Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Узденова Марина Магометовна

Понятие "Юлюш" в системе взаимоотношений карачаевского народа

скачать документ

Вернуться назад

«Понятие «юлюш», как показатель сословной иерархии в карачаевском обществе»Узденова Марина МагометовнаМКОУ «СШ п.Эльбрусский»КЧР, Ставропольского края,учитель истории и обществознанияИстории и традициям народа, сохранившего себя в бескрайних степях Средней Азии посвящаю свою работу. Изучение истории и этнографии нашей многонациональной России относится к числу самых актуальных задач, стоящих перед этнографами, археологами, историками. В частности большое значение имеет всесторонняя характеристика малочисленных народов и этнических групп, еще недостаточно изученных. К числу таких народов относятся и карачаевцы. История и этнография карачаевского народа почти не изучена. На то причины - у карачаевцев долгое время не было письменности – следовательно, у них не могло остаться письменных источников, долгое время карачаевцы носили клеймо «врагов народа» и их история никого не интересовала. И, тем не менее, о карачаевцах немало написано зарубежными и русскими путешественниками 17-19 веков. Вот как высказывались о карачаевском народе в разные времена: французский путешественник 17 века Жан Шарден – «Карачаевцы- самый красивый народ в мире»; французский писатель А. Дюма – «Хваленая Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая»; Г.Димитров, болгарский государственный деятель-«Гостеприимство, радушие, трудолюбие, честность – отличительные черты карачаевцев»; русский этнограф – В.Тепцов – «Уважение старших - это основной закон карачаевского, нравственного кодекса». А. Асеев, русский советский поэт, писал: «Карачаевцы - полны внутреннего благородства… Это прекрасные сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов». Земля карачаевцев издавна славилась благоприятными климатическими условиями для разведения и выращивания скота - лошадей, овец, коз-именно своей, карачаевской, породы. Вкус мяса овцы карачаевской породы знаменит не только у нас в России, но и далеко за ее пределами, в ближнем и дальнем зарубежье. Карачаевский народ один из немногих народов, который вынес через века, депортацию, большинство своих обычаев и традиций. Даже в местах выселения, где им не разрешалось разговаривать на своем родном языке, придерживаться каких либо национальных традиций они смело, с гордостью сохранили менталитет нации. Эта способность у них сохранилась с давних пор. Арканджело Ламберти –итальянский миссионер и путешественник 17 века, писал по этому поводу – «Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить свой язык». Карачаевцев смело можно назвать одним из преданных своим традициям народом и народом, который так умело, может связать их со своей системой хозяйствования и жизнеобеспечения. Во все времена они славились уважительным и почтительным отношением к старшим, к гостям, к женщине, к ребенку. По сведениям И. Егорова, советского журналиста, «карачаевцы, в отличие от других горцев питают большую привязанность и человечно относятся к своим женам».История карачаевского народа составлена на основе его обычаев. К сожалению, в силу непонятных причин большинство изних утрачено уже, а некоторые угасают постепенно. Особого и пристального внимания заслуживает система распределения костей мелкого скота, в последующем именуемая «юлюш этген»(распределение долей). Распределение по порциям кусков мяса как за столом во время праздников, поминок, или просто застолий по поводу приема гостей так и во время раздачи на священный праздник всех мусульман праздник Курман-Байрам и т.д. При этом я всегда сталкивалась с проблемой того, что мама отправляя меня раздавать строго наказывала не перепутать юлюшле. Мне приходилось разносить по соседям по отдельности. Я всегда мечтала разбираться в костях, предназначенных для раздачи, и никак не могла сориентироваться в них. В этом году мне при выборе темы на научную конференцию удалось проявить свой интерес, но при подборе материала по теме, я столкнулась с проблемой того, что его очень мало. Мне предстояло собрать полевой материал, что позволило бы встретиться с интересными людьми, старожилами карачаевских аулов. Понятие «юлюш» совмещает в себе не только пай, порция, он содержит всю систему взаимоотношений в карачаевском обществе с учетом возраста, пола, социальной иерархии. Предлагаемая вниманию читателя публикация является результатом сбора теоретического, практического и полевого материала. Основным объектом исследования данной работы является материальная культура карачаевцев. Целью стоящей перед автором является всесторонняя характеристика традиционной формы системы питания народа, где сочетались взаимоотношения внутри общества. Комплексного исследования материальной культуры, как известно у карачаевского народа не имеется, и данная работа предпринята на основе собранного практического материала.