Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Радаева Юлия Алексеевна

Значение конструирования в младшем дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»Отдел «Школа развития»СтатьяТема: «Значение конструирования в младшем дошкольном возрасте»Автор-составитель: Радаева Юлия Алексеевнапедагог дополнительного образования первой квалификационной категорииОренбург, 2018 гРазвитие  творческого  воображения  позволяет  рассмотреть  понятие  «конструирование».  Детское  конструирование  может  быть  представлено  как  вид  деятельности,  в  котором  дошкольники  создают  из  большого  разнообразия  материалов,  будь  то  бумага,  пластилин,  природный  материал  или  конструктор  разнообразные  поделки.  Конструирование  является  сложным  видом  деятельности  ребенка  и  поэтому  требует  детального  рассмотрения.В  исследованиях  Л.А.  Парамоновой  [1]  выделено  два  вида  конструирования:  техническое  и  художественное.  Техническое  конструирование  обуславливает  работу  ребенка  со  строительным  материалом,  деталями  конструктора.  В  таком  виде  деятельности  большую  роль  приобретает  метод  ассоциаций,  которой  дошкольник  способен  применить  к  своей  работе.  Техническое  конструирование  связано  и  игровой  деятельностью,  которая  способствует  определенному  развитию  сюжета.  Ребенок  обдумывает  свой  сюжет,  планирует  свою  деятельность.  Таким  образом,  конструирование  и  игра  представляют  собой  единое  целое.  Художественное  конструирование  представляет  собой  деятельность  ребенка  с  бумагой  и  природным  материалом.  При  таком  виде  деятельности  дошкольник  способен  передавать  свое  личное  отношение  к  образу  героя,  его  характеру,  используя  различные  цветовые  гаммы,  формы  предмета.При  любом  виде  конструирования  выделяют  два  основных  этапа  (по  Л.А.  Парамоновой):рождение  замысла;исполнение  замысла.На  наш  взгляд,  эти  этапы  являются  взаимосвязанными.  Проанализируем  их.Суть  первого  этапа  заключается  в  том,  что  в  качестве  замысла  выступает  окружающая  среда  со  всем  ее  разнообразием:  палитрой  красок,  предметным  и  природным  миром,  художественной  составляющей. На  втором  этапе  моделирование  строится  на  основе  уже  готовых  предметов  или  объектов.  Постепенно  деятельность  ребенка  обогащается  новым  содержанием,  способами  деятельности  и  как  следствие  этого,  появление  новых  образов.  Это  приводит  к  развитию  мышления  и  воображения,  положительно  сказывается  на  самой  конструктивной  деятельности.  Ребенок  может  самостоятельно  оперировать  образами  в  пространстве  и  легко  их  преобразовывать.  Естественно,  что  творческое  конструирование  для  этого  дает  все  возможности  в  развитии  личностного  потенциала  ребенка.Различают  несколько  форм  конструирования:Конструирование  по  образцу.  Оно  подразумевает  обеспечение  передачи  знаний  в  готовом  виде,  то  есть  обучение  с  помощью  образца  или  подражание.  В  качестве  образца  может  служить  рисунок,  фото  и  т.  д.  Воспроизводя  предложенный  объект,  ребенок  может  замещать  или  преобразовывать  отдельные  детали  так,  чтобы  получился  новый  объект.  Данная  форма  конструирования  позволяет  обеспечить  переход  к  самостоятельной  поисковой  деятельности  ребенка.  Исследователи:  Ф.  Фребель,  В.Г.  Нечаева,  З.В.  Лиштван,  А.Н.  Давидчук.Конструирование  по  модели.  В  качестве  образца  выступает  модель,  в  которой  составляющие  её  части,  ребенку  являются  недоступными,  то  есть  скрытыми.  Есть  задача,  но  нет  способа  решения.  Такая  постановка  формы  конструирования  позволяет  развивать  к  дошкольников  аналитическое  и  образное  мышление.  