Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Егорова Юлия Владимировна

Основная общеобразовательная программа

скачать документ

Вернуться назад
Основная общеобразовательная программа

1. Пояснительная записка.

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Законом РФ "Об образовании";
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008г.;
- Государственными стандартами дошкольного воспитания и образования.
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Белоборский детский сад (далее МДОУ) является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.
Образовательная программа МДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Содержание образовательного процесса выстраивается на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду – «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Предметом деятельности МДОУ являются:
- воспитание и обучение детей с 2 месяцев (при наличии условий) до 7 лет;
- реализация общеобразовательной программы дошкольного образования;
- обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Проектная мощность здания рассчитана на 45 детей. Фактическая наполняемость на 01.09.2012 г. составляет 12 детей из них девочек -4, мальчиков - 8.
В МДОУ функционирует 1 разновозрастная группа с 1 года до 7 лет:

Возрастная категория
Направленность групп
Количество детей

От 1 до 3 лет
Общеразвивающая
4

От 3 до 4 лет
Общеразвивающая
2

От 4 до 5 лет
Общеразвивающая
3

От 5 до 6 лет
Общеразвивающая
2

От 6 до 7 лет
Общеразвивающая
1




1.2. Сведения о квалификации педагогических кадров
- Музыкальный руководитель – 1
- Воспитатели группы - 2

Образовательный уровень педагогов:

Образование
2011-2012
%

Среднее
1
33%

Средне специальное
1
33%

Высшее
-
-


Квалификационный уровень педагогов:

Квалификационная категория
2011-2012
%

Базовая
3
100%

II категория
-
-

I категория
-
-

Высшая категория
-
-


1.3. Сведения о семьях воспитанников

Статус семьи
Количество
%

Полные семьи
9
75

Неполные семьи
2
17

Многодетные семьи
1
8

Опекуны
-
-


1.4. Цели и задачи

МДОУ в своей деятельности обеспечивает достижение следующих целей:
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- Подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Деятельность МДОУ направлена на реализацию задач:
1. Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
2. Обеспечение физического развития детей - совершенствование всех функций организма детей, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, обучение отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр; приобщение к здоровому образу жизни.
3. Обеспечение познавательно-речевого развития детей:
– развитие в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, способов умственной деятельности детей;
- формирование у детей элементарных экологических представлений;
- ознакомление детей с предметным миром и явлениями общественной жизни, формирование целостной картины окружающего мира;
- способствование овладению детьми звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью;
- формирование культуры речевого общения детей;
- обучение коми языку;
- формирование элементарных математических представлений детей;
4. Обеспечение социально-личностного развития детей:
- воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, уважения к взрослым;
- формирование навыков культурного поведения детей, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей;
- развитие у детей интереса к труду взрослых, желания трудиться
- воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей;
5. Обеспечение художественно-эстетического развития детей:
- приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры;
- развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
- развитие у детей эстетического восприятия, чувства ритма, художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему;
- развитие творческих способностей в рисовании лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельности;
- обучение детей основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах деятельности;
- развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности;
6. Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
7. Взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
8. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
9. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1.5. Особенности осуществления образовательного процесса.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Образовательный процесс в МДОУ Белоборский детский сад осуществляется на основе Учебного плана, расписания непосредственно образовательной деятельности разработанных с учётом «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
При организации режима пребывания детей в МДОУ непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности.
Дошкольная группа является разновозрастной. Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания предусматривается максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности, субъектной позиции детей в процессе организации их образовательной деятельности.

В разновозрастной группе образовательная деятельность, далее (НОД), осуществляется в первую и во вторую половину дня ежедневно по подгруппам (в зависимости от возрастной категории) по следующим образовательным областям:

Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация

НОД по остальным образовательным областям проводится фронтально.

Для профилактики утомления детей НОД познавательно-речевого направления сочетается с НОД познавательно - речевого направления. Продолжительность НОД соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям. В середине НОД проводятся физкультурные паузы. Перерывы между НОД – 10 минут.

Адаптационные мероприятия проводятся индивидуально в первой и второй половине дня.
В тёплое время года максимальное число непосредственно образовательная деятельность и других мероприятий проводится на участке во время прогулки.
Учитывая регионально-климатические условия в зимний период (низкая температура воздуха, частые и сильные ветра, короткий световой день) прогулка может организовываться в помещении. Где с детьми организуются игры, физические упражнения.
При выборе методик воспитания и обучения в детском саду предпочтение отдается комплексно-тематическому планированию, интеграции образовательных областей, проектированной деятельности, способствующим формированию познавательной, социальной сфер развития.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках второй модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.
Непосредственно образовательная деятельность рассматривается как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Педагогам предоставляется право интегрировать содержание различных видов деятельности в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания.
В процессе НОД осуществляется работа по ознакомлению детей с региональными, этнокультурными особенностями, по формированию у них эмоционально положительного отношения к коми народу и другим национальностям.
В педагогическом процессе используется фронтальная, подгрупповая, индивидуальная формы работы с детьми. Они применяются в зависимости от возраста, уровня развития, сложности программного материала.