Как говорилось выше, есть замечательный праздник мусульман – праздник Курман-Байрам. По словам Алий-хаджи Узденова, проживающего в г.Черкесск: «он наступает по истечении двух месяцев и девяти дней. Это мусульманский праздник, когда за всех здравствующих приносят жертву – это может быть все из живности, начиная от индюка и заканчивая верблюдом, возраст которых достиг шести месяцев. Причем крупный рогатый скот, в том числе и верблюд, может быть распределен между семью семьями, то есть семь семей могут объединиться и зарезать одну корову, бычка тому подобное. А верблюда по тому же принципу приносили в жертву в Средней Азии». Мясо жертвенного животного обязательно раздается в вареном виде – многие сейчас семьи раздают его в сыром виде - вот уже мы видим нарушение обычая. По словам Ф.Д.Байрамуковой, в прошлом, доцента кафедры истории Отечества КЧГПУ, именно мясо сырое и вареное отличает назначение юлюш – по случаю поминок оно сырое, по случаю здравствующих оно должно быть вареное. Даже внутри самого народа существовали отличные друг от друга, приемы разделывания туши животного и способы его распределения. Об этом гласит нартская поговорка: «Хар элни къой сойюу башха» (В каждом ауле по своему разделывают барана). Но вернемся ко всему, что касается разделыванию и распределению туши животного - попытаемся довести до читателя все это в идеале, на основе собранного полевого материала. Карачаевцы издавна славились гостеприимством, особым искусством приготовления шашлыка, именно они славятся тем, что используют все, начиная от черных кишок и заканчивая ножками животного. Мясо являлось традиционной пищей карачаевцев. Оно употреблялось в различных видах. Очень распространено было употребление вареного мяса. Из всех видов мяса наиболее употребительна и почетна была баранина. Баранина (къой эт) являясь самой престижной и почетной, была и самой удобной для употребления в экстренных случаях, при появлении гостей. По древней карачаевской традиции даже при наличии в доме любого количества мяса в честь прибывшего гостя должна была приноситься в жертву какая – то живность, предпочтительно молочный ягненок или баран. По словам информатора, жителя из аула Учкекен Хапаева Исмаила (78 лет), который долгое время еще до выселения карачаевцев находился на кошу будучи ребенком : « Каждая наша традиция должна быть сохранена и доведена до подрастающего поколения в чистом как стекло виде, безо всяких, грубо говоря, «искажений и примесей». Одним из таких традиций который является основным показателем специфики нашего народа и есть «къойсойюу». Любое животное резали, повернув его шею по направлению к востоку, в сторону Каабы. Совершались специальные, ритуальные обряды – прежде всего, читалась молитва, где просили у Аллаха прощение за убийство живого существа. Здесь же упоминался повод, по какому резалось животное. Животное резалось в очень чистом месте, на ритуальной подстилке из сена, а нередко, это был даже кийиз (войлок), как правило, черного цвета. Прежде чем начать снимать шкуру, тушу переносили на специальную плетенку на небольшом возвышении. Начинали с разрушения шкуры на ногах, затем делался разрез от горла до хвоста по брюху, после наносили продольные срезы, перпендикулярно и параллельно друг другу. Тушу клали на плетенку ногами вверх и начинали. Сдирать шкуру с передней ноги и обязательно с правой стороны. Содрав немного шкуры вокруг правой передней ноги, начинали то же самое проделывать с правой задней, очищая целиком всю сторону. Затем на задней ноге делали дырочку в области щиколотки и вешали всю тушу на шест. При разделе туши строго придерживались выработанных за длительное время правил и распорядков. Вначале отделяли передние ноги вместе с ребрами, сначала правую, затем левую. После по суставам отделяли ножки от ребер. По суставам отделяли задние ножки. Итого туша разделялась на части – эки бут (две задние ножки), экиджабхакъ(две передние ножки), экикъабыргъа(две реберные части), омраула (позвонки). Рубку омрау производили на специальном чурбане, сделанном из твердых пород дерева. Рубщик старался разрубить омрау с одного взмаха, чтобы не раскрошить кости – их должно быть 15-16 