Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Менькова Софья

"Студенческий досуг как средство борьбы со стрессом"

скачать документ

Вернуться назад
Менькова Софья,
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского»
Научный руководитель В.И. Федосеева,
преподаватель кафедры педагогики и психологии
Г. Соликамск, Россия
e-mail fedoseeva.vi@mail.ru

СТУДЕНЧЕСКИЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов, предотвращающих возникновение учебного стресса у студентов – первокурсников, развитию навыков самоконтроля и использованию методов борьбы со стрессом. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие студенты первого курса ССПК.
Ключевые слова: стресс, стрессоры, причины учебного стресса, стрессоустойчивость, досуг

Тема исследования актуальна, так как во все времена люди сталкивались со стрессом.
Для современного студента стресс является реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с учёбой или событиями в личной жизни человека. Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.
Исследования (Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и др.) показали, что важнейшим средством борьбы со стрессом является досуг. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что в нем есть.
Поэтому в современном обществе человеку с низкой стрессоустойчивостью необходимо находить больше времени для своих хобби и увлечений. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью.
Цель нашей работы: изучить психолого-педагогические особенности молодежного досуга и сформировать предложения по его совершенствованию.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. определить сущность понятий «досуг», «досуговая деятельность».
2. рассмотреть функции, задачи и особенности молодежного досуга.
3. провести эмпирическое исследование досуговых предпочтений у студентов группы Ш-16 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в ССПК.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- тест «Мы и наш досуг».
Наше исследование состоит из введения, 2-х глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографии и приложения.
Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается, но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни.
Так что же такое досуг?
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах, благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг [2, c. 214].
Реальный досуг это состояние деятельности, время для отдыха, само актуализации, развлечения.
Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры и интересов.
Мы провели исследование досуговых предпочтений у студентов первого курса группы Ш-16 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и сформировали предложения по его совершенствованию. Возраст участников - 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов - 21человек.
Студентам предлагалось ответить на 9 вопросов различного содержания, которые позволили выявить наиболее популярные формы проведения досуга студентами исследуемой группы. Результаты проведенного тестирования мы представили в форме таблиц, диаграмм и анализа полученных результатов.
По первому вопросу «Ценностные ориентации студентов» мы построили гистограмму, из которой видно, что студенты группы Ш-16 считают более важным и ценным иметь семью (80%), хорошее образование (80%), быть здоровым (58%), иметь престижную работу (52 %), высокую зарплату (48%), быть воспитанными (48%). Менее значимы для девушек ценности следующего порядка: быть независимым (23%), поступать по совести (20%), быть честным (10 %), занимать высокое положение в обществе (10%).
К сожалению, такие понятия как честность, совесть среди ценностей занимают последние позиции (Рис.1.)
Гистограмма 1. Ценностные ориентации студентов группы Ш-16

















(Рис.1.)
Количество свободного от учёбы времени в течение дня, которое можно посвятить любимому занятию у большинства студентов (52%) колеблется от 1 до 3 часов; 23% студентов располагают свободным временем менее часа, 10 % студентов - от 3 до 5 часов.
На вопрос: «Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?» ответы получились такие: большинство студентов (80%) предпочитают проводить время в компании с друзьями, за просмотром телепередач, кино (49%), общаться в социальных сетях (32%), занимаются спортом (32%), увлекаются музыкой (29%), ухаживают за животными (20%). Путешествиям отдали предпочтение 10% опрошенных, чуть более 3% процентов посещают факультативы и дискотеки. Оказывается, библиотеки не посещает никто, снижение роли чтения у студентов данной группы не могло не отразиться на разговорной речи. Если же студенты читают (39%), то, как видно из опроса, это приключения и детективы (Рис.2.)


















(Рис.2.)

Политикой интересуются только 50% опрошенных студентов (смотрят новости по телевизору, Интернету, получают информацию с уроков), остальные совершенно равнодушны к событиям внутри страны и за рубежом.
Большинство студентов группы Ш-16 предпочитают отдыхать дома (52%), а также посещать кинотеатр (24%); к сожалению, активный отдых, такой как бассейн, отдых на свежем воздухе, пользуется наименьшей популярностью у студентов (около 5% опрошенных).
Все студенты (100% опрошенных) хотели бы, чтобы в ССПК существовал досуговый клуб, в котором проводились бы мероприятия творческой направленности (76 % опрошенных); спортивной направленности (около 40%), интеллектуальной направленности (10%).
На вопрос «В качестве кого Вы хотели бы участвовать в досуговых мероприятиях?» ответы распределились следующим образом: большинство студентов (78%) предпочитают быть участниками в досуговых мероприятиях, около 30% хотели бы быть организаторами разных мероприятий в досуговом клубе, около 13% - зрителями.
На вопрос «Кто должен обеспечивать, на ваш взгляд, содержательный досуг в ССПК?» 38% опрошенных студентов считают, что обеспечивать содержательный досуг должны старшекурсники, 25% - сами студенты, 25% - учитель, 5%- организаторы.
На вопрос «Как бы вы хотели провести завтрашний день?» большинство студентов ответили, что хотели бы выспаться (66%), отдохнуть с друзьями (29%), заняться любимым делом (5%).
Анализ ответов на вопрос: «От каких вредных привычек Вы не можете отказаться?» показал, что наиболее распространённая вредная привычка у студентов – вредная еда (гамбургеры, чипсы, газировка, картошка «фри», перекусы и др.) (более 60% опрошенных), на втором месте - Интернет (25%), 5% студентов имеют такую вредную привычку как курение, 15% опрошенных не имеют вредных привычек.
На вопрос «Какие проблемы с организацией досуга в стенах ССПК вы можете назвать?», ответы распределились следующим образом: слабая техническая база для занятий спортом (47%); мало информации о возможности проводить досуг в стенах ССПК (45%); мало времени для проведения досуга с компьютером, ограничен доступ в Интернет (33%), а также занятия в две смены.
По результатам тестирования были сформированы предложения по улучшению досуга:
Студенты хотят:
- больше интересных проектов для самореализации и реализации творческих способностей;
- свою музыкальную группу;
- клуб актерского мастерства или студенческий театр;
- бесплатные занятия спортом;
- турпоходы;
- общения с новыми людьми;
- бесплатные кружки;
- совместные походы в кинотеатр;
- массовые акции;
- свой досуговый клуб
В ССПК многое делается, чтобы помочь студентам в самореализации и в реализации творческих способностей, но в то же время существуют некоторые проблемы с организацией досуга в стенах учебного учреждения.
Таким образом, досуг значительной части студентов исследуемой группы характеризуется разнообразием способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового.
Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо находить больше времени для своих хобби и увлечений.
Являясь частью свободного времени, досуг позволяет не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из потребностей личности.
От самого студента зависит, каким будет его образ жизни здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Работа над рефератом дала мне серьезный опыт практического исследования проблемы, формирования исследовательских умений. Я поняла, что студенты исследуемой группы умеют справляться со стрессом с помощью досуга, но для регулирования досуга и повышения его эффективности надо очень хорошо знать себя, свои позитивные и отрицательные качества.
Надеемся, что наша работа окажется небезынтересной в практическом плане для студентов и преподавателей колледжа.

Источники
1. Конвенция ООН о правах ребёнка и законодательство РФ. М., 1998.
2. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб, 2007.
3.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] СПб: Питер, 2006.- с.256








HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER143




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X