Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Слепкан Юлия Валериевна

"Использование инновационных методов в дополнительном образовании (гуманитарное и художественное направления)"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Объединение детско-юношеских клубов по месту жительства»администрации г.Евпатории Республики КрымИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ(гуманитарное и художественное направления)Составленопедагогом-организаторомдетской студии телевидения«Первый шаг»МБУ ДОД «ОДЮКПМЖ» АГЕ РКСлепкан Юлией Валериевнойг.Евпатория2017lefttop Информация об авторе Слепкан Юлия Валериевна г.Евпатория Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Объединение детско-юношеских клубов по месту жительства» администрации г.Евпатории Республики КрымДетская студия телевидения «Первый шаг»Должность: педагог – организаторЗвание: педагог – организатор – методистПедагогический стаж: 21 годКвалификационная категория: высшаяНаграды: лауреат премии «Общественное признание» в номинации «Всю душу отдаю детям» (2008), лауреат Всеукраинских, Всероссийских и международных телевизионных конкурсов и фестивалей (1997-2017). Грамоты и благодарности городского головы Евпатории А.Даниленко (2002-2012). Благодарность Председателя Верховной рады АРК В.Константинова «За значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие АРК, многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм» (2013).ОглавлениеИнформация об авторе 2 Введение 3Основная часть- Методы 4-5- Теория и практика 5-12Заключение 12Список литературы 13Введение Современное образование требует новых форм. И дело не только в том, что дети сейчас развиваются быстрее, требуя все новых форм и идей. Образование – не сфера обслуживания, а все-таки сотворчество. А поскольку это сотворчество, то общение всегда требует быть интересным друг для друга. Ну, и получать радость от общения. Поэтому поиск новых форм – обязательное условие существования. И не только в образовании. Но новых ли форм? Может быть, все новое – это хорошо забытое старое? И да, и нет. Некоторые методы, названные серьезным словом «инновационные» действительно известны нам с давних времен (просто поменяли свои имена на более современные), а некоторые – новость для педагогов в нашей стране, жившей за железным занавесом и не допускавшей свободы мысли и творчества. Познакомиться с «новыми старыми» формами, найти для себя свои варианты использования методов – задача каждого профессионального педагога, поскольку «педагог» с древнегреческого – это «ведущий ребенка». То есть совершающий все-таки движение. Педагог не может быть «стоячей водой», в которой трудно найти живое. Педагог должен быть интересен ребенку, а ребенок – педагогу. И только в таком варианте может существовать этот тандем. Инновационные методы педагогики позволяют сделать общение насыщенным, продуктивным и не стандартным.Цели:Развитие сотворчества. Поиск необычных форм работы при помощи новых педагогических методов.Задачи:Индивидуальный подход к каждому воспитаннику, не отменяющий воспитания чувства коллектива и ответственности. Личностно-ориентированное обучение. Основная частьМетоды Инновационных методов преподавания существует немало. Но я не ставлю своей задачей рассказать подробно обо всех и с научной точки зрения. Мой посыл, скорее, для тех, кто хотел бы действительно познакомиться с тем или иным методом на практике. Кроме этого, поскольку я являюсь руководителем евпаторийской детской студии телевидения «Первый шаг», я могу опираться только на свой опыт и наблюдения за работой коллег. Поэтому данная методическая разработка о работе в художественном или гуманитарном направлениях. В телевизионных, театральных студиях и кружках, коллективах, занимающихся медиатворчеством или журналистикой. Итак, методы, которые я хотела бы рассмотреть в данной работе:- Работа в команде- Игра- Опережающая самостоятельная работа- Проектный метод- Мозговой штурм- Поисковый метод- Методы проблемного обучения- Дистанционный метод- Case-study- IT-методы обучения Перейду к более конкретному рассказу о работе в рамках этих методов.Теория и практика Для удобства изложения материала я буду давать описание метода, некоторые пояснения, потом – его практическое применение. После чего переходить к следующему методу.