1.6. Принципы формирования ООП

Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Программа:
разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и обеспечивающую реализацию единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежность

2.1. Организация режима пребывания детей в МДОУ.

Режим дня - это рациональный распорядок жизни ребенка в течении дня, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также организацию различных видов деятельности.
При определении общего режима для детей разного возраста за основу берется режим среднего возраста и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительности режимных процессов.
Большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Помощник воспитателя владеет основными приемами организации режимных процессов и помогает воспитателю при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.

РЕЖИМ ДНЯ в холодный период года
Режимный момент
время


с 1 года до 1 года 6 мес
с 1 года 6 мес до 7 лет

Прием, осмотр детей, утренняя гимнастика.
7.30 – 8.30
7.30 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак.
8.30 – 9.00
8.30 – 9.00

Игры.
9.00 – 9.10
9.00 – 9.20

Подготовка ко сну, 1 –й сон
9.10 – 10.20
-

Организованная образовательная деятельность.
-
9.20 - 9.45

Игры.
-
9.45 – 9.55

Организованная образовательная деятельность.
-
9.55 – 10.20

Самостоятельная деятельность
10.20 – 12.15
-

Подготовка к прогулке, прогулка.
-
10.20 – 12.00

Возвращение с прогулки.
-
12.00 – 12.15

Подготовка к обеду, обед.
12.15 - 12.45
12.15 - 12.45

Подготовка ко сну, дневной сон
(для детей до 3 лет сон не менее трех часов).
12.45 – 14.45
12.45 – 14.45

Пробуждение, воздушно – водные процедуры.
14.45 – 15.10
14.45 – 15.10

Подготовка к полднику, полдник
15.10 – 15.30

15.10 – 15.30


Игры, организованная образовательная деятельность.
15.30 – 16.15
15.30 – 16.15


Игры, уход детей домой.
16.15 – 16.30
16.15 – 16.30


РЕЖИМ ДНЯ в теплый период года
Режимный момент
время


с 1 года до 1 года 6 мес
с 1 года 6 мес до 7 лет

Прием детей на улице,
осмотр детей, утренняя гимнастика.
7.30 – 8.30
7.30 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак.
8.30 – 9.00
8.30 – 9.00

Игры.
9.00 – 9.10
9.00 – 9.20

Подготовка ко сну, 1 –й сон
9.10 – 10.20
-

Организованная образовательная деятельность.
-
9.20 - 9.45

Игры.
-
9.45 – 9.55

Организованная образовательная деятельность.
-
9.55 – 10.20

Постепенный подъем.
10.20 – 12.15
-

Подготовка к прогулке, прогулка.
12.15 – 12.00
10.20 – 12.00

Возвращение с прогулки.
12.00 – 12.15
12.00 – 12.15

Подготовка к обеду, обед.
12
·.15 - 12.45
12.15 - 12.45

Подготовка ко сну, дневной сон
(для детей до 3 лет сон не менее трех часов).
12.45 – 14.45
12.45 – 14.45

Пробуждение, воздушно – водные процедуры.
14.45 – 15.10
14.45 – 15.10

Подготовка к полднику, полдник
15.10 – 15.30

15.10 – 15.30


Игры, организованная образовательная деятельность.
-
15.30 – 15.55


Подготовка к прогулке, прогулка.
Уход детей домой.
15.55 – 16.30
15.55 – 16.30


2.2. Взаимодействия педагогов и детей в различных видах деятельности

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Проведение занятий как основной формы организации учебной деятельности детей (учебной модели организации образовательного процесса) целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.
Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных подгрупп).
В течение недели в январе ежегодно Программа реализуется только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей. В течение двух недель в октябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
Организационной основой реализации Программы является Примерный календарь праздников (событий). Праздники как форма работы, с учетом их общей социально-личностной направленности и ориентированности, включены в область «Социализация», независимо от конкретной тематики каждого из них и интеграции с другими образовательными областями Программы.


