Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шайдуллова Любовь Радиковна

Из опыта работы "Взаимодействие учителя и учащихся"

скачать документ

Вернуться назад

Из опыта работы «Взаимодействие учителя и учащихся на уроках информатики»Шайдуллова Любовь Радиковна,МБОУ «Школа №14» Вахитовского района г. Казаниучитель математики и информатикиВ настоящее время особенно актуальным вопросом становится подготовка конкурентноспособной личности. Выпускник не должен быть пассивным исполнителем. У него должны быть хорошо развиты качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, воля, умения и навыки, полученные им по специальности, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение творчески работать и находить выход из сложных ситуаций. Для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые дают возможность работать учителю и ученику как партнерам, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы.Как учитель информатики в своей работе придерживаюсь девиза: кто владеет информацией, тот владеет миром. И стараюсь, все свои уроки строить так, чтобы учащиеся получили не только новые знания, обогатили уже имеющиеся, но и умели применять их в практической деятельности, в жизни. Мне кажется, что цель образования в том, чтобы лучше ориентироваться в жизни, быть способным найти свое место в ней. И главная задача учителя в том, чтобы помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью, если он сам того захочет и приложит для достижения цели значительные усилия.В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития её народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека. Знание информатики способствует повышению эффективности будущей профессиональной деятельности, повышению эффективности учебной деятельности студента в вузе, созданию благоприятного мнения о специалисте. Вот почему в современных школах введён учебный предмет информатика. Важной особенностью информатики являются широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др.С первых дней работы в школе все время пытаюсь учить ребят так, чтобы им было интересно, чтобы любимая мною информатика их захватила и откладывалась в сознании на всю жизнь. Основополагающими для этого считаю: развитие творчества, самостоятельности, информационной культуры. В.А. Сухомлинского: «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Сегодня основной задачей школьного курса «Информатики и ИКТ» является формирование операционного стиля мышления учащихся, компьютерная грамотность выпускника школы предполагает не только умение свободно работать на ПК, но и способность постоянно учиться всему новому согласно требованиям времени, стремительно развивающимся технике и технологиям. Возникает потребность в повышении эффективности урока, а для этого просто необходимо наличие соответствующего технического и программного обеспечения, использование мультимедийных средств, коммуникационных технологий и др.Основные задачи уроков с применением мультимедиа те же, что и традиционных устных – объяснение нового материала, но они имеют более широкие возможности: средствами Power Point можно создать хорошо запоминающееся подвижные модели грамматических структур, чего невозможно добиться обычными наглядными средствами. Восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения, слуха и выделения главных положений на слайде. За счет использования анимации обеспечивается:повышенная наглядность представления материала;высокая эффективность усвоения материала;возможность показать явления, процессы, устройства, которые невозможно реально увидеть в школе.С первого года работы столкнулась с необходимостью личностно-ориентированного подхода к учащимся. Поэтому, на своих уроках стараюсь не только обеспечивать полноценный учебный процесс, но и вариативность обучения и его индивидуализацию, уделяю постоянное внимание качеству знаний учеников: работы над ошибками по индивидуальным схемам, разноуровневые задания на одну ту же тему. Виды работ разнообразны.Например, использование ЭОР существенно меняет технологии объяснения нового материала: учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;учитель предлагает учащимся самим освоить новый материал, после чего происходит совместное обсуждение; в этом случае учитель – организатор дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке.Дифференцированный подход к учащимся предполагает индивидуальную работу с учащимися, поэтому, выяснив индивидуальные способности каждого ученика, я разрабытываю различные варианты индивидуальной и коллективной работы на уроке. Приступая к работе в новом классе, необходимо:Ознакомиться с учебным планом, программой и объяснительной запиской к ней.Изучить школьный учебник для данного класса.Просмотреть олимпиадные задачи для данного класса.Составить программу индивидуальной работы с сильными учащимися.Обдумать формы индивидуальной работы.Подобрать литературу для учащихся и для учителя.При составлении программы индивидуальной работы следует просмотреть дополнительные задачи повышенной трудности, привести их в соответствие с изучением каждой темы.Уверена что, учитель более интересен, привлекателен как профессионал, если он умеет технологизировать процесс обучения, из обилия информации выбрать необходимую, оптимально использовать время на уроке, значительно повысить процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы, сконцентрировать внимание на важнейших проблемах урока.Вызвать и поддержать такое желание - эту задачу я стараюсь решить совместно с моими учениками.Решение этой проблемы возможно при проектной деятельности с использованием ИКТ. Для меня использование ИКТ в проектной деятельности позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, путем постановки сложной исследовательской задачи, которая решается в сотрудничестве учащихся и учителей, а также формировать устойчивый интерес к обучению, ввиду значимости результатов исследования. Содружество учителя и учащихся решает самую важную задачу - формирование личности.Общеизвестно, что учащиеся усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Д.И.Писарева и других. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности.На уроках информатики и математики стремлюсь развивать мыслительные способности детей, воспитываю интерес к познанию нового и стремление к высокому результату своей деятельности. Ученик начинает мыслить, когда у него возникает желание, потребность что-то понять. Как вызвать у него это желание? С чего начать?Уверена - с создания в классе спокойной, деловой, творческой атмосферы, когда каждый вовлечен в рабочий учебный процесс, когда никому просто не хочется отвлекаться. В основе моих уроков - сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм и средств обучения.Большое внимание в своей работе уделяю оформлению и оборудованию кабинета информатики и ИКТ. В кабинете имеется компьютеры с современным программным обеспечением, интерактивная доска, проектор, сканер, принтер. Имеются наборы разно уровневых заданий и тесты по всем разделам программы информатике. Кроме того, постоянно накапливается и систематизируется материал для внеклассной работы (сценарии, занимательные задания, олимпиадные задачи), образцы работ лучших учеников, методическая литература по предмету, словари. Я, как и все педагоги сегодня активно внедряю и поощряю нетрадиционные формы занятий, такие как видеоуроки, уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-исследования, уроки-сказки, уроки-праздники, Интернет-уроки и другие формы. Учащиеся охотно включаются в такие формы работы, где нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Наиболее эффективны в данном случае наглядные средства: презентации, схемы, видеосюжеты. От учителя зависит выбор того или иного ресурса с учетом поставленных целей, определение возможных вариантов его включения в ход занятия и прогнозирование результатов, а также целевое использование ресурса. Все мероприятия по информатике являются взаимосвязанными звеньями в системе работы учителя по развитию информационной культуры учащихся и воспитанию интереса к информатизации и информационно-коммуникативным технологиям, что, несомненно, оказывает положительное влияние и на учебную деятельность. Владея знаниями по смежным дисциплинам, я успешно использую межпредметные связи в подготовке уроков и мероприятий (музыка, живопись, математика). Эмоциональность, доступность, учет индивидуальных особенностей детей делают уроки и мероприятия эффективным подспорьем в моей работе по развитию речи и грамотности учащихся.Поэтому, планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся и их психолого-педагогические особенности.Таким образом, за небольшой период работы у меня сложилась своя система работы, выработан свой педагогический почерк, который позволяет мне добиваться высоких качественных показателей.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X