«Работа в команде»Суть метода: Этот метод подходит всем, у кого есть групповые занятия. Он уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой (постановкой спектакля, танца, съемкой передачи и т.д.). Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.Пояснения: В целом, ничего нового. Все мы в детстве ходили строем и дружно делали стенгазету. Но кардинально новое есть. Для современной педагогической доктрины важен личностно-ориентированный подход, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка. Потому что при неумелом использовании метода мы получаем либо «армию звезд» из числа отличников и активистов, либо бесконечные тычки и затрещины «отстающим». На мой взгляд, важно подчеркивать, что от каждого зависит результат, каждый важен, помогать друг другу стоит не только из гуманных побуждений, но и из желания роста команды и собственного роста. У детей всегда есть желание выделится. Задача педагога – корректировать действия членов команды, для достижения ими взаимопонимания. В командном методе есть огромное количество нюансов: будет ли строится команда с определением лидеров, или у каждого будет своя «роль» для достижения наибольшего результата и определения своей ценности для команды и т.д. Но это уже более глубокое исследование.Практическое применение: В любом виде коллективного творчества: постановка спектакля, танца, концерта, создание фильма, передачи, газеты. На мой взгляд, «работа в команде» - очень важная вещь. И многие взрослые страдают оттого, что у них нет «команды единомышленников». Но почему-то в реальной жизни мы считаем, что это что-то из области самодеятельности, а все равно в первой линии будут танцевать самые сильные, сборный концерт – это битва коллективов, а «быть успешным» важнее, чем самопознание. Все это так. Просто этот метод требует тщательности и времени. Настоящая команда создается годами. А у нас все планы почему-то на ближайшие несколько часов, а не на целую жизнь…«Игра»Суть метода: Познание человеком мира начинается с игры. Всю последующую жизнь мы тоже играем. Так легче воспринимается жизнь. В этом нет ничего плохого. А для ребенка игра – родная стихия. Поэтому использование этого метода – очень перспективно для педагогики. В методах преподавания различают несколько видов игр: деловая, ролевая и организационно-деятельностная. Звучит, конечно, страшновато, но… Суть деловой игры – смоделировать предметный и социальный аспекты профессиональной деятельности для отработки профессиональных умений и навыков. Ролевая игра – это больше психология, где люди должны стать на место другого и понять их мотивацию, профессию, поступки, а не умения и навыки. В ОДИ важно, что нет ни учителей, ни учеников, нет заранее заданных моделей, есть только тема, в которую предложено играть, чтобы получить в результате совместный продукт. Пояснения: Игра (до недавнего времени) – модное веяние взрослого тимбилдинга, поэтому суть метода описана так тяжеловесно. Не хочется спорить с мэтрами педагогики, однако «играть в доктора» в пять лет – это не то же самое, что «играть в доктора» на актёрском мастерстве в двенадцать. Если все вышеизложенное объяснить ребенку, то ничего хорошего из первых двух пунктов не получится. Дети будут очень напрягаться в процессе «игры». В студии мы понимаем этот метод несколько иначе. Сложные задания можно делать не как «ответственную работу», а в привычном детском мире игры. Мы даже некоторые серьезные задания на внимание, речевые и сценарные тренинги подаем, как «а теперь вот такая игра». И ребенку не нужно изображать при этом взрослого. Дети любят соревноваться, поэтому некоторые задания можно делать «соревновательными». Тут и работа в команде обязательно проявится. Практическое применение: Нельзя сказать в данном вопросе «за всех». Наверное, кружки танцевальной или спортивной направленности могут проводить тренинги, как «батлы», развивать свое актерское мастерство с помощью пластического разыгрывания музыкального материала (мы, кстати, тоже делаем это. Просим «почувствовать музыку» или сыграть ее руками, головой, носом, ушами, вариантов упражнений немало). Некоторые упражнения, которые взрослые люди технически должны довести до совершенства и собственного изнеможения (разминки, когда все говорят по кругу слова без пауз и создают при этом рассказ) можно разыграть для детей в определенной теме или сделать игру «на выбывание». В любом случае, игра – это поле для экспериментов. «Опережающая самостоятельная работа»Суть метода: Изучение учащимися (воспитанниками) нового материала до его изложения педагогом на теоретических занятиях.