2.3. Образовательный процесс

Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-10), а также инструктивно-методическим письмом МинОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16.
Конкретные формы обучения в условиях разновозрастной группы определяются возрастным составом детей. В основном используется в обучении работа со всей группой. Однако, каждая возрастная подгруппа имеет свои задачи обучения.
Продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их начинают со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста:
в 1 младшей подгруппе - 8-10 мин,
во2 младшей подгруппе -15 мин,
в средней подгруппе - 15 мин,
в старшей подгруппе - 20 мин,
в подготовительной - 25 мин.
Общая учебная нагрузка (количество обязательных занятий в неделю) инвариантной части плана по всем направлениям развития составляет:
в 1 младшей подгруппе - 8
во 2 младшей подгруппе - 10
в средней подгруппе - 11
в старшей подгруппе - 13
в подготовительной п/группе -15
В середине года (январь) для детей организовываются недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, физкультурные и изобразительного искусства).
с 01 сентября – адаптационный, диагностический период
с 01 октября по 21 декабря - учебный период
с 01 января по 13 января – новогодние каникулы
с 14 января по 30 апреля - учебный период
с 03 мая по 31 мая - диагностический период
с 01 июня по 31 августа – летние каникулы.
Реализация физического и художественного направлений занимает не менее 50% от общего времени занятий (без учёта вариативной части):
в 1 младшей п/группе - 75% (6 занятий из 8)
во 2 младшей п/группе - 70 % (7 занятий из 10)
в средней п/группе - 64 % (7 занятий из 11)
в старшей п/группе - 54 % (7 занятий из 13)
в подготовительной п/гр - 47 % (7 занятий из 15)
В учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:
- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
- социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд»;
- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
- физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».
Каждой образовательной области соответствуют различные виды учебных занятий, название и содержание которых определяются методическими рекомендациями комплексной Программы воспитания, обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой), парциальных программ "Экологическое воспитание" С.Н.Николаевой.
«Познание»: «Ребёнок и окружающий мир: предметное окружение», «Конструирование» «Экологическое воспитание. Природное окружение», «Формирование ЭМП»;
«Коммуникация»: «Развитие речи (подготовка к обучению грамоте)»; "Обучение коми языку" (со средней подгруппы).
Чтение художественной литературы: «Художественная литература»;
Социализация: «Ребёнок и окружающий мир: явления общественной жизни», «Приобщение к коми национальной культуре» (со средне подгруппы);
«Труд»: «Ручной труд»;
«Безопасность»: «Основы безопасности жизнедеятельности» (со старшей группы);
«Музыка»: «Музыкальное»;
«Художественное творчество»: «Рисование», «Лепка», «Аппликация»;
«Физическая культура»: «Физкультурное»




УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.
Инвариантная
(обязательная) часть
максимально допустимое количество занятий в неделю/ максимально допустимы объем недельной образовательной нагрузки (в мин)



1
младшая подгруппа (10)
2
младшая подгруппа (15)

средняя п/группа (15)

старшая п/группа (20)
подготовительная к школе п/группа (25)


количество занятий

1.1.
Познавательно-речевое направление
4/40
3/45
3/45
4/80
6/150

Образовательные области


Познание
2/20
2/30
2/30
2/40
3/75

Коммуникация
0,5/5
0,5/8
0,5/8
1,5/30
2/50

Чтение художественной литературы
0,5/5
0,5/7
0,5/7
0,5/10
1/25

1.2.
Социально-личностное направление
-
-
-
1/20
1/38





Образовательные области


Социализация
-
-
-
0,5/10
0,5/13

Труд
-
-
-
0,25/5
0,25/13

Безопасность
-
-
-
0,25/5
0,25/12

1.3.
Художественно-эстетическое направление развития
4/40
4/60
4/60
4/80
4/100

Образовательные области


Музыка
2/20
2/30
2/30
2/40
2/50

Художественное творчество
2/20
2/30
2/30
2/40
2/50

1.4.
Физическое направление
2/20
3/45
3/45
3/60
3/75

Образовательные области


Здоровье






Физическая культура
2/20
3/45
3/45
3/60
3/75

итого:
8/90
10/150
10/150
12/240
14/363

2.
Вариативная часть (модульная)


2.1.
Факультативные занятия


Обучение коми языка
-
-
1/15
1/20
1/25

ИТОГО:
8/90
10/150
11/165
13/260
15/388


РАСПИСАНИЕ НОД

Расписание составлено на месяц. Занятия проводятся в соответствии с возрастной длительностью занятия, начиная со старшими детьми, подключая более младших детей.
Продолжительность занятий для: 2 раннего возраста - 8 мин., 1 младшей – 10 мин., 2 младшая – 10-15 мин, средняя 15 мин, старшая 20 мин., подготовительная - 25 мин. Между занятиями перерыв 10 мин., в середине занятий физкультминутки 1,5 – 2 мин. Во время перерывов организуются подвижные игры малой и средней интенсивности.