порций. А если ножом отделить все мясо с позвонков и разрезать по хрящевым соединениям их окажется 32 омрау». Все омрау делятся на 5 шешеомрау, 4 кегейомрау, 4 боюномрау, 1 къулсюймезомрау, 1 къуйрукъучусу. Все тринадцать, за исключением последних, омрау составляли прибавку к основным порциям. Что касается къулсюймезомрау и къуйрукъучусу сваривались, но на стол они не подавались. Хотя къулсюймезомрау некоторые религиозные люди любят его есть, мотивируя это тем, что именно в этом месте происходит резание животного и именно там читается молитва. В зависимости от возраста, упитанности и естественно от породы порции юлюш получаются большие и маленькие, жирные и менее жирные, но их число не меняется. Всего порций получается двадцать шесть, а юлюш двадцать четыре. О древности употребления бараньего мяса свидетельствует сложный и древний обычай разделения туши на определенные порции. При подаче порций учитывались ранг и половозрастные особенности участников трапезы. Из передних ног выделяют две самые почетные, предназначенные для мужчин юлюш – лопатки – джау орун къалакъ. При раздаче они выделяются для самого пожилого соседа или родственника, а за столом тамаде. Тамада в свою очередь, держа его в своих руках, после главного произнесенного тоста разрезает на маленькие куски и раздает всем сидящим за столом. Джау орун къалакъ тщательно обгладывается и обязательно отламывается кусочек кости с его веерной стороны. Здесь хочу привести предание – пророк Мухаммед ехал по степи на коне. В одном месте он остановился отдохнуть и дать попастись лошади. Стреножив лошадь, он прилег и задремал. А тем временем путы у лошади развязались и, когда Мухаммед проснулся, лошади не оказалось рядом. Пророк нашел ее в том месте, где лежала на земле кость-лопатка с отломанным концом: уздечка зацепилась за кончик торчащей из под земли кости. И пророк завещал всем мусульманам выбрасывать лопаточную кость всегда с отломанным концом, поэтому джау орун къалакъ никогда не оставляют с мясом. Кроме этого на джау орун къалакъ еще гадали. По старинным карачаевским поверьям светлая часть лопатки называлась кел(озеро, душа). При гадании о судьбе человека, старшая в семье девочка в данное место капала молоко, а гадающий проводил лопаткой по поверхности. Во время гадания на лопатке днем полагалось сесть спиной в сторону восхода солнца. После этого гадающий предсказывал судьбу человека. Смерть женщины предвещалось знаком извилистой линии – Тамлунчеыз (след Тамлунче), смерть мужчины палкой с ответвлением на верхнем конце – ГиздохЭллей (смерть,сытость, жизнь). Гибель скота связывается со знаком Джум-Тамгъачыкъ в виде небольшого круга на одном конце и отходящей от него извилистой линией. Следует отметить, что все кости должны тщательно обгладываться - существуют поверье «Сюекни ариу кемиргенни сабии ариу болады» (Кто чисто обглодает кость, у того ребенок родиться красивым). Некоторые люди имеют привычку бросать обглоданные кости в огонь или выбрасывают голову и ноги животного – это категорически запрещается – считается, что у этого человека убывает поголовье скота. Но вернемся к юлюш, как мы уже отметили из передних ног выделяются джау орун къалакъ(лопатка), самая почетная кость, далее выделяют менее почетные кости -къысхаилик (берцовая кость) и базук (локтевая кость). Из задних ног выделяют четыре почетные кости – ашыкъилик (коленная кость), орта илик (бедренная кость), и две – тешиклиджансюек и джансюек (тазовые кости). Ашыкъилик самая почетная из костей, предназначенных для женщин. Джансюекле тоже предназначены для женщин как для более молодого возраста, так и пожилого орта илик занимает нейтральное, положение в системе почетности, он одинаково может предназначаться как для мужчин, так и для женщин, тоже молодого возраста. Из грудины вырезаются по две порции по три крайних ребра вместе, находящиеся ближе к шейной стороне животного – ногъана – она предназначена женщинам – вдовам, по четыре порции по два ребра вместе – башлыиеги- они тоже почетны, предназначались одинаково как для мужчин так и для женщин, более молодого возраста, а во время раздачи по праздникам к ним еще добавляют по одному омрау, если животное не особо упитанное. Из реберных частей туши самыми непочетными являются быгъыниеги – их может распознать даже самый незнающий – в них остается большая часть дженэт(диафрагмы). Базук, являясь порциейне является юлюш. Даже существует такая поговорка «Базук джетгенджазыкъ»(«Несчастен, тот кому достался базук»), и тем не менее, на стол подавался, при распределении доставался