Пояснения: Кто-то может подумать, что это «метод выскочек». И так бывает. Однако, во-первых, есть дети, которые действительно мотивированы на занятия именно по данному направлению и всегда хотят знать больше и много делают для этого. И, во-вторых, дети, занимающиеся творчеством, чаще всего, честолюбивы. Для них важно сделать быстрее и лучше других. Поэтому иногда стоит поощрять индивидуальность и самостоятельность. Вопрос только в мере и дозировании. Но для этого педагоги и существуют, чтоб все было без излишеств. И на работу подобного рода необходимо настраивать. Как минимум, домашними заданиями. В школах в данный существует множество вариантов работы, где дети должны осваивать материал самостоятельно или «с помощью интернета». Однако часто это не инновационный метод, а леность педагога… Практическое применение: Наверное, самое сложное практическое применение данного метода – в хореографических коллективах. Помню, что, когда мы в детстве с нашим танцевальным коллективом дружно сходили на фильм «Анна Павлова», то на следующее занятие пришли не все. Поскольку некоторые потянули себе мышцы от самостоятельных усердных занятий, «как в фильме». Поэтому для танцевальных и спортивных коллективов важно соблюдать технику безопасности. В остальных же творческих группах все можно. Потому что мозги, душу и руки в прикладном творчестве сломать сложно. Хотя, конечно, можно тоже. Но если ребенок пытливый и самостоятельно изучил новый вид прикладного творчества, новый жанр журналистики, прочитал новую для себя литературу по теме, и его распирает от желания поделиться, ему нужно дать шанс и поощрение. Потому что мало кто делает подобного рода вещи на регулярной основе. Но первый шаг к самостоятельности и самообразованию все-таки данный метод позволяет сделать.«Проектный метод»Суть метода: Проектный метод позволяет интегрировать знания в различных областях и построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития. Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учащихся к работе по этим проектам. В этом методе меняется и сам педагог. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности.Пояснения: На мой взгляд, данный метод наиболее полно отражает суть сотворчества и самообразования. Во-первых, потому что дети еще не способны понять, что иногда процесс важнее результата, а метод проекта предполагает конечный результат работы (хотя, тоже не всегда), который можно осязать. Во-вторых, работа над проектом укрепляет доверие. В-третьих, это как бы и не работа, а творческий процесс. Даже если он состоит из приготовления борща или вскапывания огорода, но все очень пекутся о радостном проведении времени и удачном результате.Практическое применение: В работе нашей студии проектный метод используется в нескольких вариантах: маленькие проекты мы делаем практически каждую неделю. Например, работа учащихся при помощи педагогов в небольших группах над этюдами, театрализацией стихов, речевых и пластических разминок. И работа над большими проектами, требующими длительного обсуждения, подготовки, реализации идей, создания сценария, режиссерского замысла, съемки небольшими группами, озвучивания, монтажа. А также подготовка концертных программ, театрализованных номеров, подготовка работ для фестивалей и многое другое.Думаю, в каждом творческом коллективе есть нечто подобное.«Мозговой штурм»Суть метода: Метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы. Пояснения: Здесь нечего добавить к описанию сути метода, разве что не стоит заниматься этим методом на каждом занятии. Потому что через какое-то время дети начинают немного хитрить. Ведь если количество важнее качества, зачем же вообще напрягать мозги? Можно просто говорить и предлагать все подряд, «авось что-то получится». Поэтому такой способ – это яркий творческий момент среди прочих методов, а не ежедневная панацея для поиска смысла. Но данный вывод я делаю исключительно на основе своих наблюдений. В теории, вероятно, мои наблюдения не имеют большого значения.