Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Лебедева Татьяна Александровна

Межпредметные связи внутри курса ОРКиСЭ

скачать документ

Вернуться назад

ОРКиСЭ.Тема:«Межпредметные связи внутри курса ОРКиСЭ».Подготовила:Лебедева Татьяна Александровна.учитель начальных классовМБОУ СОШ №9г. Ноябрьск, 2018г.Межпредметные связи внутри курса ОРКСЭ.Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:Сорвешь цветок, а где-то во ВселеннойВ тот миг звезда взорвется и умрет…Л.Куклин Основным способом формирования компетентной современной личности становится вовлечение школьника в диалог: ребёнок-родители, семья-школа, учитель-ученик, диалог культур. Слово «диалог» можно заменить понятием «межпредметные связи», которые позволяют показать школьнику «мир в целом».Курс ОРКиСЭ представляет собою шесть взаимосвязанных модулей, общими для которых являются:- культурологический характер;- общая цель – воспитание духовно-нравственной личности;- три базовые национальные ценности: Отечество, семья, культурные традиции;- каждый ученик получает представления о содержании всех модулей курса;- несколько уроков проводятся вместе (конференции, праздники);- сквозные темы, понятия, героиМежпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач.Грамотно построенный урок, верно подобранный материал станет дополнением к основным дисциплинам школьного курса и предварит собой появление новых предметов в момент адаптации после начальной школы к среднему звену. Интеграция предполагает не механическое совмещение в рамках одного урока различных учебных предметов, но их системное объединение в содержательную общность нового качественного характера, когда каждая составляющая системы испытывает «силовое притяжение» смежных областей, что помогает увидеть ее по-новому, «отстраненно» и более концептуально. «Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Возможности интеграции предметных областей ФГОСа второго поколения начального общего образования в духовно-нравственном воспитании младших школьников можно представить в таблице: № п/п Предметные области Основные задачи 1.Филология Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности 2.Математика и информатика Развитие логического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 3.Обществознание и естествознание (Окружающий мир)Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. 4.Основы духовно -нравственной культуры народов России Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 5.Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 6.Технология Формирование опыта практической преобразовательной деятельности 7.Физическая культура Содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование у школьника представлений о духовности, морали и милосердии идет с опорой на примеры из русской и мировой литературы.В современном мире умение читать рассматривается гораздо шире, чем овладение собственно техникой чтения. Учителю курса ОРКСЭ важно напомнить учащимся, что любой текст быть разбит на фрагменты, имеет подзаголовки. Не надо думать, что младшие подростки не нуждаются в напоминании элементов структуры текста. Итак, текст – это система. Что должны уметь вычленять учащиеся в процессе освоения курса?1.  Ключевые понятия. Это понятия, раскрывающие основной смысл текста.2.  Факты, описания явлений. Это может стать поводом для последующих размышлений и поиска информации.3.  Идеи, законы, закономерности. Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Учитель может предложить учащимся составить тезисы или построить логическую схему. Большую помощь учащимся может оказать так называемый кластер (от англ. Cluster  гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.4.  Выводы, сформулировать собственную систему выводов или дополнить имеющиеся собственными заключениями.Освоение образцов литературы позволит:- качественнее изучать произведения,- исследовать их в культурном и историческом контексте,-совершенствовать навыки работы с художественным словом.Детям будет проще и комфортнее перейти к самоанализу и самооценке через обсуждение и интерпретацию.Вопросы и задания по теме « Милосердие и сострадание», стр. 45, урок 12. - Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой побуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.Как вы думаете. В каком значении поэт употребил слово «падший»?(Упавший? Побежденный? Согрешивший?)-Можно ли за милосердную помощь брать плату?