Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Ткачева Надежда Николаевна, студентка ПСП 4 с(б), Филиал ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" в г. Михайловке Волгоградской области

Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующейспециальной подготовки.

Социальный педагог в нашей стране на сегодняшний день – это специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах, таких как семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и д.р.

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание шести типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается.

На сегодняшний день к ним относятся:

- дошкольные образовательные учреждения;

- общеобразовательные учреждения;

- общеобразовательные школы-интернаты;

- образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

- образовательные учреждения начального профессионального образования.

Объектом деятельности социального педагога в образовательном учреждении являются дети и подростки, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. Также деятельность социального педагога распространяется на детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития: это слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые дети и др. Все эти категории детей требуют особой заботы общества.

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

- помощь семье в решении проблем связанных с учебой, воспитанием, контролем над времяпровождением ребенком;

- помощь ребенку в устранении причин негативного влияния на его успеваемость и посещаемость образовательного учреждения;

- вовлечение детей и родителей в общественную жизнь образовательного учреждения (организация и проведение социально-педагогических мероприятий, акций и т.п.);

- распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, а так же трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка на ранних стадиях развития, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т. п.;

- выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;

- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, выявление проблем в учебно-воспитательной работе, определение мер по их преодолению;

- проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

- пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;

- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод, что в задачи практической деятельности социального педагога в рамках образовательного учреждения входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Приступая к реализации цели своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Но как видно из практики ребенок, зачастую, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их, поэтому социальный педагог, чтобы помочь своему воспитаннику, часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.

Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические). Работа в данном направлении  будет успешной, если она проходит в тесном взаимодействии со специалистами, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз, такими, как психолог, юрист, медицинский работник и др.

В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие. В случаях, когда социальный педагог не в силах решить самостоятельно возникшие проблемы (например: улучшение здоровья, материального положения), он должен уметь не только выступать посредником в координации усилий разных специалистов, упомянутых выше, но также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.).

Многое в работе социального педагога зависит от умения выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Можно выделить основные  социально – педагогические методы, используемые социальным педагогом в работе:

  • Методы социальной работы.

         Они включают в себя:

         - методы социальной диагностики, к которым можно отнести интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертную оценку, экспертный прогноз, биографический метод;

         - методы социальной профилактики, к которым можно отнести превентивный метод, социальную терапию, социодраму, группу поддержки;

         - методы социального контроля, к которым можно отнести социальный надзор, социальную опеку, социально-медицинский уход, социальное обслуживание;

         - методы социальной реабилитации, к которым можно отнести трудотерапию, статусное перемещение, групповую терапию, кризисную интервенцию;

         - социально – экономические методы, к которым можно отнести метод льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции;

         - организационно – распорядительные методы, к которым можно отнести регламентирование, нормирование,  инструктирование, критику, контроль и проверку исполнения;

          - метод, как элемент социального воспитания, к которым можно отнести метод мотивирования и поощрения к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества.

  • Психологические методы.

          Они включают в себя:

          - психодиагностические методы, к которым можно отнести тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрию;

          - психокоррекционные методы, к которым можно отнести психогимнастику, игровую коррекцию, игротерапию, арт - терапию, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг;

         - методы психического консультирования, к которым можно отнести эмпатическое слушание, интерпретацию, идентификацию, фасилитацию, выдвижение гипотез;

          - методы психотерапии, к которым можно отнести самовнушение, рационализацию, психоанализ, транзактный анализ, групповую терапию, семейную терапию.

  • Педагогические методы.

         Они включают в себя:

         - организационные методы, к которым можно отнести педагогический эксперимент;

         - методы педагогической диагностики, к которым можно отнести педагогическое наблюдение, естественный эксперимент;

         - методы обучения, к которым можно отнести:

u     словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция;

u     наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, работа с учебником;

u     практические методы: упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации;

          - методы воспитания, к которым можно отнести положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание. А так же внушение, упражнение, перспективу, игру. К методам воспитания так же относят доверие, организацию успеха, самовоспитание.

  • Социально - педагогические методы.

