Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ермалаева Татьяна Витальевна

Цикл рекомендаций по развитию когнитивных процессов

скачать документ

Вернуться назад

Цикл рекомендаций для педагогов и родителей по развитию когнитивных процессовЕрмалаева Татьяна Витальевна,МАДОУ «Мальвина»ЯНАО, Тюменская обл.,г.НоябрьскВыполнение данных рекомендаций не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для игр с нимиРекомендации по развитию вниманияРазвивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.Часто менять формы деятельности.Использовать на занятиях элементы игры.Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.Учить управлять вниманием в соответствии с целью.Учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.Игры и упражнения, способствующие развитию внимания«Да и нет не говорите, черное с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».Игры – головоломки.Загадки.«Найди отличия»«Найди два одинаковых предмета».«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.«Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок отмечает что изменилось.«Назови, что ты видишь». Ребенок должен за одну минуту назвать как можно больше предметов находящихся в комнате.Рекомендации по развитию памятиРазвивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.Обучать культуре запоминания.Учить вспоминать последовательность событий.Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.Игры и упражнения для развития памяти«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.«Детектив». Развивать произвольное запоминание. Ребенок в течение 15 мин. Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.«Пирамида». Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их4 затем взрослый называет три слова, ребенок повторяет и т.д.«Что ты видел в отпуске». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе какой либо простой предмет; затем лист переворачивают и ребенок должен нарисовать такой же предмет.«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.Рекомендации по развитию восприятияУчить детей различать предметы на ощупь.Формировать умение выделять признаки в предмете.Учить соотносить предметы по величине.Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.Формировать в умении составлять из частей целое.Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.Различать основные признаки времен года.Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.Игры и упражнения для развития восприятия«Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.«Куда пойдешь, и что найдешь» - ориентация в пространстве по плану.«Созвездия». Соотносить схематическое изображение созвездий с художественным.«На что похоже». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.«Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.«Построй в ряд». Раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке.«Пазлы»«О чем я говорю». Взрослый описывает какой либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.Рекомендации по развитию мышленияУчить составлять группу из отдельных предметов.Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.Учить понимать смысл литературного произведения4 воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.Учить сравнивать предметы.Побуждать делать самостоятельные выводы.Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.Учить устанавливать причинно – следственные связи.Развивать мышление используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравненияСпособствовать переходу к решению задач в уме.Игры и упражнения для развития мышления«Разложи картинки». Учить устанавливать последовательность событий.«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.«Найди лишний предмет». Учить классифицировать предмет по признакам и назначению.«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.«Противоположности». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное.«Уникуб», «Лото», «Домино», кубики «Никитина», «Мозаика», конструкторы.Загадки.Список использованной литературыБаскакова И.Л. Внимание дошкольника: Методы его изучения и развития. М.; Воронеж, 1995.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М. 1994.Волков Б.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психического развития ребенка. М.,1994.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Точка, точка, два крючочка. М., 1990.Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X