зятю, сейчас это уже не практикуется,( попробовал бы кто его положить перед зятем, сразу дело дошло бы до развода, это делалось тогда, когда еще старики были в почете о молодые умели их уважать.) После того как базук обглодан, за столом начиналось состязание среди молодых парней: кто сможет разломать эту кость - она считалась самой крепкой из костей. Сами части туши - джабхакъ и бут тоже являются юлюш, особенно правой части. Итак, туша животного делится на двадцать шесть порций, из них двадцать четыре в качестве юлюш. Карачаевцы славились тем, что они от животного, ими зарезанного в ход идет все даже къараичеги (черные кишки). Пока мужчины разделывает тушу женщина должна промыть внутренности и приготовить из них не менее известные блюда как сохта и джерме –блюда из внуренностей животных - они не имеют аналогичных блюд у других народов Кавказа. Они готовятся исключительно лишь в том случае, когда режется мелкий рогатый скот – из внутренностей крупного рогатого скота джерме не готовится, из него готовится только сохта. Внутренности начинают обрабатывать, пока они еще не остыли, если они остывают, их трудно будет промыть. Ничего испортить, а тем более выкидывать не разрешается, хотя сейчас некоторые домохозяйки, жалея свое драгоценное время их выкидывают. Сохта, своеобразная колбаса, свежего употребления. Она готовится из печени. Печень измельчается- в полученную массу добавляют нутряной жир, чеснок, соль, перец, теплую воду. Всем этим начиняют кишки – ашхын(желудок),чыпчыкъкез(сетчатка), бютеуичеги и узуничеги(кишки), соответственно получаются ашхынсохта, чыпчыкъкезсохта, бютеусохта и узунсохта. К сожалению, перевода к слову «сохта» мы не нашли. Самым престижным из разновидностей сохта являются ашхынсохта и бютеусохта, менее почетным узунсохта и дальше чыпчыкъкезсохта. Следующее блюдо из внутренностей джерме, в отличие от сохта мы сможем дать определение его названию, оно происходит о слова джермелеген – наживлять. В далекие времена, когда еще у карачаевцев основной пищей было мясо, за недостатком времени и женских рук на кошах, внутренности обрабатывались следующим образом. Требуха тщательно обмывалась, очищалась и начинялась мелко, рубленой печенью, порезанными на небольшие куски кишками, нутряным жиром, кусками жировых кишок, добавлялась соль, немного воды, верх требухи наживлялся – возможно, куском черной кишки, тишем (шампур, как железный так и деревянный). Начиненную требуху жарили на углях или варили в котле. Со временем джерме уже стали готовить иначе. Требуха очищенная и вымытая разрезается на равномерные куски, на них кладутся очищенные джаулуичеги (жировые кишки), толченый чеснок, соль, перец, по усмотрению хозяйки можно добавить рис, курдючный жир полосками, кусочки дженэт (диафрагмы). Все это заворачивается и обматывается очищенными къараичеги (черные кишки).Джерме опускается в посуду для варки, в холодную воду, после закипания туда же опускаются и сохта, варятся они отдельно от мяса. После разделывания туши мужчина сразу же приступает к обработке головы и ног. Их осмаливают на огне, оскребают ножом, несколько раз промывают горячей водой. Затем голову разрубают на три части – две башджарты – полголовы и одну часть – нижняя челюсть – джаякъ, баш джарты предназначены для мужчин, челюсть для женщины. Части головы тщательно промываются. С ножек снимаются туякъ (копыта). Все это варится отдельно как от сохта и джерме, так и от основного мяса. Бульон башаякъ считается полезным и целебным, и среди пожилых людей находилось немало любителей его. Наваром от этого бульоном (в остывшем виде) в древности, а некоторые знающие люди и сейчас намазывали обувь – считается, он обладает водонепроницаемым эффектом. В наше время редко встретишь молодых парней, которые могут зарезать барана, освежевать его, разделить по порциям и суметь правильно их распределить. Девушек тоже – суметь приготовить сохта,джерме, обсмолить голову или назвать, хотя одну кость животного едва ли найдется. А ведь было время, когда именно по этим показателям оценивались и девушка и парень. Сейчас понятие юлюш утрачивается –мясо по праздникам или на поминках употребляется в следующем виде – все куски мелко рубятся, зажариваются и подаются в таком виде на стол – и за столом все как бы уравниваются - в степени старшинства. Существует старинная карачаевская пословица – «Уллу,гитче айырылмагъан джерде, насыб бла берекет болмаз» - «Там, где нет грани между пожилыми и молодыми, никогда не будет счастья и изобилия».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X