-Что нужно делать, чтобы стать милосердным?- Какие дела милосердия ты совершал в жизни? Расскажи.- Дайте собственное определение: «Ближний для меня – это…»Работа с текстом.Работа с текстом идёт по направлению от ключевых понятий к выводам.Связь с уроками русского языка строится по этапам:- система работы с терминами и понятиями- обогащение лексического запаса- совершенствование навыков построения устной и письменной речи- повышение грамотности- оформление тетрадей, например, словарной работы, тезисов, афоризмов, высказываний великих людей. Ее можно назвать « Банк терминов и афоризмов православной культуры» «Банк данных по православной культуре» и т.д.- работа со словарями русского языка.При работе над понятиями религиозной культуры и светской этики можно предложить найти в этих понятиях корень слова и подобрать к ним однокоренные слова, а затем обсудить, случайно ли это совпадение. Например, рассуждение над цепочкой слов дух – воздух – духовность – духовный – одухотворённость, может привести учащихся к очень важным выводам:духовность необходима человеку для жизни, как и воздух; духовность призвана объединить людей и природу, то же делает и воздушная среда – мы (люди и животные) дышим одним воздухом; духовность присуща человеческой жизни, недостаток духовности ощутим сразу, как и недостаток воздуха. При работе над понятиями полезно использовать такие приёмы, как:  - вставить в слово, обозначающее изучаемое понятие, пропущенную букву; -подобрать синонимы и антонимы; -составить предложения с новыми понятиями. Можно дать учащимся и такие задания: - составить прилагательные от слова добро – добросердечный, добродушный и т.д.; - назвать фамилии с корнем "добр" – Доброхотов, Добрынин, Добронравов и пр.; - подготовить рассказ о людях, которые носят этими фамилии, послушать песни на стихи Н. Добронравова и др. -Сопоставьте две фразы :-Я благодарю миротворца.Я благодарю Миротворца.В одном ли значении употребляется слово «миротворец» в этих фразах? Какой «мир сотворил Миротворец? ( задание к теме «Заповеди блаженств»).- Как связаны слова «вера» и «верность»? (задание к теме «Чудо в жизни христианина») Можно провести конкурс эссе "Моё любимое слово". Образец такой творческой работы даёт рассуждение о своём любимом слове поэта Константина Бальмонта: "Из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворённого и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово – воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово – самое дорогое и всеобъемлющее. Уже один его внешний вид пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твёрдое утверждающее я. А смысл этого слова – двойной, как сокровища в старинном ларце, в котором два дна. Воля есть воля – хотение, и воля есть воля – свобода. Один смысл слова "воля", в самом простом, изначальном словоупотреблении, светит другому смыслу, в меру отягощает содержательностью и значительностью его живую существенность". Домашним заданием предлагается описать своё любимое слово с позиции нравственности, и проанализировать его, опираясь на разные разделы русского языка. Приводим несколько вариантов эссе "Моё любимое слово". Перед конкурсом можно провести на уроке ОРКСЭ подготовительную работу: дать учащимся задание прочитать эссе, озаглавить текст и выделить в нём смысловые части. Эссе 1. Мы не часто задумываемся о том, какое слово для нас играет самую главную роль. Слов много, их миллионы, но я считаю, что есть одно такое, которое важно абсолютно всем. Это слово – ЖИЗНЬ. Жизнь – это то, что отличает нашу планету от тысяч других. Жизнь наполняет каждое живое существо, кипит в каждой нашей клеточке. Жизнь – это то, что объединяет нас, людей, с другими живыми существами: с каждой травинкой, с червячком и паучком. Жизнь – это всего лишь миг между прошлым и будущим. Слово "жизнь" – простое, короткое и ясное, но в то же время таинственное и завораживающее. Вроде бы всё легко даётся, но вдруг сваливаются беды и неудачи, но где-то в глубине души продолжает гореть огонек надежды на то, что всё будет хорошо…Так и в самом слове. Оно состоит всего из одного слога, но звонкая согласная "з" холодно и резко отрезает эту простоту. А мягкий "нь" смягчает это слово, вселяя надежду что, пройдя через трудности, всё наладится. У каждого из нас жизнь одна, со своими мечтами и целями, с правдой и обманом, с дорогими и близкими нам людьми. Вообще, само слово жизнь играет для людей