         Они включают в себя:

         - методы как элемент социального воспитания, к которым можно отнести метод мотивирования и поощрения к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества;

         - методы воздействия, к которым можно отнести методы, воздействующие на сознание, методы, воздействующие на чувства, методы, воздействующие на поведение;

         - методы организации социально-педагогического взаимодействия, к которым можно отнести метод целеполагания, метод ценностного ориентирования, метод организации деятельности, методы общения, методы оценки, методы самореализации.

Еще одним очень важным моментом в работе социального педагога является личностная характеристика и профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность социального педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности, характеризующая его профессионализм.

Рамки компетенции социального педагога устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика социального педагога, утверждённая приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году, состоит из трех частей («Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования»), и представляет собой обобщенные требования к подготовленности данного специалиста на уровне его теоретического и практического опыта.

26  августа  2010  года  приказом  Министерство Здравоохранения  Российской Федерации (далее РФ)  №  761н  утверждена  новая  квалификационная  характеристика  социального  педагога,  в  которой  основные  обязанности  социального  педагога  получают  более  широкую  и  четкую  формулировку. 

Часть первая «Должностные обязанности» определяет основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку:

- социально-информационная помощь (обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг);

- социально-правовая помощь (соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам);

- социально-реабилитационная помощь (оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей);

- социально-бытовая помощь (содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска);

- социально-экономическая помощь (оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов);

- медико - социальная помощь (уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска);

- социально-психологическая помощь (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении);

- социально-педагогическая помощь (создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска).

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах:

- в заочных формах (общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора);

- в очных формах (кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской биржи труда и др.);

 - в стационарных формах (длительное наблюдение за ребенком в специально созданных для этого условиях, например, в приютах, интернатах, домах ребенка и др.);

-  в комплексных формах (взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы ребенка, периодически собирают консилиум для ее разрешения).

Часть вторая квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи.

Профессиональные знания включают знание:

- нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

- теории и истории социальной педагогики;

- методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

- возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

- социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

- методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

- аналитические умения (теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

- прогностические умения (прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка, с учетом возникшей перед ним проблемы).

- проективные умения (определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат);

- рефлексивные умения (самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы);

- коммуникативные умения (владение культурой межличностного общения и включающие).

Часть третья квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.

Говоря о личностных характеристиках социального педагога, стоит вспомнить, что социальная педагогика – не так давно получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности, поэтому наблюдается некоторые трудности при определении профессионально значимых характеристик, которыми должен обладать специалист в этой области. И все же, ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их индивидуально-психологические особенности и специальные способности.     

Опираясь на данные исследования, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

- гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.;

- психологические характеристики, к которым можно отнести высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик;

- психоаналитические качества, такие как самоконтроль, самокритичность, самооценка;

- психолого-педагогические качества, к которым относятся коммуникабельность, способность к эмпатии, визуальность, красноречивость и др.

Выбирая данную профессию важно помнить, что социальный педагог работает в сфере «человек – человек», а в условиях образовательного учреждения чаще всего в сфере «педагог - ребенок», и успех его работы во многом зависит от способности успешно функционировать в системе межличностных отношений. Опираясь на наличие личностных качеств, которыми должен обладать социальный педагог, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста – важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов.

Список литературы:

  1. Боровик,  В.Г.  Социальный  педагог  в  школе / В.Г. Боровик //  Народное  образование. 2011. №  9.
  2. Вульфов, Б.З. «Социальный педагог в системе общественного воспитания» / Б.З. Вульфов // Педагогика. 1992. №5\6
  3. Клемантович, И. Культура профессионального мышления социального педагога [Текст] / И. Клемантович // Воспитание школьников. М.: 2000.
  4. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности [Текст] /  Р.М. Куличенко // Моногор. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998.
  5. Нагавкина, Л.С., Крокинская, О.К., Косабуцкая, С.А. «Социальный педагог:введение в должность [Текст] / Л.С. Нагавкина, О.К. Косабуцкая,  О.К. Крокинская // Сб. материалов – СПб.: КАРО. 2000.
  6. Никитина, Л. «Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении [Текст] /  Л. Никитина // Воспитание школьников.  2001. №1. 

 

Наша группа ВК

X