Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Валуйкина Любовь Васильевна

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Система оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Оздоровление детей в нашем ДОУ базируется на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
В ДОУ проводится целенаправленная система работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы. Ежедневная оздоровительная и профилактическая работа в группе осуществляется по следующим направлениям: организация двигательного режима, профилактика заболеваемости, закаливание, лечебно-профилактическая работа.
Оптимизация режима двигательной активности детей происходит в нашем ДОУ в разных формах непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности. Режим двигательной активности чередует физическую нагрузку с отдыхом. Составленная «Модель режима двигательной активности и других оздоровительных мероприятий в ДОУ» дошкольников помогает воспитателям выполнять все его разделы. А для каждой возрастной группы разработан режим двигательной активности с учетом возрастных особенностей детей и режима дня.
Организация двигательного режима
Утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики. Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Гимнастика после дневного сна
Цель гимнастики: обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности; проводить профилактику плоскостопия; формировать правильную осанку; осуществлять комплекс закаливающих процедур.
Гимнастика после дневного сна включает в себя разминку в постели, закаливание и упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем, дети лежа в постели выполняют упражнения общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя.
После выполнения упражнений в постели, дети по массажным коврикам переходят из спальни в групповую комнату.
Закаливание. Закаливание после дневного сна включает в себя: воздушные ванны, сухое обтирание, влажное обтирание, контрастное обливание ног.
Упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба по массажным коврикам, катание палки (мяча) ступнями и пальцами ног вперед-назад, захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, бантиков, платочков), игровой массаж для ног или массаж в сухом бассейне.
Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых в процессе непосредственно образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Для этого во время непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать игровые упражнения для рук и пальчиковую гимнастику. Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Цели и задачи пальчиковых игр.
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Развитие внимания.
Методы обучения
Показ действий.
Действия руками ребенка.
Самостоятельные действия ребенка.
Организация игр
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке.
Цели и задачи игр с различными предметами и материалами
Развитие хватания.
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
Развитие осязания.
Развитие мышления и воображения.
Материалы
Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения
Показ действий.
Действия руками ребенка.
Поэтапная словесная инструкция.
Меры предосторожности
Во время занятия следите за соблюдение мер безопасности не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).

Физкультурные минутки
Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей в непосредственной образовательной деятельности, обеспечить кратковременный активный отдых во время непосредственно образовательной деятельности, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Физкультурные минутки включают в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение, выполняются они в течение 1,5-2 минут.
Физкультурные паузы в отличие от физкультурных минут несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8.
Игровой массаж
Игровой самомассаж это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж – надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Он способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. Его мы проводим в начале утренней гимнастики или после нее, после дневного сна, во время динамичных пауз между занятиями.
Дыхательная гимнастика
Осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Она так же связана с работой воображения. Имитация через дыхание, игровые упражнения повышают у ребенка мотивацию и качество выполнения заданий. В комплексы утренней гимнастики мы включаем дыхательные упражнения игрового характера, а так же используем на занятии после бега, подвижных игр, требующих восстановления дыхания. У детей постепенно вырабатывается необходимость самостоятельно выполнять эти упражнения.
Прогулка
Во время прогулок утром и вечером необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими) детей; важно учитывать время года, погоду. Занятия на воздухе должны проводиться в любое время года, но при температуре не ниже -12С.
На прогулке также необходимо проводить физические упражнения и организовывать спортивные игры (катание на санках; ходьба на лыжах; езда на велосипеде).

Оздоровительный бег
Цель оздоровительного бега: совершенствование сердечнососудистой системы; профилактика психоэмоционального напряжения детей; развитие памяти и внимания.
Методика беговых тренировок
Каждый раз перед началом бега воспитатель напоминает детям цель и смысл тренировки, дает индивидуальные указания.
Разминку воспитатель должен делать вместе с детьми.
Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми, переговариваясь то с одним, то с другим ребенком. Это необходимо для того, чтобы контролировать состояние детей. Если ребенок начинает проглатывать слоги, заикаться, то нагрузка великовата, следует снять его с дистанции, чтобы он мог отдышаться.
Нужно следить, чтобы дети дышали носом. Дыхание носом очень трудно дается детям, но оно тренирует диафрагму, приучает дыхательный центр к излишкам углекислоты. Зимой защищает трахею и бронхи от прямого попадания холодного воздуха.
Необходимо периодически контролировать, как реагирует сердце ребенка на заданный темп бега. Для этого ежедневно у кого-либо из детей (по очереди, начиная с самых слабых) до начала и сразу после прекращения бега следует посчитать пульс за 15 секунд.
Вначале дети должны бегать стайкой, потом они выровняются в колонну сами в зависимости от индивидуального бега. Воспитатель должен бежать то впереди, «сбивая» темп детей (так как они склонны его увеличивать), то в конце, подбадривая и поддерживая слабеньких. Важно постоянно напоминать детям, что если они устали, то следует передохнуть. Исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Она может быть и 30 секунд и 2-3 минуты.
Закончить бег необходимо упражнениями на восстановление дыхания и специальными расслабляющими упражнениями.
По окончании бега следует спросить детей, как они себя чувствовали во время бега, не было ли у кого неприятных ощущений, поощрить их и поблагодарить за потраченные усилия, обязательно напомнить, сколько метров они сегодня пробежали, отметить успехи каждого.


Список литературы:
Алямовская, В. Физкультура в детском саду: Теория и методика организации физкультурных мероприятий / В. Алямовская, – М.: Чистые пруды, 2005.
Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л.Н. Волошина, – М.: АРКТИ, 2005.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М,: ВАКО, 2008. Методические разработки.
Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие/ М.Н. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2002.
Кучкин, С.Н. Программа «Здоровый ребенок»: Методические рекомендации/ С.Н. Кучкин, Н.В. Седых, Л.И. Горожанкина, Е.А Головачева, - Волгоград: ВГАФК, 1999.

Наша группа ВК

X