огромную роль. С какой радостью кричали мамы, вытирая слезы: "Живой!", - когда их сыновья возвращались с войны. А как, волнуясь за человека, близкие говорят: "Все бы отдали, лишь бы он был живой"! Это бесценные слова. Жизнь – очень хрупкий сосуд, который наполняется нашими делами. Жизнь – это корабль, подхваченный ветрами, но все же, человек – капитан этого корабля, он сам стоит за его штурвалом. Давайте будем ценить нашу жизнь, она у нас одна, это самое главное, что у нас есть, что нам дали наши родители. Эссе 2. Мне нравится слово ЛАСКА. В нём звонкая согласная "Л" говорит о радости, нежности, любви, "А" – об открытости, "С" – о сочувствии, твёрдая глухая "К" о краткости. Окончание "А" напоминает о слове МАМА. Ласка – это, когда тебя любят, обнимают, говорят добрые слова. Ласка есть в сердце, в прикосновении, в душе, во взгляде. Но не только человек может дарить ласку. Животные могут выразить лаской свою преданность. Когда есть ласка, есть забота, тепло, радость и любовь. Для меня ласка – это моя мама. Моя мамочка – добрая и ласковая. Я счастлива, что я могу произносить это слово каждый раз. Мама, мамочка, живи долго! Мама – это солнце в окне. Она подскажет, поможет, защитит в трудную минуту. Мама – самый родной для меня человек. Эссе 3. Самым важным в моей жизни словом является слово СЕМЬЯ. В этом слове всего пять букв и два слога, но сколько смысла! Семья объединяет в себе числительное семь и местоимение я, то есть многочисленную группу личностей! Каждому человеку нужна семья, способная поддержать, понять его и помочь. С моей точки зрения, семья – это самое лучшее, что есть в жизни каждого человека. Это существительное имеет для меня особый смысл, потому что я живу в дружной и крепкой семье. Каждому человеку нужна семья, способная поддержать, понять его и помочь. Не зря народная мудрость гласит: Когда вся семья вместе - то и душа на месте! Одной из форм учебной деятельности по курсу ОРКСЭ может стать этическая игра. Она позволяет педагогу диагностировать нравственный выбор ребенка и выбрать эффективные пути решения нравственных проблем. Педагог может придать этический характер любой игре, поскольку игра является средством самовыражения ребёнка, делает его активным, способствует личностному росту и развитию. У робких игра детей развивает уверенность в своих силах. В то же время, существуют специальные этические игры, разработанные психологами и педагогами. Особенно интересны этические игры, разработанные А.И. Шемшуриной и Н.Е. Щурковой. Книга Н.Е. Щурковой "Классное руководство" (М.: Педагогическое общество России, 2008.224 стр.) рассказывает о том, как достичь серьезных результатов в воспитании через игру, и содержит 100 игровых форм, которые можно с успехом использовать и в курсе ОРКСЭ. Игра "Лукошко": учитель или другой ведущий проходит по классу с "лукошком", в котором находятся различные мелкие предметы (мячики, палочки, кубики и т.д.). Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти связь между этим предметом и изучаемым понятием, например, милосердием и состраданием. Ведущий показывает пример выполнения задания. Он говорит: "Мне досталась палочка. Она такая грустная и одинокая. Я помогу ей (варианты ответа – согрею, приласкаю, подарю вот этот цветок, платок и т.д.). Рассказ начинает участник, первым получивший предмет. Ответ может быть такой: "У меня мячик. Он напоминает мне Земной шар. Думаю, что милосердие и сострадание должны быть распространены во всём мире". Свои ассоциации выдвигает каждый участник игры. Игра "Шарада": на доске написаны части слов, обозначающих пройденные понятия. Причём, в некоторых словах есть одна лишняя буква. Надо догадаться, какая буква лишняя, и не учитывать её при ответе, а главное – сложить из двух слов одно слово – понятие: тура, куль, меч, есть, рок, век, про, чело, пас, порт, принц, тип. Кто наберет больше слов-понятий, тот и победитель. (Ответ: культура, мечеть, пророк, человек, паспорт, принцип) Игра "Повторяю и своё добавляю!". Участники договариваются называть понятия на определенную тему, например, "Христианское искусство". Первый играющий называет: "икона". Второй повторяет: "икона" – и добавляет: "фреска". Третий говорит уже три слова: "икона", "фреска", "храм". Наконец, кто-то не может повторить без ошибки весь ряд понятий (икона, фреска, храм, церковное пение, колокол…). Этот игрок выбывает, а попытку повторяет следующий по очереди. Побеждает тот, кто назвал самый длинный ряд понятий. Игра "Икона, храм, праздник". Ведущий проходит мимо играющих повторяя три слова: "Икона, храм, праздник". Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из слов, например, "праздник". Играющий должен сразу назвать православный праздник, например, Троица. Нельзя медлить и называть то, что уже было названо раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, выходит из игры. Игра "Слова на букву "М": по команде ведущего каждый игрок по очереди называет понятия и имена пророков, святых ислама на заданную букву. Побеждает тот, кто скажет больше слово или назовёт слово последним. (Ответ: Мухаммад, Мекка, Медина, Мусса, Микаил, мусульмане, мечеть, минарет, михраб, минбар, муэдзин, медресе. Названы только понятия, приводимые в учебниках по курсу ОРКСЭ в 4 классе) Игра "Слова на букву "И": по команде ведущего каждый игрок по очереди называет понятия и имена пророков, святых, святынь иудаизма на заданную букву. Побеждает тот, кто скажет больше слово или назовёт слово последним. (Ответ: иудей, Иудейское царство, Израиль, Иаков, Исаак, Иосиф, Иуда, Иерусалим, Иегова, Йом-кипур. Названы только понятия, приводимые в учебниках по курсу ОРКСЭ в 4 классе) Игровой характер урокам курса ОРКСЭ могут придать сквозные герои и "волшебные предметымонах и мальчик-пастушок – модуль "Основы православной культуры"; бабушка Рабия и её внуки – модуль "Основы исламской культуры"; В модуле "Основы исламской культуры" это могут быть "волшебные предметы": молитвенный коврик, чётки, головные уборы мусульман и др.В модуле "Основы православной культуры" это могут быть "волшебные предметы": крестик, свеча, Библия, иконаИспользование дополнительного материала. На уроках ОРКС используется дополнительный материал – притчи. Ее можно включать в начало урока, в конце урока.Послушайте древнюю притчу. Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость. Однажды один завистник решил высмеять мудреца, и придумал хитрый план. "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, – решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Всё в твоих руках". Вопросы и задания учащимся: Дайте этой притче название. Можно ли в этой притче заменить бабочку стрекозой? Изменится ли от этого смысл притчи? А если заменить слова "завистник" и "хитрец" словом "человек", изменится ли смыл этой притчи? Как вы поняли смысл этой притчи? Объясните слова мудреца: "Всё в твоих руках". (Человек – хозяин своей судьбы). Работа с пословицей имеет немаловажное значение. - Собери слова так, чтобы получилась пословица. Как она связана с темой урока?- Как ты понимаешь смысл этой пословицы? - Составь свой рассказ по пословице.Межпредметные связи с историейСовершенствование представлений учащихся о закономерностях развития общества, исторического процесса, становления гражданского самосознания школьника идет в момент интеграции уроков истории и уроков курса ОРКСЭ. Идет обогащение конкретными историческими реалиями и персоналиями, а исторический раздел «Окружающего мира» - представлениями о политическом и культурном развитии России под влиянием религиозных культур, как идет становление российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей. Большое количество материала на уроке истории требует самостоятельного прочтения и анализа, предлагается соотнести исторические факты с современными морально-нравственными поступками. И тогда интересен вывод ученика, обладающего знаниями о морали, совести, законах нравственности.Межпредметные связи с уроками информатикиВ современном мире, где процесс развития общества движется с неумолимой скоростью уже с начальной школы дети умеют пользоваться ИКТ. Для получения информации важно не обрекать школьника на постоянное общение с компьютером, а ставить конкретную задачу, чтобы общение с компьютером шло под присмотром взрослого и с целью нахождения или оформления информации. Информация для курса ОРКСЭ – это создание своих презентаций на основе собственных наблюдений, путешествий и поездок с семьей, летних впечатлений, к урокам по теме «Россия – наша родина», «Добро и зло», «Христианская семья». Презентации или видеоролики готовят ребята и на уроки «Подведение итогов» как отчет о проделанной работе.Межпредметные связи курса ОРКСЭ и дисциплин художественно-эстетического цикла.