2.4. Система закаливающих и физкультурно – оздоровительных мероприятий

В Приложении 1 представлены наиболее универсальные, эффективные и доступные для дошкольных образовательных учреждений и групп детей дошкольного возраста всех видов и направленности закаливающие мероприятия. Их примерный перечень должен быть скорректирован с учетом региональных климатических и сезонных особенностей, а также имеющихся условий для проведения закаливающих процедур в каждом конкретном образовательном учреждении. Наиболее сильное закаливающее воздействие на организм ребенка оказывает сочетание физических упражнений с воздушными ваннами, особенно если оно осуществляется на свежем воздухе.
При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка;
- создавать позитивный эмоциональный настрой;
- проводить закаливающие воздействия на фоне теплового комфорта ребенка;
- использовать в комплексе природные факторы и закаливающие процедуры;
- соблюдать постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменяются в зависимости от сезона и погоды);
- воздействия природных факторов должны быть направлены на разные участки тела: различаться и чередоваться как по силе, так и длительности;
- соблюдать методику выбранного вида закаливания.
Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с возрастом детей и методикой закаливания, которая должна быть утверждена (согласована) с органами здравоохранения. Закаливание в повседневной жизни органично вписывается в режим учреждения (группы), а для проведения специальных методик закаливания (в том числе контрастного обливания стоп, обтирания) должно выделяться дополнительное время. Чем старше дошкольники, тем больше возможностей для проведения закаливающих процедур и, соответственно, время для их проведения может и должно быть увеличено.
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или физкультурные занятия (в помещении и на улице);
Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.



Примерный перечень физкультурно-оздоровительных мероприятий

Форма
закаливания
Закаливающее воздействие
Длительность (мин. в день)



3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

Утренняя гимнастика
(в теплую погоду – на улице)
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

5-7

5-10

7-10

7-10

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении
Воздушная ванна


Индивидуально


Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности
(в помещении)
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п.

до 15

до 20

до 25

до 30

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности
(на улице)
Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями

до 15

до 20

до 25

до 30


Прогулка в первой и второй половине дня
Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями
2 раза в день по 2 часа
2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа
2 раза в день по 1ч 40 мин – 2 часа



с учетом погодных условий

Полоскание горла (рта) после обеда
Закаливание водой в повседневной жизни
3-7
3-7
3-5
3-5



Подготовка и сама процедура


Дневной сон
без маек
Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка


В соответствии с действующими СанПиН

Физические упражнения после дневного сна
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями
(контрастная воздушная ванна)

5-7

5-10

7-10

7-10

Закаливание после дневного сна
Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.)

5-15


2 При полоскании горла (рта) используется кипяченая вода комнатной температуры.




Режим двигательной активности.

Формы работы
Время проведения
младшая
средняя
Старшая-подготовительная

Занятия по ФИЗО
2 раза в неделю
15 мин х 2= 30 мин
20 мин х 2 =40 мин
25 мин х 2= 50 мин

Утренняя гимнастика
Утром перед завтраком
6 мин х 5 = 30 мин
8 мин х 5 = 40 мин
10мин х 5 = 50 мин

Музыкальные занятия
2 раза в неделю
15 мин х 2= 30 мин
20 мин х 2 = 24 мин
25 мин х 2= 50 мин

Физкультминутки
Ежедневно во время занятий
2 мин х 5 = 10 мин
2 мин х 5 = 10 мин
2 мин х 5 = 10 мин

Подвижные игры на прогулке
Ежедневно утром и вечером
8 мин х 10 = 80 мин
10 мин х 10 = 100 мин
12 мин х 10 = 120 мин

ФИЗО на прогулке
Ежедневно
15 мин х 5 = 75 мин
20 мин х 5=100 мин
25 мин х 5 =125 мин

Физические упражнения после сна
ежедневно
4 мин х5 = 20 мин
4 мин х 5 = 20 мин
6 мин х 5 = 30 мин

Индивидуальная работа
Ежедневно утром и вечером
5 мин х 10 = 50 мин
7 мин х 10= 70 мин
8 мин х 10 = 80 мин

Спортивны игры
Элементы игр на прогулке
-
10 мин х 5 = 50 мин
10 мин х 5 = 50 мин

Оздоровительный бег
Перед уходом в группу
3 мин х 5 = 15 мин
4мин х 5 = 20 мин
5 мин х 5 = 50 мин

Спортивный досуг
1 раз в месяц
-
-
40 мин

итого

5 час 40 мин
7 час 54 мин
9 час 25 мин




 При корректировке примерного перечня закаливающих мероприятий необходимо руководствоваться действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.














Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X