Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Глотова Валентина Викторовна

Слуховой метод обучения в классе скрипки ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования городского округа Самара«Детская школа искусств № 23»(МБУ до г. о. Самара «ДШИ № 23») «Слуховой метод обучения в классе скрипки ДШИ»Автор-составитель:преподаватель по классу скрипкиГлотова Валентина Викторовна Самара, 2018 г.Воспитание высокой культуры игровых движений представляет собойодну из важнейших проблем, от решения которой зависит не только то, насколько успешно будет протекать дальнейшая исполнительскаядеятельность будущего музыканта, но и самая возможность ее. Начальный период обучения игре на скрипке таит в себе рядспецифических трудностей, их порождают особенность постановки рук,постоянно возникающие мышечные напряжения, различный характердеятельности левой и правой рук. Поэтому с первых же шагов обучения,предметом внимания педагога и ученика должно быть максимально удобное,естественное, именно для данного начинающего скрипача приспособлениерук к инструменту и развитие целесообразных, точно скоординированных смузыкальными представлениями ‚ловких и эластичных игровых движений. Эта задача особенно трудна потому, что руки выполняют различныефункции. Каждая из рук совершает движения и испытывает ощущения,присущие только ей, но в то же время строго согласованные с движениями иощущениями другой руки. Из -за этих трудностей педагоги в начальный период обучения обычнообращают внимание, главным образом, на выработку двигательных навыков,оставляя в стороне развитие, музыкальных способностей ученика, вчастности, музыкального слуха ребенка, в то время, как музыкальное ухоученика играет важную роль в координации движений. Если же педагогдлительное время занимается с учеником освоением постановки рук, то уучеников возникают и закрепляются преимущественно двигательныерефлексы, слух не корректирует игру уже после извлечения звука. Занятый двигательными задачами, ученик плохо себя слушает. Такойметод занятий оказывается мало продуктивным вследствие того, чтомузыкальные способности учащегося развиваются в весьма малой степени. Обучение музыке должно начинаться с формирования у ребенкамузыкально-слуховых представлений, с развития слуха. Заниматься с маленьким скрипачом в начальный период обучения следует по такой схеме:вижу - слышу - играю - поправляю / нота — слуховое представление -слуховой контроль /. При игре на память первое звено отпадает и исходным становитсявнутреннее слуховое представление о мелодии. Очень полезно для развития слуха ученика изучать с ним мелодии наслух и затем подбирать их на инструменте, а также транспонировать их. Слуховым методом в работе с начинающим широко пользовалсяпрофессор П. С. Столярский. Этот выдающийся советский педагог придавалисключительное значение сольфеджированию в специальном классе. Но в работе с начинающим учеником одновременно нужно развиватьне только слуховые данные, но и двигательные, зрительные ощущения ипредставления в их органической связи. В этом случае ребенок учитсянаходить и запоминать те изменения в движении рук в отдельных суставах, атакже Изменения в степени напряжения мышц, которые возникают впроцессе игры. Хорошо развитые двигательные ощущения способствуютвоспитанию слухового, эмоционального восприятия и представлениямузыки. Успешное развитие игровых движений и соответствующихощущений, при помощи которых ученик целесообразно и физически удобноприспосабливается к условиям игры на инструменте, необходимо не толькодля технической законченности, но и свободы исполнения. Свободные игровые движения значительно разгружают сознаниеребенка, что позволяет направить внимание на решение музыкальных задач.Как сказал замечательный музыкант И. А. Лесман: "Надо знать механизмигры, но без нужды разбираться в нем не следует, излишнее вмешательство внего, излишний контроль над игровыми движениями, как и умственнаявялость только задерживают развитие техники". Работа педагога должна быть направлена на то, чтобы добиться )!ученика - непосредственной связи музыкальных чувств с мышечнымдвигательным ощущением. К тому, чтобы чувствовать музыку "руками"Л.