В рамках этой работы происходит знакомство учащихся с произведениями искусства (живопись, музыка, технология, декоративно-прикладное искусство, архитектура). В процессе знакомства с великими произведениями идет процесс осознания ребенком общекультурного, общечеловеческого значения произведений, развитие бережного и ответственного отношения к памятникам культуры.Для уроков курса ОРКСЭ тщательно отбирается музыкальный материал. Музыка – пища для души. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Музыка может активно воздействовать на: выстраивания ритма всего урока или части; создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном); подготовку к восприятию определенного рода учебного материала; оформление музыкой стихотворной информации и т. д.Личностные переживания души рождает фоновая музыка (сопроводительная). Иллюстративная музыка на уроке православной культуры помогает творческому созданию образа. Её на уроке уместно использовать при показе тематических слайдов; в ходе просмотра кинозарисовок; во время беседы на любую тему. В программе «Музыка» большое количество тем посвящено православной культуре, позволяющее посредством музыкального воздействия погружать ребенка в религиозную культуру, раскрывать ему мир духовных истинПрослушивая церковные песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси. Одним из самых сильных приемов обучения и воспитания – использование силы изобразительного искусства. Способность ребенка мыслить образами помогает подключить к процессу познания и воспитания духовные качества на основе образов красоты. Объекты прекрасного созерцания для глаз ребята находят в подборах картин великих художников, которые даны на страницах учебников. Через любование этими шедеврами дети начинают воспринимать истинную красоту Божьего мира, отраженную в предметах живописи. Восприятие мира Творца выливается в образы. Вместе с ребятами на каждом уроке рисуем то, что они услышали, поняли.-Рассмотри православный крест, нарисуй его, объясните каждую из составляющих его частей (задание к теме «Христос и его крест»).- Рассмотри картину В. Поленова «Христос и грешница (Кто без греха)». Как Христос защитил женщину? Почему он ее защитил? (задание к теме «Золотое правило этикета»).-Подберите несколько живописных картин известных художников на евангельские темы(не вошедшие в учебник). Расскажите, как они связаны с Евангелием.- Подберите пары картин и икон на одну тему. Объясните, чем они схожи и чем различаются.- Прокомментируйте несколько самых важных заповедей. Подберите к ним иллюстрации или создайте их сами. Технологии театральной педагогики.Театральное действие обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Здесь сплетаются воедино и музыка, и изобразительное искусство, и история, и литература, и ораторское мастерство. Известно, что педагогическое искусство сродни театральному. Именно поэтому педагогу важно знать принципы театрального действия, его законы, так как современный урок культурологического направления – это своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится процесс коллективного творчества.Учитель предмета ОРКСЭ должен быть творцом! Его творчество должно выражаться не только в живых человеческих движениях, в живой человеческой речи, но и в его живом общении с детьми, в живом обсуждении нравственных вопросов, затронутых на уроке! А в идеале – это выход на театрализованные спектакли, посвященные православным праздникам, государственным праздникам, таким как День Защитника Отечества, День Согласия и Примирения, День Победы, Международный женский день, Новый год.Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики» не ограничиваются 45 минутами, не заканчиваются со звонком на перемену… Эти уроки – сама жизнь с её ежедневными межпредметными связями!ОРК и СЭИнтеграционный предметИнтеграции(V)Внеучебный УРОВНИС системой воспитательной работы(IV)ВнеурочныйС мероприятиями внеурочной деятельности(III) Образовательный Со школьными предметами(II) МодульныйС другими модулями(I)ВнутреннийС другими уроками в модулеЭкскурсии, просмотр фильмов, добрые делаТеатрализация, участие в праздниках, изготовление поделок, участие в концертах, выставках, фестивалях, конкурсахАналогии, сопоставлениеПовторение, углубление, опережение Значение межпредметных связей внутри курса ОРКСЭ-Положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. -Способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. -Способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников.

Наша группа ВК

X