Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Оленева Нина Николаевна

Опыт работы "Обучение грамоте на НОД с детьми старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 общеразвивающего вида» г. Печора.Опыт работы «Обучение грамоте на НОДс детьми старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Оленева Нина НиколаевнаЦели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению. На занятиях по обучению грамоте в детском саду преследую цель: Формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте. К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Я считаю, чтоосознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитываю повышенный интерес детей 5-7 лет к звуковой стороне языка.Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. Шестой и седьмой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, знакомства детей со звуками родного языка: физиологического и лингвистического).Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!” В своей работе учу детей делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу провожу специальную работу: при помощи интонации в слове выделяю каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схему звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяю фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно. Все упражнения я провожу в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяю упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркиваю необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог. В своём первоначальном обучение грамоте предусматриваю: Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза). Ставлю задачи подготовки детей к обучению грамоте: 1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки;различать звуки, близкие по звучанию. 2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки;устанавливать их место в слове.3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка. Проведение НОД с применением наглядных пособий, ИКТ и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления. 2. Современные требования к образовательной деятельности по обучению грамоте.Методика проведения образовательной деятельности предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе ОД реализую основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Развитие проводится по основным направлениям: развитие сенсорных и моторных функций; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармонической личности. НОД ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Предлагаю разнообразное построение НОД: игра, презентации, занятие – спектакль, дети – учителя. Использую литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.Такое построение образовательной деятельности позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация образовательной деятельности и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. НОД направлены на включение в работу всех анализаторных систем. В схему образовательной деятельности включаю: Организационный момент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения. На каждой образовательной деятельности веду работу над усвоением лексико-грамматического строя речи. Физминутки несут речевую нагрузку. Задания на словотворчество детей. Использую такие варианты организации НОД:сюжетов сказок; элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;литературных персонажей;известных и придуманных игр; элементов сюжетно-дидактических игр;сюжетных и пейзажных картин;специально изготовленных пособий, рисунков, панно; настольно-печатных игр;презентации;сюжетов и героев мультфильмов.Комплексно – игровой метод организации образовательной деятельности дает мне возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок. Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ в образовательной деятельности. Презентация-это увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом, логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе образовательной деятельности. Используя презентации в работе с детьми теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал, который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовиться к деятельности интересней. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей в образовательном процессе.Также можно составить презентации с использованием элементов игры. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школеВ образовательную деятельность ввожу задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги. Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических НОД: (этапы работы)1. Организационный момент.Цель: введение в тему образовательной деятельности, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. 2. Сообщение темы НОД.Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”. На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”. Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. 3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука; показывается “профиль” звука на рисунке;уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);звуки обозначаются цветными символами;определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране). 4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики. Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. « Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой: са-ша-са-ша - здороваются,со-шо-со-шо - удивляются, су-шу-су-шу - сердятся,сы-ши-сы-ши - прощаются.»5. Произношение звуков в словах.На этом этапе решаю следующие задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза. Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляю предметы, игрушки, картинки. Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье. Параллельно веду работу над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставлю таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками. Для развития слухового внимания использую словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов. Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания ввожу в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине НОД или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом, по –моему мнению, важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. 6. Физминутка.Физминутка тесно связана с темой НОД и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются :снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаю различные формы проведения физминутки: подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных. Желательно музыку для физминутки связать с темой занятия. 7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.) Я считаю, что усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений. На данном этапе ОД решаются следующие задачи: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного словаря; формирование связности и четкости высказывания; работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии. Мои приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под). Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом НОД. Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения я веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используюполоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях. 8. Произношение звука в связной речи. Основная задача данного этапа: совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма. Попутно решаются и другие задачи: развитие воображения и творческой фантазии;развитие словотворчества; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов. Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой НОД и заданиями предшествующего этапа. Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам. Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов. 9. Обучение элементам грамоты.Это завершающий этап , предусматривающий решение следующую задачу: Познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звукПри решении данной задачи необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем. Знакомство с буквой начинаю с того, что детям демонстрирую заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы: «Вот какая буква “Ц” С коготочком на конце. Коготок-царапка,Как кошачья лапка».Для более прочного и образного запоминания буквы использую прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой. Использую самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”. 10. Итог образовательной деятельности. Подводя итог, определяю результативность. Даю только положительную эмоциональную оценку. Отмечаю активность каждого ребенка. Узнаю у детей, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз. В конце образовательной деятельности детей может ожидать сюрприз. Главное: ОД от начала до конца должна быть доброй. 11.Для выявления уровня развития детей по разделу  программы «Обучение грамоте» была проведена педагогическая диагностика. Проведенный анализ показал, что на высоком уровне находилось 35% детей,  на среднем – 50% и на ниже среднем – 15% воспитанников. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения работы по обучению грамоте.Промежуточные результаты реализации опыта работы:112758327033 Февраль Февраль 2016г. 2017г.Высокий уровеньСредний уровеньНиже среднего Диагностика, проведенная на последнем этапе, показала, что на высоком уровне находится 70 % детей,  на среднем – 30% и на ниже среднем – 0 % воспитанников.Вывод.Таким образом, анализ результатов реализации проекта позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной системы работы по обучению старших дошкольников грамоте.Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» я могу отметить, что большинство моих воспитанников приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения. Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство», основой которой является не только обучающая, но и развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения. Могу отметить, что проведенная работа позволила сформировать познавательную и мотивационную готовность старших дошкольников к школе. Основной перспективой на будущее для себя считаю более глубокий системный переход на интегрированные занятия, которые способствуют повышению мотивации обучения, формируют познавательный интерес, способствуют развитию речи и формированию разносторонне развитой личности.Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие - то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.48806867739

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X