Шпор в своей школе писал: ”Если ухо учащегося испытываетпотребность, то оно лучше всякой теории преподаст ему те механическиеспособы ведения смычка, какие нужны для получения такого звука". Те жемысли высказал знаменитый чешский педагог-скрипач Шевчик; "Передисполнением звук должен зародиться в мозгу, а нервы левой руки должны, -'так сказать, "телефонировать" его каждому пальцу в индивидуальнойпоследовательности". Возникновение слуховых представлений можетпроисходить пассивно и активно. Активный процесс наиболее ценный длямузыкальной деятельности. Он повышает остроту восприятия музыки,делает возникающие представления более отчетливыми. От степенисосредоточенности внимания ученика зависит активность его слухового и эмоционального восприятия и представления. Поэтому нужно старатьсявести урок как можно интереснее, чтобы не рассеивалось внимание ребенка. Движение рук, осязание струн и смычка усиливают концентрациювнимания на воспроизводимых звуках, как бы привлекают к ним слух, и темсамым оказывают воздействие на точность их восприятия, осязательные жепредставления помогают возникновению слуховых представлений. Игровыедвижения, двигательная память хотя и косвенно, но участвуют в развитиимузыкально-образного мышления, творческого воображения фантазии. Нопервое место принадлежит все же развитию слуха. С накопления музыкальных впечатлений и активизации восприятиямузыки надо начинать обучение ребенка. На первом этапе надо привлечьвнимание ребенка к музыкальным впечатлениям, вслушиваясь в музыку,помочь возникновению у учащегося эмоционального отклика,соответствующего настроению и характеру проигрываемой или пропеваемоймузыки. Репертуар первых уроков надо подбирать по возможностиконтрастный, например, чтобы одна песенка была напевной, другаяплясовой, так как определению характера песни помогает метод сравнения.Одну песенку желательно давать в миноре, другую - в мажоре. Так,например: белорусская народная песня ”Перепелочка" /минор / и "Цыплятки"Филиппенко / мажор / из сборника "Хрестоматия педагогическогорепертуара" / 1—2 кл./, вып.1-й.Нужно познакомить ученика с понятиями (мажор) - весело, (минор)грустно. Затем следует предложить ученику определить какая мелодия идет вмажоре, а какая в миноре. Очень важно обратить внимание на звуковысотность и регистры,показав на скрипке низкие и высокие звуки. Для этого можно ученикусыграть "Маленькую польку" Кабалевского (на струне "соль") и "Котика" —детская песенка из сборника "Гусельки" (на струне "ми") Важно создать у ученика представление об интервалах (широких иузких) и о движении мелодии вверх и вниз Наглядным примером можетслужить пьеса Нотоловского "Охотник" из сборника "Юный скрипач", вып.1: Для изучения интервалов / узких и широких / ученику можнопредложить пропеть этюд 10 Баклановой из сб. "Юный скрипач", гдевначале дается интервал ”секунда", а затем - "квинта": Следует заметить, что проигрывать ученику эти песенки лучше наскрипке, чем на фортепьяно. Практика показала, что звуки скрипки большеактивизируют слух ученика, нежели звуки фортепьяно, и он лучше может кним "подстроиться" голосом. Труднее всего дети различают и воспроизводятзвуки на расстоянии полутона. Усвоение голосом полутона позволяетпостепенно расширять диапазон. Теперь можно петь До-мажорную гаммувверх и вниз, приучая ребенка к мелодической последовательности звуков. Усвоив последовательность в звучании До-мажорной гаммы, следуетупражняться в пении интервалов внутри лада; Ребенок привыкает к звучанию мелодических интервалов. Теперьможно „перейти к пению песенок, содержащих интервал терции, кварты,квинты. Например, также как "Светлый луч" Левиной, "Про Петю"Кабалевского.Большое значение в восприятии слуха имеет выразительность исполнения, передача настроения песни, её характера. Вызывая у ученика эмоциональное отношение к исполняемой мелодии, мы усиливаем воздействие на него музыки, способствуем активному формированию музыкально-слуховых представлений, осмысленному отношению к пению, а в дальнейшем к игровому процессу. Список использованной литературы:И.Лесман «Очерки по методике обучения игре на скрипке»И. Блок «Насущные проблемы музыкальной педагогики»Т.Погожева «Вопросы методики обучения игре на скрипке»Г.Коган «У врат мастерства»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X