Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зорина Марина Юрьевна

"Итоговое занятие вокально-эстрадной студии "Домисолька "Сольфеджио и теория музыки"

скачать документ

Вернуться назад
МУ ДО «Центр дополнительного образования «Созвездие» г. Тутаев






Итоговое занятие вокально-эстрадной студии «Домисолька»
«Сольфеджио и теория музыки»



Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Зорина Марина Юрьевна
высшая квалификационная категория









































Оглавление

Введение..3
Основная часть4
Методические советы.6
Список информационных источников..10

















































Итоговое занятие вокально-эстрадной студии «Домисолька»
«Сольфеджио и теория музыки», 2 год обучения, обучающиеся 9-10 лет

1. Введение
Тема занятия: «Сольфеджио и теория музыки»
Общие сведения: групповое занятие обучающихся в вокально-эстрадной студии «Домисолька» второго года обучения, возраст детей от девяти до десяти лет, набор осуществлялся без предварительного отбора, поэтому способности и возможности обучающихся различны.
Оборудование учебного занятия: фортепиано, учебная доска, столы, стулья, наглядные пособия, учебник по сольфеджио, нотные тетради, ноутбук, проектор, экран.
Цель занятия: Определить уровень полученных за учебный год знаний, умений и навыков, соответствующих программе.
Задачи занятия:
Обучающие:
закрепить знания, умения и навыки через упражнения по теории музыки и сольфеджио; навыки развития музыкального слуха при написании музыкального диктанта.
Развивающие:
развивать воображение и память;
развивать музыкальные способности обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать любовь к творчеству;
создавать условия для формирования творческой активности

Предлагаемый образовательный материал:
Фролова Ю. «Сольфеджио» 2 класс.
Вахромеева Т. «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио».
Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»
Музыкальный диктант «Песня про медведя» муз. А. Филиппенко.
Отрывок из стихотворения С. Есенина «Белая береза».
П. И. Чайковский «Времена года» «У камина» (фрагмент).
А. Вивальди «Времена года» «Январь» (фрагмент)


















2. Итоговое занятие вокально-эстрадной студии «Домисолька»
«Сольфеджио и теория музыки», 2 год обучения, обучающиеся 9-10 лет


Технология проведения
(этапы)
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Методы, приемы
Предполагаемые результаты
Оборудование

1
Организационный момент
Приветствуют педагога и друг друга. Готовятся к занятию
Приветствует обучающихся

Словесный метод
Прием - объяснение
Активизация внимания обучающихся.
Самоорганизация обучающихся.



2
Целеполагание
Включаются в диалог, проявляют положительную мотивацию и готовность к работе, актуализируют знания по сольфеджио и теории музыки.
Выстраивают план деятельности
Ставит цель занятия.
Предлагает вспомнить основные понятия, изученные за год.
Помогает выстроить систему деятельности на занятии.
Словесный метод
Приемы - объяснение, диалог
Настрой обучающихся на плодотворную деятельность.
Актуализация имеющихся знаний
Создание атмосферы сотрудничества.
Умение планировать деятельность.


3
Основной этап
3.1.Выполняют индивидуальную работу в нотных тетрадях по построению интервалов




3.2.Расставляют тактовые черты в музыкальном отрывке.




3.3.Исполняют песню по подгруппам сольфеджио и со словами, одновременно выполняя ритмический рисунок руками.


3.4.Пишут «Музыкальный диктант»




3.5.Строят «Нотные дорожки»

Организует работу по самостоятельной и групповой деятельности обучающихся.
Контроль и коррекция деятельности обучающихся
3.1.Практический метод
Приемы – пояснение, указание ошибок
Самостоятельная работа

3.2.Практический метод
Индивидуальная работа у доски.



3.3.Художественно-практический метод
Работа по подгруппам


3.4.Метод -слуховая наглядность
Индивидуальная работа

3.5. Практический метод
Прием – пояснение
Групповая работа

3.1.Самоконтроль и самокоррекция деятельности.