Исследователи:  А.Н.  Миренова,  А.Р.  Лурия.Конструирование  по  условиям.  Без  использования  образца,  рисунка  или  фото,  а  также  способов  воспроизведения  объекта,  ребенок  должен  создать  какую-либо  конструкцию  по  заданному  условию,  подчеркивая  ее  практическое  назначение.  Причем  условие  или  сама  задача,  поставленная  перед  ребенком,  должна  носить  проблемный  характер.  У  ребенка  формируется  умение  анализировать  задачу,  а  уже  после  анализа  строить  свою  деятельность.  Но,  по  мнению  исследователей  Н.Н.  Поддьяков,  А.Н.  Давидчук,  Л.А.  Парамоновой,  такая  форма  конструирования  является  успешной  в  работе,  если  ребенок  уже  владеет  конструированием  по  образцу.  Отмечено,  что  конструирование  по  условию  также  способствует  развитию  творческого  воображения.Конструирование  по  простейшим  чертежам  и  схемам.  Данная  форма  конструирования  носит  моделирующий  характер  деятельности.  Ребенка  обучают  строить  простые  схемы-чертежи  построек,  а  потом  по  ним  создавать  свои  конструкции.  На  наш  взгляд  для  детей  5–6  лет,  как  показывает  опыт,  данная  форма  конструирования  является  трудной.  Необходимо  сначала  детей  обучить  навыкам  построения  таких  схем-чертежей.  Но  в  любом  случае,  и  здесь  развиваются  творческие  способности,  образное  мышление.  Исследователи:  С.  Леон  Лоренсо,  В.В.  Холмовская,  В.В.  Брофман.Конструирование  по  замыслу.  Выступает  как  творческий  процесс,  в  котором  дети  имеют  возможность  проявить  свою  самостоятельность.  Но  это  возможно,  если  у  детей  сформированы  обобщенные  представления  об  конструируемом  объекте,  если  ребенок  владеет  обобщенными  способами  конструирования,  умеет  искать  новые  формы  конструирования.  Ребенок  должен  быть  самостоятельным  и  творческим.Конструирование  по  теме.  На  основе  общей  темы  конструкции  («Детская  площадка»,  «Животные  леса»)  дети  самостоятельно  выбирают  материал,  обдумывают  способ  выполнения  и  воплощают  его  в  виде  постройки.Каркасное  конструирование.  В  основе  каркас  –  центральная  часть  постройки,  с  помощью  которой  ребенок  додумывается,  «дорисовывает»  будущие  детали  конструкции.  Данная  форма  конструирования  подробно  исследована  Н.Н.  Поддьяковым  [2].Каждая  из  перечисленных  форм  оказывает  положительное  влияние  на  развитие  образного,  наглядного  мышления  и  является  основой  творческого  воображения.Следует  отметить,  что  конструирование  из  деталей  конструктора  относится  к  сложному  виду  деятельности,  носящей  репродуктивный  характер.Формирование  творческого  конструирования  осуществляется  на  трех  этапах:1  этап:  организация  самостоятельного  эксперимента  с  новым  материалом.2  этап:  решение  проблемных  задач  на  развитие  воображения;  на  формирование  обобщенных  способов  конструирования;  организация  конструирования  по  замыслу  самого  ребенка.Содержание  полученных  образов,  конструкций,  должно  отличаться  вариативностью,  новизной,  оригинальностью,  выразительностью.В  работах  Г.  Урадовских  конструктивная  деятельность  построена  с  помощью  следующих  этапов:1  этап:  обучение  детей  построению  схемы  различных  образов.2  этап:  преобразование  конструкции.3  этап:  точное  соединение  элементов  конструктора  размещение  деталей  в  пространстве  [3].Таким  образом,  детская  конструктивная  деятельность  дает  возможность  использовать  свойства  объектов  обнаруженных  ими  самостоятельно  побуждать  к  изучению  этих  объектов.  