Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бакулина Наталья Алексеевна

Развитие речи как основа воспитания нравственных качеств личности детей с интеллектуальной недостаточностью во внеурочное время.

скачать документ

Вернуться назад

Развитие речи как основавоспитания нравственных качеств личности детей с интеллектуальной недостаточностью во внеурочное время. Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи детей с нормальным развитием грубым недоразвитием. Однако, одной из главных потребностей детей с нарушениями в развитии является потребность в общении. Для них способность общаться может быть тем средством, которое помогает выразить свои желания, свои потребности и нужды, что в дальнейшем окажет влияние на воспитание и развитие у детей с интеллектуальной недостаточностью нравственных качеств их личности. Для развития речи детей с нарушением развития должна быть спланирована, систематизирована и организованно проводиться большая работа. Помимо целенаправленных уроков по развитию устной и письменной речи, работа по активизации словаря детей ежедневно проводится на воспитательных занятиях и на протяжении всего внеурочного времени, то есть, в группе продленного дня. Обучение правильной и грамотной речи должно идти впереди их актуального развития и воспитания. Замечено, что индивидуально подходя к каждому, определяя развитие психических особенностей детей, в первую очередь следует установить ориентирование на «зону ближайшего развития», так называемый «завтрашний день». Проводя на практике работу по развитию речи, рекомендуется последовательность начального развития речи обучающихся с ОВЗ:- первичное знакомство с предметами и их наименованиями;- исследование свойств предметов и их качеств;- группировка, обобщение и простейшая классификация по одному признаку;- формирование понятий об обобщающих словах. Для того, чтобы развивалась связная, активная речь ребенка, понимаемая как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, бессмысленная болтовня, дети с нарушением интеллекта должны быть окружены вещами и явлениями, которые они могут рассматривать, сравнивать и изучать. Замечено, что в большинстве своем, речь лучше развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, явления и события, с которыми эти названия связаны. Например, о весне и ее признаках лучше разговаривать именно весной, а о празднике Новый год – в декабре, непосредственно перед событием, деревья изучать на прогулках, а животных – во время экскурсии на ферму или в зоопарк. То есть, в обязательном порядке, постоянно должна прослеживаться связь с реальностью. Параллельно с определением и запоминанием названий предметов и явлений следует проводить работу и по воспитанию нравственности, т.е. предлагать детям названия положительных признаков, не навязчиво вводя их в словарь детей, сначала в пассивный, деле в активный. Расширение круга представлений обучающихся с ОВЗ неразрывно связано с организацией окружающей обстановки во внеурочное время. Воспитатель ГПД должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия и образы, создать условия, в которых у них появилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь. Регулярно должны проводиться беседы, прогулки, воспитательные занятия, экскурсии, познавательные мероприятия и т.д, где непрерывно идет работа по развитию речи. Перечисленные выше мероприятия способствуют формированию начальных признаков нравственности, а именно:- установление правильных взаимоотношений детей между собой, а также детей и взрослых;- наличие нравственной культуры у педагога;- четкое выполнение режима и сохранение положительногоэмоционального состояния детей;- мероприятия, направленные на воспитание организованности и культуры поведения детей;- мероприятия, способствующие привитию любви к родной природе (это ложится в основу воспитания патриотических чувств). Сделав акцент на развитии речи, следует указать, что слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того, чтобы слово сохранилось в памяти, педагогом должны быть организованы занятия таким образом, чтобы ребенок воспроизводил названия предметов, явлений или события слухом и сознанием много раз, чтобы овладеть правильным их произношением. Однако, само по себе накопление новых слов не ведет к заметному улучшению развития речи детей. Для активизации словаря педагогу в своей работе рекомендуется использовать следующие приемы:- вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа-размышления (как? почему? зачем?);- напоминание, косвенный подсказ известного слова (Красная Шапочка верила волку. Она была… (доверчива); - образование слов по аналогии (Для сахара – сахарница, для сухарей - … (сухарница);- подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта (Какой рассказ? – Веселый, похожий на сказку.);- проговаривание и договаривание слов, пропущенных воспитателем. Речевая активность у детей с интеллектуальной недостаточностью выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому, при развитии разговорной речи педагогу необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации, сопровождая их «волшебными» словами: «Попроси, пожалуйста, …», «Скажи, пожалуйста, …», «Повтори, пожалуйста, …» и т.п. В таком случае у детей постепенно сформируется правильная привычка нравственного поведения. В помощь педагогам можно посоветовать использовать в своей работе над развитием речи детей с ОВЗ основные виды структурно – семантического взаимодействия реплик:- вопрос – ответ;- вопрос – контрвопрос (вопрос к вопросу);- сообщение и, вызванное им, ответное сообщение. Сказанное следует понимать так, что нельзя сводить работу над развитием речи только к вопросам и ответам. Надо стараться научить обучающихся ответным высказываниям, так называемым полным ответам, привычке обмениваться мнениями, подхватыванию мысли собеседника. Например, при вопросе: «Все построились на полдник?» не следует ограничиваться ответом: «Нет!», а выводить наводящими вопросами детей на предложения: «Нет Димы. Он еще моет руки». Таким образом, желательно, чтобы реплики детей состояли из двух фраз:а) реакции на услышанное;б) фразы, побуждающей собеседника к продолжению разговора. При таком подходе к работе над развитием речи формируется доброжелательные взаимоотношения. Безусловно, при создании таких ситуаций развиваются предпосылки для правильного взаимного общения детей между собой в дальнейшем, что плодотворно влияет на воспитание у них нравственных качеств. Разбирая последовательность развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, следует выделить следующие этапы:- повторение за воспитателем образцов коротких диалогов из трех-четырех фраз;- ответы на вопросы воспитателя по окружающей обстановке, по отдельным предметам, по картинке и т.д.;- постановка вопросов друг другу и ответы на них, следуя образцу, данному воспитателем;- составление разговорного диалога, аналогичного прослушанного;- дополнение реплик воспитателя или собеседника. Говоря о развитии речи и о ее влиянии на воспитание нравственных качеств детей с интеллектуальной недостаточностью, нельзя не остановиться на развитии культуры их речи. Основным примером для речевого подражания должны стать педагоги. Культура речи педагога всецело влияет на культуру речи воспитанников. Но учить культуре речи следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Подражание педагогам, носителям речевой культуры и литературного языка – важнейшее условие грамотного и правильного речевого развития несовершеннолетних. Чтобы создать у них запас культурного активного словаря, педагогам следует говорить много и ярко, произносить фразы отчетливо, неторопливо. Употреблять в речи новые слова и выражения, радоваться их появлению в речи воспитанников. Таким образом, развитие правильной и активной речи детей с интеллектуальной недостаточностью всячески влияет на дальнейшее воспитание у них нравственных качеств и является одной из важнейших педагогических задач. Естественно, ее решению способствует:- благоприятная речевая среда, из которой обучающиеся могут черпать культурные речевые образцы, наполненные нравственными понятиями;- целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям с нарушением развития овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением правильно общаться, соблюдая правила нравственного поведения.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X