Практическое применение: Для генерации новых идей и вливания «нового дыхания» в привычные вещи метод мозгового штурма бесценен. В студии мы его используем в различных ситуациях: и когда необходимо придумать идею передачи, сюжета, фильма, и когда просто нужно сдвинуть «зависшую» на каком-то вопросе фантазию. У нас даже есть папка, в которую мы складываем идеи, возникшие во время таких мозговых штурмов, но которые невозможно реализовать «здесь и сейчас», а через некоторое время мы к ним возвращаемся, пересматриваем насколько они еще актуальны и нередко используем.В любом творческом коллективе педагогу интересно знать, что творится в голове ученика, будет ли смысл от предлагаемой новой работы, есть ли к ней интерес. Поэтому даже имея свою идею решения проблемы (создания какого-то творческого продукта) иногда стоит не рассказывать о нем, а провести мозговой штурм. И очень часто получается, что идеи детей «свежее».«Методы проблемного обучения»Суть метода: Методы проблемного обучения подразделяются на:Проблемное изложение материала Проблемное изложение используется в случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае поиск осуществляет сам педагог. Он демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем. Поисковая беседа Проблемная беседа применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством преподавателя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа проводится на основе проблемной ситуации, специально создаваемой преподавателем. Учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предложения, выдвигая варианты решения проблемы (гипотезы). Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся – это высшая форма самостоятельной деятельности. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Проблемные домашние задания Проблемные задания полезны не только для «средних» и сильных учеников. Практически в любой группе обычно имеются ученики, не проявляющие интерес к изучаемой дисциплине. Для них могут быть полезны несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить поверить в свои силы, пробудить интерес к изучаемой дисциплине.Пояснения: Несмотря на научность изложения материала, метод этот очень стимулирует познание. И неважно, что является его предметом: классическая литература, физика, вышивание крестиком или дрессировка собак.Замечено, что дети, которым слишком легко все дается в жизни, за которых все делают родители или просто они одарены для изучения программы настолько, что трудностей это не вызывает, такие дети меньше приспособлены к жизни и не умеют принимать быстрых самостоятельных решений. Поэтому проблемное обучение – это не только метод поиска и познания, но и подготовка к реальным событиям жизни, где пункт «помощь педагога» зачастую отсутствует. Практическое применение: Несмотря на то, что мы занимаемся с детьми творчеством, нельзя сказать, что оно не ставит перед человеком никаких проблем. В актерском мастерстве необходимо изучение характеров, в пении – возможностей голоса и музыкального материала, в журналистике и сценарном мастерстве – вообще проблема на проблеме от стилистики автора до этики и профессионального поведения. Поэтому проблемный метод находит свое применение достаточно часто, но конечно, преимущественно, в группах среднего и старшего возраста.«Дистанционное обучение»Суть метода: Технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.Пояснения: Казалось бы, какое отношение этот метод имеет к дополнительному образованию, где ребенок должен выполнять задания под контролем педагога? Разве можно научиться танцевать дистанционно?Однако с приходом в нашу жизнь интернета, все более популярными становятся вебинары, а скайп дает возможность обсуждения различных проблем он-лайн. Конечно, ничего не заменит живого общения и компьютер не улавливает нюансов, однако в некоторых случаях дистанционное общение возможно и ускоряет процесс обучения.Практическое применение: Благодаря электронной почте и социальным сетям, мы с детьми редактируем тексты, пока к ним не пропал интерес. Потому что если работа действительно важная, ждать следующего занятия через два дня просто невозможно. Ведение детьми блогов, страниц, обсуждение различных тематических вещей помогает им улучшать стилистику. Ведь компьютер – это не только игры и демотиваторы. Что же касается педагогов, то если есть время и возможность, с некоторыми учениками мы корректируем не только тексты через общение в интернете, но и фотографии, видео, обсуждаем полезные статьи. Также необходимые для программ и фильмов тексты часто сначала изучаются дистанционно, а потом уже в «живом» общении, когда все участники процесса «в материале».