Предметно-развивающая  среда,  важным  этапом  которой  является  конструирование  позволяет  детям  самим  создавать  пространственно-игровую  среду  как  целостную  исследовательскую  деятельность  с  творческой  компонентой.Лего-конструктор  является  одной  из  любимых  детских  игрушек.  Он  привлекает  своим  ярким  дизайном,  множеством  деталей,  простотой  и  удобством  крепления,  возможностью  придумывать,  изменять  и  дополнять  конструируемый  образ.  Оно  позволяет  обеспечить  единство  воспитательной,  развивающей,  обучающей  целей  обучения  дошкольников  и  представляет  собой  широкие  возможности  для  экспериментальной  деятельности  ребенка.В  качестве  этапов  при  работе  с  лего-конструктором  можно  выделить:Конструирование  по  модели,  то  есть  дополнение  предложенной  модели  своими  деталями  по  желанию  ребенка.Конструирование  по  чертежам  и  схемам,  когда  дети  должны  воспроизвести  внешние  и  отдельные  признаки  объекта  конструирования.Конструирование  по  теме,  когда  воссоздается  общая  тематика,  по  которой  создается  конкретная  постройка.Конструирование  по  зачину,  когда  детям  сначала  рассказывается  сказка,  история,  а  затем  они  сами  должны  воссоздать  свою  постройку.Как  мы  видим,  в  основе  лего-конструирования,  лежат  основные  формы  конструирования,  рассмотренные  в  работе  Л.А.  Парамоновой.Лего-конструирование  разнообразно  по  содержанию.  При  создании  какой-либо  модели,  постройки,  дети  учатся  строить  последовательность  действий,  развивают  моторику  рук,  творческое  воображение.  Доказано,  что  при  работе  с  лего-конструктором,  у  детей  расширяется  представление  о  предметах  действительности,  окружающих  явлениях,  они  умеют  анализировать,  обобщать  по  признакам.  Можно  выделить  несколько  положительных  моментов  при  работе  с  лего-конструктором:Развитие  моторики  рук.Знание  о  цвете,  форме,  пропорции.Знание  об  окружающей  действительности.Развитие  памяти,  внимания,  воображения.Умение  фантазировать,  воображать,  творчески  подходить  к  работе.Развитие  коммуникационных  навыков.Выделим  основные  показатели  деятельности  детей  при  лего-конструировании,  использование  которых  зависит  от  уровня  подготовки  детей:Изготовление  игрушки  или  конструкции  под  непосредственным  руководством  воспитателя.  Объяснение  основных  приемов  и  действий,  необходимых  для  выполнения  задуманного,  умение  выделять  основные  и  дополнительные  части  конструкции,  обдумывание  действий  при  выполнении,  подготовка  необходимых  материалов.  На  данном  этапе  детям  можно  предложить  готовый  образец,  картинку  или  фото.Необходимые  условия,  которые  дети  должны  осуществить  без  показа  приемов  конструирования  и  помощи  взрослых.Демонстрация  приемов  конструирования,  которые  будут  детям  необходимы  для  последующего  использования  при  создании  конструкции.Анализ  и  оценка  деятельности  детей  и  их  работ.  Какие  способы  конструирования  были  освоены,  какие  предстоит  освоить.Содержание  дошкольного  уровня  образования  по  конструированию  направлено  на  поисковую  и  экспериментальную  деятельность,  развитие  образного  и  логического  мышления,  а  также  развития  творческого  воображения.  Список  литературы:Парамонова  Л.А.  Творческое  конструирование:  психологические  и  педагогические  основы  его  формирования.  -  //Дошкольное  воспитание.  –  №  11.  –  2000  г.  –  С.  58–64.Поддьяков  Н.Н.  Психическое  развитие  и  саморазвитие  ребенка  от  рождения  до  шести  лет.  –  СПБ,  Речь,  2010.Урадовских  Г.В.  Художественное  конструирование  из  деталей  конструктора  //  Дошкольное  воспитание.  –  №  2.  –  2005.  –  С.  15–22.  

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X