3.2.Самоконтроль и самокоррекция деятельности.




3.3.Самоконтроль и самокоррекция деятельности. Сотрудничество и взаимодействие с педагогом и коллективом.

3.4.Самоконтроль и самокоррекция деятельности.



3.5.Самоконтроль и самокоррекция деятельности. Сотрудничество и взаимодействие с педагогом и коллективом
3.1.Столы, стулья.
Нотные тетради, карандаши



3.2.Доска с изображение нотного стана с музыкальным отрывком; мел.
3.3.Фортепиано, учебник по сольфеджио.




3.4.Столы, стулья.
Нотные тетради, карандаши

3.5.Карточки с нотами


4
Творческий этап
4.1.Слушают музыку с иллюстрациями по теме «Зима».




4.2.Сочиняют мелодию на фортепиано на заданный текст стихотворения в парах. Представляют результаты работы. Оценивают работу друг друга.
Организует работу по самостоятельной и групповой деятельности обучающихся.
Контроль и коррекция деятельности обучающихся
4.1.Наглядно-слуховой метод
Наглядно-зрительный метод



4.2.Практический метод
Приемы: наглядный, словесный
Работа в парах
Сотрудничество и взаимодействие с партнером. Взаимоконтроль процесса деятельности, самооценка результатов. Умение анализировать и оценивать результат деятельности. Умение грамотно строить высказывание, обосновывать свое мнение.
1.Фортепиано,
2.Электропианино,
3.Нотные тетради, карандаши.
4. Ноутбук
5. Проектор
6. Экран


5
Рефлексия


Анализируют свою деятельность.
Создает условия для рефлексии. Оценивает результаты деятельности на занятии
Словесный метод
Прием - диалог
Формирование умения адекватно осуществлять оценку и самооценку полученных результатов.



3. Методические рекомендации
Организация мониторинговых исследований является составной и эффективной частью работы педагога дополнительного образования, т.к. позволяет прогнозировать образовательные результаты, а также проверять эффективность методов преподавания в вокально-эстрадной студии «Домисолька», и при необходимости, совершенствовать формы и методы работы с детьми.
Основным результатом образовательной деятельности мы считаем не столько внешние его проявления, т.е. качество исполняемых детьми произведений и популярность вокально-эстрадной студии в детской среде, сколько общее музыкальное развитие детей, включающее и правильное исполнение музыкальных произведений во время пения, и исполнение упражнений сольфеджио, и знания по теории музыки, и умение ритмично и четко двигаться под музыку, и многое другое.
Говоря о текущих (каждого учебного занятия), и об итоговых образовательных результатах мы выделяем, как минимум, пять параметров, по которым их можно отслеживать:
Уровень освоения обучающимися содержания преподаваемого предмета, т.е. содержания образовательного стандарта, прописанного в программе, а именно: степень усвоения содержания, глубина и широта знаний, степень применения знаний на практике, разнообразие умений и навыков.
Устойчивость интереса обучающихся к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу. Степень устойчивости интереса прослеживается в сохранности контингента, в наличии только положительных мотивов посещения занятий, в осознании обучающимися нужности предмета для себя.
Уровень творческой детской активности. Этот параметр отражает степень проявления и развития творческих способностей обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Речь идет о выявлении позиции, отношения, желания обучающегося в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.
Творческие достижения обучающихся. Проявляется в стабильности и качестве творческих достижений.
Собственно воспитательные результаты - это уровень воспитательных воздействий, проявляющихся в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами детского коллектива.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики.
Во время проведения основного этапа занятия (3.1., 3.2., 3.4.) педагог использует способ педагогического наблюдения для определения степени усвоения полученных знаний на практике с последующей фиксацией в «Дневнике наблюдений»:
работать в тональности До мажор,
строить интервалы,
работать с простыми ритмическими группами в размере 2/4.
В этой части занятия педагог использует один из разделов «Системы мониторинга образовательной деятельности в вокально-эстрадной студии «Домисолька».
Теоретические знания по разделу учебно-тематического плана программы «Теория музыки»
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное число баллов
Методы диагностики

