятельности ребенка до школы, когда закладываются основные качества личности. Тряпичная или соломенная кукла, глиняный конек или птица-свистулька, деревянный медведь, бьющий по наковальне молотом по очереди с мужичком, интересны и понятны современным детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, природу, праздничные традиции родного народа, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни. Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви.
Народная игрушка соответствует разным педагогическим задачам. Народная педагогика использует скрытый язык традиционной народной игрушки с целью воспитания жизнеутверждения, бережного отношения к природе, как ранимому существу. Народная игрушка выступает не только как игровой объект и забава, как средство воспитания и обучения, но и повод к самостоятельному творчеству.
Для раскрытия образов мастеров народной игрушки используем изобразительный фольклор, применяя интерактивные технологии.
На базе центра дополнительного образования детей «Содружество» и школы №50 г.Магнитогорска была создана русско-славянская гимназия. Педагоги нашей гимназии считают необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывают ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к народной культуре, а именно к фольклору, декоративно-прикладному искусству, традиционным народным праздникам.
Программа «Народная кукла» творческого объединения «Берегиня», нацелена на изучение традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это традиционные тряпичные куклы, народный костюм, народная вышивка. Занятия начинаются со знакомства с народным календарем, обрядами, традициями русского народа. Затем изучаются виды народных кукол, народный костюм, технологии изготовления игрушек – от простого к сложному.
Наиболее важным результатом занятий творческого объединения «Берегиня» становится появление интереса у детей к народному творчеству, потребности в изучении народной куклы, как части народной культуры. Погружение учащихся в ситуацию сотворчества, содружества, сопереживания позволит ребенку осознать себя личностью и неотъемлемой частью общества.
Программа является ступенчатой по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направления декоративно-прикладного искусства (собственно народную тряпичную куклу, народный костюм, народную вышивку), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
Дети проходят своеобразный путь: на начальном этапе освоения программы выполняют изделия предложенные педагогом. Начинают с самого простого – завязывают узелки. Мы изготавливаем простейшие тряпичные народные куклы - зайчик на пальчик, бабочки, куклы - кувадки. Дальше идет знакомство с иголкой, простыми ручными швами. Дети стараются точно повторить действия педагога. Получается кукла – крупеничка и кукла - богач. Когда ребенок овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками начинается уже самостоятельная работа по технологическим картам. Педагог предлагает тему, объясняет, направляет, помогает, контролирует. Ребенок на этом этапе сам творчески подходит к реализации своей поделки: выбирает ткань, варианты отделки и украшения, способ изготовления. Ребенок приобретает опыт в работе с разными материалами, с разными технологиями, который он не может получить, например, в школе или дома. Результатом деятельности является внутреннее, личностное  развитие ребенка.
Следующий этап предполагают  свободную творческую деятельность и творческую инициативу детей. Это участие в выставках разного уровня, работа над проектом, проведение мастер-классов. Обучающиеся творческого объединения «Берегиня» принимают участие в таких проектах как «Детский народный календарь», «Виртуальный музей народной игрушки». Работают над исследовательскими проектами «Народные костюмы народов Южного Урала» и «Традиционная тряпичная кукла».
Таким образом, игрушка как ценный образец народной культуры не утратила своего значения для современности. Народная игрушка ненавязчиво и эффективно забавляет, развлекает, обучает, воспитывает и развивает детей. В результате изучения народной игрушки у детей формируется опыт эстетической оценки произведений народного искусства, уважительное отношение к изделиям, созданным мастерами и своим собственным. В целом решается важнейшая задача воспитания творческой личности, обладающей художественным вкусом.
Используемая литература:

Г. Дайн:Русская тряпичная кукла - Москва, Культура и традиции, 2008
Е. Ковычева: Народная игрушка. Учебное пособие для вузов - ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010
Н.В. Шайдурова: Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие. ФГОС – Детство-Пресс, 2015
















Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X