Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Радаева Юлия Алексеевна
Значение конструирования в младшем дошкольном возрасте
скачать документВернуться назад
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»Отдел «Школа развития»СтатьяТема: «Значение конструирования в младшем дошкольном возрасте»Автор-составитель: Радаева Юлия Алексеевнапедагог дополнительного образования первой квалификационной категорииОренбург, 2018 гРазвитие творческого воображения позволяет рассмотреть понятие «конструирование». Детское конструирование может быть представлено как вид деятельности, в котором дошкольники создают из большого разнообразия материалов, будь то бумага, пластилин, природный материал или конструктор разнообразные поделки. Конструирование является сложным видом деятельности ребенка и поэтому требует детального рассмотрения.В исследованиях Л.А. Парамоновой [1] выделено два вида конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование обуславливает работу ребенка со строительным материалом, деталями конструктора. В таком виде деятельности большую роль приобретает метод ассоциаций, которой дошкольник способен применить к своей работе. Техническое конструирование связано и игровой деятельностью, которая способствует определенному развитию сюжета. Ребенок обдумывает свой сюжет, планирует свою деятельность. Таким образом, конструирование и игра представляют собой единое целое. Художественное конструирование представляет собой деятельность ребенка с бумагой и природным материалом. При таком виде деятельности дошкольник способен передавать свое личное отношение к образу героя, его характеру, используя различные цветовые гаммы, формы предмета.При любом виде конструирования выделяют два основных этапа (по Л.А. Парамоновой):рождение замысла;исполнение замысла.На наш взгляд, эти этапы являются взаимосвязанными. Проанализируем их.Суть первого этапа заключается в том, что в качестве замысла выступает окружающая среда со всем ее разнообразием: палитрой красок, предметным и природным миром, художественной составляющей. На втором этапе моделирование строится на основе уже готовых предметов или объектов. Постепенно деятельность ребенка обогащается новым содержанием, способами деятельности и как следствие этого, появление новых образов. Это приводит к развитию мышления и воображения, положительно сказывается на самой конструктивной деятельности. Ребенок может самостоятельно оперировать образами в пространстве и легко их преобразовывать. Естественно, что творческое конструирование для этого дает все возможности в развитии личностного потенциала ребенка.Различают несколько форм конструирования:Конструирование по образцу. Оно подразумевает обеспечение передачи знаний в готовом виде, то есть обучение с помощью образца или подражание. В качестве образца может служить рисунок, фото и т. д. Воспроизводя предложенный объект, ребенок может замещать или преобразовывать отдельные детали так, чтобы получился новый объект. Данная форма конструирования позволяет обеспечить переход к самостоятельной поисковой деятельности ребенка. Исследователи: Ф. Фребель, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук.Конструирование по модели. В качестве образца выступает модель, в которой составляющие её части, ребенку являются недоступными, то есть скрытыми. Есть задача, но нет способа решения. Такая постановка формы конструирования позволяет развивать к дошкольников аналитическое и образное мышление. Исследователи: А.Н. Миренова, А.Р. Лурия.Конструирование по условиям. Без использования образца, рисунка или фото, а также способов воспроизведения объекта, ребенок должен создать какую-либо конструкцию по заданному условию, подчеркивая ее практическое назначение. Причем условие или сама задача, поставленная перед ребенком, должна носить проблемный характер. У ребенка формируется умение анализировать задачу, а уже после анализа строить свою деятельность. Но, по мнению исследователей Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой, такая форма конструирования является успешной в работе, если ребенок уже владеет конструированием по образцу. Отмечено, что конструирование по условию также способствует развитию творческого воображения.Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Данная форма конструирования носит моделирующий характер деятельности. Ребенка обучают строить простые схемы-чертежи построек, а потом по ним создавать свои конструкции. На наш взгляд для детей 5–6 лет, как показывает опыт, данная форма конструирования является трудной. Необходимо сначала детей обучить навыкам построения таких схем-чертежей. Но в любом случае, и здесь развиваются творческие способности, образное мышление. Исследователи: С. Леон Лоренсо, В.В. Холмовская, В.В. Брофман.Конструирование по замыслу. Выступает как творческий процесс, в котором дети имеют возможность проявить свою самостоятельность. Но это возможно, если у детей сформированы обобщенные представления об конструируемом объекте, если ребенок владеет обобщенными способами конструирования, умеет искать новые формы конструирования. Ребенок должен быть самостоятельным и творческим.