Теория музыки:
- нотный стан
-скрипичный ключ
-метр
- такт
- размер
-сильная и слабая доли
- длительность
- тоника
-тональность
- мажорное трезвучие
- интервал
- размеры 2/4





Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Низкий уровень - обучающийся избегает пользоваться специальными терминами
Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой
Высший уровень – специальные термины использует осознанно и в полном соответствии с их содержанием

1




2




3

Наблюдение

Опрос

Проверочная работа




В 3.3. и 3.5. частях основного этапа занятия педагог прослеживает личностный рост каждого ребенка в коллективе с последующей фиксацией изменений в «Дневнике наблюдений»:
пение сольфеджио вокальных упражнений,
пение с текстом несложных песен,
пение с простыми ритмическими группами в размере 2/4.
В этой части занятия педагог также использует один из разделов «Системы мониторинга образовательной деятельности в вокально-эстрадной студии «Домисолька».

Практические умения и навыки по разделу учебно-тематического плана программы «Сольфеджио»

Сольфеджио:
- выполнять нотную запись
- выполнять ритмический диктант
- определять размер 2/4 на слух
- строить интервалы от любой ноты в тональности До мажор
- различать интервалы на слух



Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем Ѕ объема предусмотренных умений и навыков
Средний уровень- объем усвоенных умений и навыков составляет более Ѕ
Высший уровень – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой



1





2







3



Наблюдение

Зачет

Контрольные задания

Мелодический диктант





Во время проведения творческого этапа занятия педагог отслеживает проявление самостоятельности и творческой инициативы в сочинительстве мелодии у обучающихся с фиксированием результатов в «Дневнике наблюдений». Одновременно педагогом проводится «Диагностика склонности к сочинительству» для выявления креативных музыкальных способностей обучающихся. Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности обучающегося.
Критерии оценки склонности к сочинительству:
низкий уровень – индифферентное или отрицательное отношение к данному виду деятельности;
средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную;
высокий уровень – оригинальность сочиненного произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
Приведенные выше способы и методики отслеживания результатов позволяют нам:
1. Получить целостную картину динамики развития каждого обучающегося и группы в целом.
2. Прогнозировать и управлять результатами деятельности.
3.Эффективно выстраивать образовательный, развивающий и воспитательный процесс в коллективе.
4. Гибко и наиболее точно корректировать программу.
5. Достигать в целом наиболее высоких творческих результатов.
6. Обеспечивать саморазвитие, профессиональное совершенство и самомониторинг педагога.
Предложенный подбор заданий итогового занятия не является обязательным. Он может изменяться в зависимости от контингента обучающихся, их развития и способностей. Опыт проведения подобных итоговых занятий, предложенного в методической разработке, может быть полезен педагогам, работающим с вокально-эстрадными студиями в образовательных учреждениях разных типов, в том числе УДОД, школах искусств, вокально-хоровых коллективах общеобразовательных школ.





























4. Список информационных источников
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст]. - Москва, 2005.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь [Текст]. - Москва, 1986.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь [Текст]. - Москва, 1987.
Саликова Е.А. Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста [Текст]. - Ярославль, 2007.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте [Текст]. - Москва, 2004.
Фролова Ю. Сольфеджио (Второй класс) [Текст]. - Ростов-на-Дону , 2006.
Фролова Ю. Сольфеджио (Первый класс) [Текст]. - Ростов-на-Дону , 2006.
8.Сан ПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Главным государственным санитарным врачом 4.07.2014 года № 41. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htth://www.consultant.ru/document/cons.doc LA (официальный сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс»)


















































HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER1410





HYPER13 PAGE HYPER143

HYPER13 PAGE HYPER145

HYPER13 PAGE HYPER1410



Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X