Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Корсунова Светлана Александровна

Эффективные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

«Эффективные  формы и методы  работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»Корсунова Светлана Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 комбинированного вида п. Молочный МО Кольский район Мурманской области (МДОУ д/с №38 п. Молочный) воспитательПервые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно давать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному краю, его природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе умения правильного воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня активно внедряется в систему образовательной работы с детьми. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута (отмечена) президентом Российской Федерации В.В.Путиным, в одном из своих выступлений: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге – укреплять нашу страну». Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества - одна из задач, на решение которой направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, (ФГОС ДО, 17.10.2013г.)Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников - одна из основных задач в деятельности педагогов ДОУ, которая направлена на:воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;формирование у детей образа героя, защитника своего государства;привитие любви к Отечеству и родному краю,воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.Мы стараемся, чтобы старший дошкольник  был сориентирован на:Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;Социальную солидарность – свобода личная и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ ведётся по следующим направлениям: - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д. - воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей; - развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.Данные направления реализуются через различные виды деятельности: в НОД, в игре, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Уровень знаний детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована развивающая среда в детском саду.На протяжении нескольких лет в нашем ДОУ ведется работа в мини-музее «Светелка» - (2007г.), который помогает разнообразить предметную среду  детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить нравственное воспитание детей. Составлено тематическое планирование, разработаны циклы занятий: «Русь моя», «С чего начиналась матушка - Москва», «Русская изба», «Пословица не даром молвится», «Игрушечка мала, да всем детям мила». Детям  интересно заниматься в этой избе. Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, что позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.Творческой группой педагогов накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе Мурманской области, материал об истории возникновения п. Молочный, его первостроителях и о земляках-героях). Составлена «Летопись п. Молочный». Ежегодно в детском саду очень трогательно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Дети старшего дошкольного возраста готовят танцы, стихи в подарок ветеранам, также готовят памятные сувениры. Мы стараемся воспитать у них желание быть похожими на наших ветеранов, быть сильными, смелыми, любить и защищать свою Родину, служить в армии. Воспитываем в детях уважительное отношение к ветеранам. Детский сад регулярно посещают наши выпускники, учащиеся МБОУ «Кадетской школы г.Мурманска». С большой радостью проходят совместные спортивные, игровые и познавательные программы. По традиции кадеты исполняют «Кадетский гимн». Принимают активное участие  в праздничном утреннике, посвящённом Дню защитников Отечества. Воспитанники кадетской школы внимательно и с удовольствием смотрят небольшой концерт детей, принимают участие в конкурсах и эстафетах, показывают своё мастерство в разборке и сборке макета автомата. Заканчиваются мероприятия совместным праздничным чаепитием в уютной обстановке. Очень приятно видеть своих повзрослевших воспитанников в военной форме, подтянутых и серьезных. Дружба кадетов с детским садом продолжается  уже несколько лет  к взаимному удовольствию сторон. Сегодня мы старались показать Вам праздник, это день, который наполнен радостью и весельем. Это день, когда люди объединяются, когда взрослые и дети чувствуют эмоциональный подъем и при этом создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, так как праздник имеет особое значение для ребенка. Праздник – это радость, ни и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку и на реализацию социальных требований.Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему мы помогаем ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию широко представлен педагогами:2008г. - «Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста через личное и общественное пространство», Всероссийская научно-практическая конференция «Мир детства: вопросы развития и воспитания ребенка», Мурманский государственный педагогический университет, статья в сборнике всероссийской научно-практической конференции 2009г. - участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», Мурманская и Мончегорская Епархия Русской Православной церкви, Министерство образования и науки, сертификат2013г. - участие в областной научно-практической конференции «Духовные ценности в современном образовании», материал «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников», опубликован в сборнике статей участников конференции и размещен на сайте МОИПКРОиК.2013г. IХ Трифоновские образовательные чтения «Святой Благоверный князь Александр Невский и судьбы Кольского края». Чтения были организованы Министерством образования и науки Мурманской области совместно с Мурманской и Мончегорской Епархией, представлен опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»2013г. - Районный конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков «Истоки добра», номинация: «Лучший методический материал дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию», грамоты 1и 3 место.Мы считаем, что заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.Литература по данной теме:1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г

Наша группа ВК

X