Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ивков Андрей Станиславович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»

скачать документ

Вернуться назад

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТРАДНЫЙСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙСОГЛАСОВАНОЗаместитель руководителя ОУ по ДОД________________ Т.Г. Скакун____.____.2017 г.УТВЕРЖДАЮДиректор ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области________________ Н.Н. Ивкова____.____.2017 г.Программа принята на основании решения методического совета СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный ЦДОДПротокол № ___ от ____.____.2017 г.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»Возраст обучающихся: 7-10 летСрок реализации: 1 годРазработчик:Ивков Андрей Станиславович, педагог дополнительного образованияОтрадный2017ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПриоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.Одной из задач является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование» относится к технической направленности дополнительных общеобразовательных программ. Новизна программы заключается в направленности на развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Особенностями программы являются следующие:1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.Актуальность программыПрограмма составлена с учётом следующих нормативных документов:Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (в качестве методических рекомендаций);Устав образовательной организации ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области. Программа «Конструирование» составлена с использованием авторского издания Т.В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе дополнительного образования;системность организации образовательного процесса;раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.Программа «Лего-конструирование» позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования Лего-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Программа составлена таким образом, что на первых занятиях дети учатся работать по готовым конструкциям. При отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать друг с другом в единой команде. Занятия строятся по следующему плану.Вводная часть: организация детей, анализ модели, установление взаимосвязей.Основная часть: конструирование, Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, выставка работ.Программой предусмотрена реализация межпредметных связей:- математика: стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, чтение показаний измерительных приборов, расчёты и обработка данных;- русский язык: обогащение словарного запаса новыми терминами; развитие монологической речи, умение излагать собственные мысли;- литературное чтение: подбор литературного материала по теме проекта;- окружающий мир: изучение объекта с точки зрения существования его в окружающем мире, взаимосвязь с другими живыми и неживыми объектами, выделение существенных признаков;- технология: проектирование и конструирование модели, выбор деталей, необходимых для изготовления модели, соотнесение готовой модели с образцом, использование двухмерных чертежей в инструкциях для построения трехмерных моделей, приобретение навыка слаженной работы в команде;Цель образовательной программы Развитие начального научно-технического мышления и творческих способностей обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего. Задачи программыВоспитательные:формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;воспитывать бережное отношение к оборудованию;формировать ответственное отношение к выполняемой работе.Развивающие:развивать логическое мышление обучающихся;развивать мелкую моторику рук;развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;развивать творческую инициативу и самостоятельность.Обучающие:сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;развивать умение анализировать объекты;ознакомить с правилами безопасной работы с конструктором.Возраст детей, участвующих в реализации программыПрограмма предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие.Сроки реализации программыПрограмма рассчитана на 1 год обучения.Объём учебного времени - 72 часа в год;Форма обучения – очная.Формы организации деятельностиВ ходе реализации программы сочетаются групповая, индивидуальная и фронтальная формы организации деятельности. Занятия включают теоретический и практический модули, тематические беседы, дискуссии, мастер – классы, обсуждение творческих работ. Режим занятийЗанятия проводятся в следующем режиме: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 30 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.Ожидаемые результаты и способы их проверкиЛичностные результатыактивное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего.Метапредметные результатыразвитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;формирование социально адекватных способов поведения;формирование умения работать с информацией;формирование способности к организации деятельности и управлению ею.Предметные результатыК концу изучения программы учащиеся должны знать:название деталей конструктора Лего; терминологию словарика основных терминов;технологию работы с конструктором;уметь:точно дифференцировать детали конструктора по форме, размеру и цвету; различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу;самостоятельно изготовить по образцу изделие, аналогичное изделиям, предусмотренным программой;преобразовывать постройки по разным параметрам, комбинировать детали по цвету, форме, величине;выполнять проекты различной сложности посредством образовательных конструкторов; проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;создавать модели реальных объектов и процессов.Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:выставки работ;конкурс поделок;презентация творческих работ;демонстрация моделей.Виды и формы контроля планируемых результатовВиды контроляВремя проведенияЦель проведенияФормы контроляВходнойВ начале учебного года Определения уровня развития детей, их творческих способностей Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. ТекущийВ течение всего учебного годаОпределение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная творческая работа, выставки работ, презентации творческих работ, демонстрации моделей.Промежуточный По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, опрос, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование Итоговый В конце учебного года или курса обученияОпределение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.Выставка, конкурс, презентация творческих работ, демонстрация моделей, итоговые занятия, коллективный анализ работ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№п/пТемаВсегоТеорияПрактика1.Знакомство с ЛЕГО 41,52,51.1.Вводное занятие. Правила работы на занятиях Лего-конструирования. 2111.2.Знакомство с ЛЕГО продолжается(Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра)20,51,52.Моделирование164122.1.Вертушка.20,51,52.2.Волчок.20,51,52.3.Перекидные качели.20,51,52.4.Карета.20,51,52.5.ЛЕГО-подарок для мамы.20,51,52.6.Строительство домов.4132.7.Плот.20,51,53.Основы сборки механизмов224,517,53.1.Сборка основания (рамы)20,51,53.2.Типы приводов4133.3.Ременная и зубчатая передачи4133.4.Сборка механизмов по готовым чертежам122104.Соревновательная часть183154.1.Проектирование и сборка гоночного автомобиля6154.2.Кто сильнее (перетягивание каната собранными механизмами)6154.3.Самый функциональный дом6155.Проектная деятельность8265.1.Понятие проекта, цели, задачи и пути решения.1105.2.Выбор темы проекта и поиск информации.1105.3.Выполнение проекта.4045.4.Защита проекта2026.Итоговые занятия4136.1.Изготовление моделей к проведению лего-фестиваля.413Итого721656МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕФормы занятийПо темам программы планируются различные формы занятий:традиционные занятия;комбинированные занятия;практические занятия.Важный компонент образовательного процесса - использование разнообразных форм учебно-игровой деятельности: игр, конкурсов.Приёмы и методы проведения занятийВ процессе обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения. Для лучшего усвоения нового материала соблюдаются принципы: постепенность, повторяемость, систематичность. В конце каждого пройденного раздела происходит закрепление учебного материала в виде творческого зачета. Самостоятельные работы проходят под контролем педагога. Учебно-методический комплексУчебные пособия:специальная литература;видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.); электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).Дидактические материалы:Наглядные пособиявидеозаписи;схемы, образцы и модели;иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов.Раздаточный материалкарточки с индивидуальными заданиями;бланки тестов и анкет; бланки диагностических и творческих заданийМетодические материалыпланы занятий; задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; методические рекомендации к занятиям.Техническое оснащение занятийсветлое, хорошо проветриваемое помещение;наборы Лего – конструкторов;ученические столы, стулья;компьютер с учебным программным обеспечением;демонстрационная доска для работы маркерами;магнитная доска;цифровой фотоаппарат.Формы подведения итогов по каждой теме или разделуПо окончании каждой темы проводится самостоятельная работа, в ходе которой учащиеся должны продемонстрировать использование всех изученных способов конструирования, моделирования и т.д.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЛитература для педагога:А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина. Уроки Лего – конструирования в школе. Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education. Машины, механизмы и конструкции с электроприводом (набор конструктора 9645 или 9630).Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education: Первые механизмы (набор конструктора 9656);Использование Лего – технологий в образовательной деятельности. Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.Н.А. Криволапова. Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях Курганской области. – Курган, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009.Сборник лучших творческих Лего – проектов. Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.Современные технологии в образовательном процессе. Сборник статей. Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.Т. В. Лусс. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.Литература для детей:Сборник лучших творческих Лего – проектов. Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.Интернет-ресурсы:http://9151394.ru/?fuseaction=proj.legohttp://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurshttp://www.lego.com/education/http://www.wroboto.org/http://www.roboclub.ru/http://robosport.ru/http://lego.rkc-74.ru/ http://legoclab.pbwiki.com/http://www.int-edu.ru/Информационное обеспечение:http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13http://robotclubchel.blogspot.com/ http://legomet.blogspot.com/ http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X