Выпускники студии, продолжающие работу над сценариями и видео, находясь в других городах, также в случае необходимости получают консультации дистанционно. «Case-study»Суть метода: Это метод обучения, когда учащиеся и педагоги участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases). Метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.Пояснения: Особенно важен этот метод для создания правильного психологического климата в коллективе. Разбор сложившихся ситуации, «feedback» после проделанной работы, без излишней критики, но с пониманием происходящих событий. Однако данный метод можно использовать и в разборе творческих произведений. Например, при просмотре работы коллег.Практическое применение: В нашей студии мы используем данный метод как в обсуждении лучших работ различных фестивалей, так и в разборе ситуаций, сложившихся в нашей собственной работе. Однако мы при этом часто обращаемся к более глобальным знаниям по истории кино или театра, ищем аналогичные ситуации, проблемы и их решение в «большом» искусстве. «IT-методы обучения»Суть метода: Использование компьютерных технологий, программ в занятиях в образовательном процессе и в работе над проектами.Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая обучаемого в процесс восприятия учебной информации. Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.Пояснения: Как бы ни было, жизнь не стоит на месте. И пусть лучше компьютер, телевидение, телефон станут друзьями человека, нежели будут в бесконечном конфликте со «старыми» формами. Дети лучше и быстрее взрослых осваивают «гаджеты». А дело взрослых направить интерес в созидательное русло, а не только в бытовое использование: «сморите мультики и не мешайте».В компьютере возможно писать рассказы и музыку, монтировать кино, моделировать одежду, создавать дизайн помещений, летать в космос и знакомиться с достижениями науки и искусства. В телефоне можно делать почти все то же самое, современный подросток не боится видеокамеры и фотоаппарата, но необходимо его научить пользоваться этим не только технически верно, но и не бессмысленно. Если снимаешь или рисуешь – изучи законы композиции, освещения, жанры и основы режиссуры. IT-технологии – это и создание вебсайтов, коммуникации, изучение английского и программирования. Однако совет взрослого всегда необходим.Практическое применение: Думаю, уже понятно все из предыдущего пункта. Мир опутан интернетом и мобильной связью. Нельзя боятся туда нырять и учиться плавать. Потому что когда все будут плыть на теплоходе, очень сложно добираться до берега на плоту… Понятно, что работа нашей студии невозможна без IT-методов. Мы используем в учебной и практической работе, создании учебных заданий, а также профессиональных передач и фильмов фото- и видеокамеры, микрофоны, компьютер с программами для монтажа видео и звука, обработки фотографий и титров и т.д. И всегда стараемся подчеркивать, что не столько техническое воплощение важно, сколько идея, замысел, творчество, усиленные современными технологическими возможностями.Заключение Умение пользоваться современными методами в образовательном процессе не только дает дополнительные возможности работы, но и приближает взрослого к ребенку, что совершенно необходимо при личностно-ориентированном обучении. А зачем же приближаться к ребенку? Не опасно ли это? Не нужна ли дистанция? Нужна. Но и доверие нужно. И общение без менторства. Все это можно нащупать только в живых отношениях, методом собственной апробации различных форм и способов обучения. Испытывая радость творчества и сотворчества.Список литературы:Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Издательство «Радянська школа», Киев, 1973Кнебель М.О. «Поэзия педагогики», Лениздат, 1973Корчак Я. «Как любить ребенка», издательство «Москва», 1982В.Полищук, Э.Сарабьян «Большая книга актерского мастерства», ООО «Издательство АСТ», 2015Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.Интернет-ресурс http://эссе.рфАникушина Е.А., Бобина О.С., Дмитриева А.О., Егорова О.Н., Калянова Т.А., Мамонтова М.Ю., Старцева С.П., Фомин В.С. Методическое пособие «Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения», Томск: Спектр, 2010.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X