Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Русакова Ольга Александровна

Методика обучения языку изобразительного искусства «графике» как средство формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Методика обучения языку изобразительного искусства «графике» как средство формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьниковРусакова Ольга Александровна,Профессиональный колледж ДВФУ г. Владивосток Приморского края, преподаватель общепедагогических дисциплинПроблема графического представления информации имеет особое значение, так как важность обучения графической грамотности диктуется огромной ее ролью в развитии мышления, познавательных способностей, пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, формировании практических умений и навыков. Развитие графической грамотности имеет особое значения для осознанного усвоения учащимися геометрии, решения геометрических задач, а также осознанного усвоения других учебных предметов черчения, алгебры, информатики, физики, географии и др. Актуальность данной темы выражена задачами образования при поиске эффективных способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, использование прогрессивных и развивающих методов и средств обучения для реализации задач развития личности, в частности в области графики и графической информации. В методическом плане вопросы графической грамотности рассмотрены Чапелем Т. В., Чекишевым Т. Л., Ботвинниковым И. Ф., Тесленко П. Г., Зимней И. А., Статьяновым Н. Ф., Четверухиным, В. Г. Моториной и др. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.В нашей выпускной квалификационной работе мы рассмотрим вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительной деятельности через применение методики обучения языку изобразительного искусства – «графике». Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности. Актуальность выбранной темы подтверждается социальным заказом общества и практической значимостью для развития личности ребёнка, и недостаточной их методической разработкой для учителей младших классов. Цель исследования: изучение методики обучения языку изобразительного искусства «графике» как средство формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьников.Задачи исследования:– раскрыть особенности и процесс формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьников; –рассмотреть методику обучения языку изобразительного искусства «графике» в начальной школе;– разработать методические рекомендации по использованию методики обучения языку изобразительного искусства «графике» в целях формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьников.Объект исследования: формирование познавательных учебных универсальных действий младших школьников.Предмет исследования: методика обучения языку изобразительного искусства – графике. Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы; практические – наблюдение, формирующий эксперимент, контрольный срез.Методологическая основа исследования: для написания выпускной квалификационной работы мы использовали учебно-методическую литературу и статьи из журналов «Педагогика», «Народное образование», «Начальная школа», авторов Рыдзе О.А., Козлова С. А., Мендыгалиева А.К. и других учёных, практиков.Мы определили, что графика – это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости посредством выразительных средств – линий, штрихов, контуров, пятен, тона, а также материалов, инструментов и технических приемов. Графика способна влиять на человека, способствует развитию художественного мышления, формирования воображения, а также в целом творческому и общему развитию школьника. Современные требования к обучению, ориентируют педагога на создание условий предоставления возможности выбирать из множества предложенных средств наиболее подходящие для каждого ребенка.Особенности психолого-педагогической деятельности по формированию графических навыков и умений обуславливается с учетом возраста школьника, эмоциональной возбудимости, преобладанием непроизвольного внимания, особенностями воображения. Чтобы обеспечить высокий уровень развития художественно-графических умений необходимо правильно организовать образовательный процесс, необходимым компонентом которого являются педагогические условия. Художественно-графические умения – это реализация субъектом в эскизах, чертежах, рисунках, моделях, своих представлений, фантазий, применяя знания, приемы выполнения, приобретенные на уроках черчения, рисования, технологии и т. п. Графика способствует развитию творческой активности, выявляет положительные личностные черты – трудолюбие, веру в собственные силы и способности, отзывчивость, также укрепляют мышечный аппарат, улучшают сенсомоторику, глазомер.Педагогическое руководство по обучению младших школьников языку «графики» как виду изобразительного искусства – комплексная многоплановая работа, включающая обращение к личности, ее творческим способностям в процессе формирования графических навыков и к общим требованиям организации учебного процесса и включающая методы и приемы. К методам обучения графическим умениям в теории относятся 5 этапов, включающих различные методические комплексы: этап копирования, этап включения упражнений, этап развития рисования с натуры, этап внедрения графического упрощения и этап свободного рисования. В процессе формирования навыков, умений необходимо руководствоваться ФЗ «Об образовании», Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, а также методическими материалами, в которых указаны цели, задачи, уровень приобретаемых знаний, а также календарно-тематическое планирование.В рамках заявленной темы мы провели практическое исследование в форме формирующего эксперимента в МБОУ «СОШ № 2» г. Владивостока, Приморского края 4 «Б» классе. Экспериментальная часть нашего исследования была посвящена доказательству основной гипотезы о том, что если что на уроках изобразительной деятельности применять методики обучения графике, то уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников значительно повышается. Для реализации цели исследования мы провели диагностику уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников. На 2 этапе эксперимента была проведена формирующая работа на уроках изобразительного искусства через применение методики обучения графики младших школьников и в процессе формирования познавательных УУД с приёмами рефлексии. И в заключение работы был сделан сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента.Данные исследования показали, что с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по знакомству с изобразительным искусством «графикой», обучать приёмам рисования простым карандашом, – это будет способствовать повышению интереса к изобразительной деятельности, развитию познавательной активности, и в целом эстетического восприятия графики. В завершении работы нами были предложены методические рекомендации по использованию методики обучения языку изобразительного искусства «графике» в целях формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьников. Умение рисовать простым карандашом – это один из этапов обучения графике и один из видов изобразительного искусства. Техника рисунка простым карандашом является основой любой работы начинающего или будущего художника. Поэтому, чтобы уверенно рисовать предметы, животных и даже портреты нужно научиться вначале рисунку в технике простого карандаша. Освоив технику и приемы простого рисунка поэтапно, ребёнку будет легко рисовать карандашом более сложные задачи, в том числе красиво нарисовать лицо человека или сложные по композиции картинки, выполненные масляными красками. На уроках изобразительного искусства нужно начинать изучать технику рисования простым мягким карандашом. 1. Тон карандашного штриха. Основы техники рисунка простым карандашом. Чем сильнее нажимаешь на карандаш, тем линия на бумаге становится толще и главное усиливается и яркость таких линий, это очень важный момент. С помощью такого нехитрого открытия мы сможем задавать рисунку тональность, создавать тени и даже рисовать графику. А главное, любой рисунок, будь то предмета или животного, портрет человека можно сделать объемным.Простые карандаши бывают мягкие и жесткие, поэтому художники используют наборы карандашей. На каждом карандаше указывается маркировка (2М; М; Н и др.), по которой вы сможете определить какой именно карандаш использовать в том или ином случае. Твердым карандашом хорошо рисовать тонкие яркие линии, а мягкими марками карандашей удобно наносить тени в рисунке и т. д. Школьники могут попробовать поэкспериментировать с тоном карандаша, используя карандаши разной мягкости и нарисовать карандашом любой несложной формы предмет.2. Основа рисунка карандашом. После того, как ребята научились менять тон карандашного штриха, нужно попробовать нарисовать простой по форме предмет. Что нарисовать простым карандашом для начала? Лучше начинать учиться создавать в рисунке тени карандашом на предметах домашнего быта, например, таких как кружка или ваза. Для начала начертим серединную линию для нашего предмета. С помощью такой несложной разметки вам легче будет выдержать пропорции рисунка кружки. Затем нарисуйте приблизительную форму вашего предмета. Не выбирайте слишком сложный предмет, имеющий много граней и сложную форму. Обычный стакан или кружка вполне подойдут для начала обучения.3. Добавим в рисунок кружки другие детали. После того, как контуры кружки помечены, уточните ее форму. Для этого по имеющимся «грубым» контурам из предыдущего шага, сделайте новый контур, с более точной прорисовкой формы кружки. После нарисуйте такие детали, такие как ручка, начальный эскиз узора ил рисунка на внешней стенке. Контуры наносите слабыми штрихами, их всегда легко исправить или удалить.4. Прорисуем все детали и добавим тени. На этом этапе мы прорисуем все незаконченные детали и начнем добавлять тени. Прежде чем наносить тени на любом предмете определите, с какой стороны реально падает тень, и условно обозначьте направление света. В нашем рисунке солнце будет находиться справа, поэтому «густота» теней будет увеличиваться в левой части. Наносите тени небольшими штрихами, это придаст рисунку определенный графический стиль рисунку, но если нужно смягчить жесткие линии карандаша можете растереть эти штрихи пальцем или кусочком бумаги.5. Чтобы хорошо рисовать, нужна практика. Кружка была лишь примером. Можно практиковаться и на других вещах, но с первых шагов обучения не желательно начинать рисовать животных и людей. Чтобы легче было рисовать, ищите центральные линии, делящие предмет пополам или на несколько участков. Для рисования животных или движущихся предметов требуется определенный опыт рисования карандашом, знание многих правил, поэтому не беритесь сразу за сложные и движущиеся объекты. Вы можете найти уроки о животных и человеке у нас на сайте и попробовать рисовать их карандашом поэтапно.6. Основа постановки графического рисунка. Если нужно нарисовать карандашом постановку, где предметов будет больше двадцати, то не следует сильно заострять внимание на прорисовке каждой мелочи, старайтесь в деталях рисовать только главные предметы, а предметы заднего плана лишь в общих чертах. Человек воспринимает окружающий мир также как и фотоаппарат, детально (резко) он видит только то, на чем фокусирует свой взгляд.7. Какой выбрать карандаш. Карандаши бывают разной мягкости и твердости. Чем он тверже, тем темнее и аккуратней будут его линии. Твердые карандаши подходят для детального прорисовывания лиц людей и отдельных черт, а мягкие карандаши более удобные в использовании, но ими нужно пользоваться для создания тональности уже готового рисунка.Несомненно, обучение техники графики на уроках изобразительного искусства будет способствовать формированию познавательных УУД младших школьников. Такие занятия повышают школьную мотивацию и способствуют развитию познавательных интересов ребёнка. В процессе обучения технике графики происходит научение школьников самостоятельного создания алгоритмов деятельности творческого и поискового характера.Список литературыАсмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности Теория и практика общественного развития. 2012, № 8. 200 с. Нешумова Б. В. Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие для студентов художественно–графических фак. пед. институтов. Б. В. Нешумова,Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение. 2013.175 с.Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2010. №10.Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.:АПК и ПРО. УМЦ «Школа 2000». 2017.Петрова И. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2. И. А. Петрова Е.О. Яременко. М.: Просвещение. 2014. 522 с. Садикова Е. В., Ершова Л. В. Графика как универсальный вид изобразительного искусства. М.: Ивановский государственный университет. Шуйский филиал. 2014. 710 с.Сапожникова Т. Практическая работа на уроках ИЗО / Т. Сапожникова Искусство. 2013. 213 с. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия. 2016. 368 с.

Наша группа ВК

X