Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Терентьева Надежда Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Юные друзья природы"

скачать документ

Вернуться назад
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУ Ш-И № 289 Красносельского района Санкт-Петербурга)






Программа внеурочной деятельности
«Юные друзья природы»
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11 – 13 лет
Направление программы – общеинтеллектуальное
Срок реализации - 1 год;
Классы – 5-7
Год написания программы – 2017-2018








Автор программы:
учитель биологии ГБОУ- ШИ № 289 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Терентьева Надежда Николаевна











Санкт-Петербург
2018 год



Пояснительная записка
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное.
В нашем образовательном учреждении имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования и среднего основного образования. Учитывая то, что в Учебном плане ОУ нет предмета экология, я написать авторскую программу экологической направленности, которая направлена на формирование экологической культуры и мышления обучающихся.
Авторская программа «Юные друзья природы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-7 классов, срок реализации программы 1 год.
Данная программа является логическим продолжением программы развития, реализуемой в ГБОУ Ш-И № 289 в рамках ФГОС НОО и составлена с учетом их требований.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.

Задачи программы:
Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию. Обучать приемам доказательства.
Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.
Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.
Особенность программы:
1. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов в ГБОУ Ш-И № 289; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.
2. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
3.Школа расположена на территории памятника природы «Дудергофские высоты» , растительный и животный мир которого является уникальным и учащиеся имеют возможность наблюдать за явлениями в жизни растений и животных.
Условия реализации программы.

Что необходимо
Что есть в наличии

Санитарно – гигиенические условия

Уровень освещения кабинета;
Температурный режим
Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям

Материально – технические условия

Мебель:
Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
Парты, стулья;
Школьная доска;
Стенды для выставок


Все необходимое для работы
имеется в наличии

Оборудование и материалы

Тетради, ручки, бумага;
микроскопы;
Секундомер, тонометр, приборы для исследований
Компьютер
Приносят дети
Имеется
Имеется

Имеется

Дидактические и методические условия

Книжные издания;
Наглядные пособия;
Методики для исследовательской деятельности
Имеются
Имеются или изготавливаются детьми
Частично имеются



Реализация связи с урочной деятельностью: содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, краеведение).



Представленная программа направлена на формирование:
мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты
В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности «Юные друзья природы» на ступени основного общего образования рассматриваем:
личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. Во внеурочную деятельность принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.


Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Программа внеурочной деятельности «Юные друзья природы» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: 11 - часов лекций, 19 ч - практикумов и 4 ч – семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.

Методическое обеспечение
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
Методики проведения исследований по темам;
Основные экологические понятия и термины;
Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села;
Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
Биологические и эк
·ологические особенности обитателей почвы и водоемов;
Виды - биоиндикаторы чистоты классных комнат;
Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в селе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
Проводить анкетирования, социологические опросы.
Работать с определителями растений и животных;
Работать с различными источниками информации.
Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
Применять коммуникативные навыки;

Формы контроля.

Тема
Форма контроля

Введение
Беседа, результаты экскурсии.

Исследовательская деятельность
Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференция «Экологическое состояние села», оформление стенда «Боль природы».

Флора и фауна Самарской области
Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда «Вода – это жизнь», конференция.

Заключение
Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам.


Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые выставки творческих работ;
Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

№ занятия
Темы занятий
Количество часов

1
Вводное занятие.
Я – и экология! Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.
1

2
Экологическая безопасность. Модели поведения.
1

3
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.
1

4
Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
1

5
Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных
исследований. Анализ полученных результатов
1

6
Глобальные экологические проблемы.
1

7-9
Работа над проектами: «Пути решения экологических проблем»,
«Переработка и повторное использование бытовых отходов»,
«Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде»,
«Правила утилизации бытовых отходов».
3

10
Роль комнатных растений в жизни человека.
1

11
Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы, вредные растения».
1

12
Уход за комнатными растениями.
1

13-14
Озеленение классных комнат.

2

15-16
Фауна Ленинградской области
2

17-18
Красная книга животных Ленинградской области.
2

19
Особенности жизнедеятельности тритона гребенчатого
1

20-24
Проектная деятельность:
Составление Красной Книги животных , обитающих на территории памятника природы «Дудергофские высоты»
5

25-26
Флора Ленинградской области

2

27-29
Красная книга растений Ленинградской области
3

30-33
Составление Красной Книги растений, произрастающих на территории памятника природы «Дудергофские высоты»
3

34
Итоговое занятие-семинар «Природные богатства Ленинградской области »
1


Итоговое количество учебных часов 34


Содержание программы

1.Введение. (2 часа)
Теоретические знания:
«Я – и экология!» Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.
Теоретические знания.
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга.
Экологическая безопасность. Модели поведения.
Практикумы. Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Пропаганда экологических знаний (7 ч.)
1. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.
2. Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
3. Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований. Анализ полученных результатов.
4. Глобальные экологические проблемы.
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум.
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Экскурсии.
К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
Работа над проектами:
А) «Пути решения экологических проблем посёлка Можайский »,
Б) «Переработка и повторное использование бытовых отходов»,
В) «Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде»,
Г) «Правила утилизации бытовых отходов».
Теоретические знания
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
Экскурсии:
В окрестности школы, на водоемы - Дудергофское озеро, памятник природы «Дудергофские высоты».
Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции, сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практические работы:
Определение пылевого загрязнения территории посёлка и микрорайона школы;
Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

3. Озеленение школы (5 часов)
1. Роль комнатных растений в жизни человека.
2. Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы, вредные растения».
3. Уход за комнатными растениями.
4. Озеленение классных комнат.
Теоретические знания.
Воздушное и почвенное питание растений. Виды удобрений. Питание и рост проростков. Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Прищипка и пикировка. Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.

Темы работ
Реферативные:
Мои зелёные друзья: растения – индикаторы.
Вредные растения.
Роль зеленых насаждений в защите от пыли.
Практические работы
Уход за комнатными растениями, озеленение классных комнат.

4.Флора и фауна своего края (20 часов)
Флора Ленинградской области и памятника природы «Дудергофские высоты».
Фауна Ленинградской области и памятника природы «Дудергофские высоты».
Красная книга растений, животных Ленинградской области и памятника природы «Дудергофские высоты».
Составление Красной книги отдельно для животных , отдельно для растений, памятника природы «Дудергофские высоты»..
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушений экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Экскурсии
В лес, парк , на водоемы
Практикум
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, села и леса, проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Посёлок, в котором мы живем».
Возможные темы проектов:
Исследовательские:
Составление Красной Книги животных памятника природы «Дудергофские высоты».
Составление Красной Книги растений памятника природы «Дудергофские высоты».
Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.
Изучение флоры и фауны своего края.
Изучение водных беспозвоночных пруда и оценка ее экологического состояния.
Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
Антропогенная нагрузка на экосистемы парка.
Творческие:
Оформление стенда «Посёлок , в котором мы живем».
Реферативные:
Биоиндикация. Методы исследования.
Итоговое занятие-семинар «Природные богатства Ленинградской области »
Практикум.
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.


Список литературы:
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Данилов-Данильян, В. И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М.: МГАДА, 2006. – С. 20-24.
3. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012.
· № 2. С. 4–15.
4. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008.
5. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.
6. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
8. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006.
· № 2. – С. 16–29.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X