Конструирование по теме. На основе общей темы конструкции («Детская площадка», «Животные леса») дети самостоятельно выбирают материал, обдумывают способ выполнения и воплощают его в виде постройки.Каркасное конструирование. В основе каркас – центральная часть постройки, с помощью которой ребенок додумывается, «дорисовывает» будущие детали конструкции. Данная форма конструирования подробно исследована Н.Н. Поддьяковым [2].Каждая из перечисленных форм оказывает положительное влияние на развитие образного, наглядного мышления и является основой творческого воображения.Следует отметить, что конструирование из деталей конструктора относится к сложному виду деятельности, носящей репродуктивный характер.Формирование творческого конструирования осуществляется на трех этапах:1 этап: организация самостоятельного эксперимента с новым материалом.2 этап: решение проблемных задач на развитие воображения; на формирование обобщенных способов конструирования; организация конструирования по замыслу самого ребенка.Содержание полученных образов, конструкций, должно отличаться вариативностью, новизной, оригинальностью, выразительностью.В работах Г. Урадовских конструктивная деятельность построена с помощью следующих этапов:1 этап: обучение детей построению схемы различных образов.2 этап: преобразование конструкции.3 этап: точное соединение элементов конструктора размещение деталей в пространстве [3].Таким образом, детская конструктивная деятельность дает возможность использовать свойства объектов обнаруженных ими самостоятельно побуждать к изучению этих объектов. Предметно-развивающая среда, важным этапом которой является конструирование позволяет детям самим создавать пространственно-игровую среду как целостную исследовательскую деятельность с творческой компонентой.Лего-конструктор является одной из любимых детских игрушек. Он привлекает своим ярким дизайном, множеством деталей, простотой и удобством крепления, возможностью придумывать, изменять и дополнять конструируемый образ. Оно позволяет обеспечить единство воспитательной, развивающей, обучающей целей обучения дошкольников и представляет собой широкие возможности для экспериментальной деятельности ребенка.В качестве этапов при работе с лего-конструктором можно выделить:Конструирование по модели, то есть дополнение предложенной модели своими деталями по желанию ребенка.Конструирование по чертежам и схемам, когда дети должны воспроизвести внешние и отдельные признаки объекта конструирования.Конструирование по теме, когда воссоздается общая тематика, по которой создается конкретная постройка.Конструирование по зачину, когда детям сначала рассказывается сказка, история, а затем они сами должны воссоздать свою постройку.Как мы видим, в основе лего-конструирования, лежат основные формы конструирования, рассмотренные в работе Л.А. Парамоновой.Лего-конструирование разнообразно по содержанию. При создании какой-либо модели, постройки, дети учатся строить последовательность действий, развивают моторику рук, творческое воображение. Доказано, что при работе с лего-конструктором, у детей расширяется представление о предметах действительности, окружающих явлениях, они умеют анализировать, обобщать по признакам. Можно выделить несколько положительных моментов при работе с лего-конструктором:Развитие моторики рук.Знание о цвете, форме, пропорции.Знание об окружающей действительности.Развитие памяти, внимания, воображения.Умение фантазировать, воображать, творчески подходить к работе.Развитие коммуникационных навыков.Выделим основные показатели деятельности детей при лего-конструировании, использование которых зависит от уровня подготовки детей:Изготовление игрушки или конструкции под непосредственным руководством воспитателя. Объяснение основных приемов и действий, необходимых для выполнения задуманного, умение выделять основные и дополнительные части конструкции, обдумывание действий при выполнении, подготовка необходимых материалов. На данном этапе детям можно предложить готовый образец, картинку или фото.Необходимые условия, которые дети должны осуществить без показа приемов конструирования и помощи взрослых.Демонстрация приемов конструирования, которые будут детям необходимы для последующего использования при создании конструкции.Анализ и оценка деятельности детей и их работ. Какие способы конструирования были освоены, какие предстоит освоить.Содержание дошкольного уровня образования по конструированию направлено на поисковую и экспериментальную деятельность, развитие образного и логического мышления, а также развития творческого воображения. Список литературы:Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. - //Дошкольное воспитание. – № 11. – 2000 г. – С. 58–64.Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – СПБ, Речь, 2010.Урадовских Г.В. Художественное конструирование из деталей конструктора // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2005. – С. 15–22.