Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Елфимова Анна Васильевна

" Особенности представлений дошкольников о школе"

скачать документ

Вернуться назад

Особенности представлений дошкольников о школе.Елфимова Анна ВасильевнаВоспитатель гр. №7 «Солнышко»МАДОУ «Детский сад №104»г. Сыктывкар, Республика КомиДошкольный возраст связан с появлением новых мотивов поведения, в том числе мотивов учения. Мотивы учения, по мнению Л.И. Божович, с одной стороны, связаны с освоением новых знаний, умений и навыков, а с другой — с появлением в старшем дошкольном возрасте потребности занять новое место среди окружающих, а именно положение школьника.Ребенок, готовый к школе, пишет Л.И. Божович, хочет в ней учиться, потому что он стремится к новой «социальной позиции» — положению школьника, имеющего ряд важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе. Для него поступление в школу — это возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться по положению со старшими, это ступенька вверх, к взрослости. Возникающую в этот момент познавательную потребность ребенок уже не в силах удовлетворить дома, в кругу близких ему людей. Появление потребности учиться, получать знания и невозможность реализовать ее в тех условиях, которые предлагаются дошкольнику, приводят к формированию «внутренней позиции школьника» - - когда ребенок начинает мечтать о школе и выражает желание учиться. Наличие «внутренней позиции школьника» обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, а особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением В экспериментальных работах по изучению формирования «внутренней позиции» (исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной) было выявлено, что дети с высоким уровнем сформированности «внутренней позиции» предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности. В случае несформированности «внутренней позиции школьника» дети предпочитают роль учителя, а вместо учебной деятельности — игру в «перемены». Вопросу формирования «внутренней позиции» у детей дошкольного возраста была посвящена и работа Т.А. Нежновой . По ее мнению, о наличии «внутренней позиции школьника» можно говорить, если ребенок не просто стремится в школу, но и ориентирован на учебное содержание занятий, форму их осуществления и готов принять авторитет учителя как носителя общественно выработанных способов деятельности и отношений.Т.А. Нежнова указывает на то, что структурно полная «внутренняя позиция школьника» включает следующее.1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе как совершенно естественному и необходимому событию в жизни: ребенок не мыслит себя без школы или в отрыве от нее; он обнаруживает «чувство необходимости учения», то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к знаниям специфически школьного содержания.2.Ребенок проявляет интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, лепка и т.д.); имеет содержательное представление о подготовке к школе.3.Ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентировок в плане организации деятельности и поведения: предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению на дому; предпочитает общественно принятые нормы поведения в отличие от индивидуально-непосредственных; предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений.4.Признает авторитет учителя. Если у ребенка, поступающего в школу, сформирована «внутренняя позиция школьника», то он будет ответственно относиться к школьным обязанностям, будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить. Ему будет гораздо легче высидеть урок, усвоив при этом материал, а родителям такого ребенка не придется уговаривать или заставлять позаниматься. Если же у ребенка не сформировалась «социальная позиция школьника», ему просто невозможно объяснить, почему, когда учитель задает вопрос, нужно отвечать на него не сразу, а поднять руку и ждать, когда спросят. Такой ребенок не принимает условностей школьной жизни, он не будет выполнять тех заданий, которые предлагает учитель, слушать его объяснения, читать букварь, писать палочки и крючочки, учить стихотворение. В таком случае даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники, как отмечают Я.Л. Коломинский и Е. А. Панько, ведут себя в школе по-детски, учатся очень неровно. Они успешно выполняют задания, вызывающие у них интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнить задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает их небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.Итак, к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника», которая способствует тому, что он начинает мечтать о школе. При этом желание стать школьником связано не только с тем, что ребенка привлекают внешние атрибуты школьной жизни - покупка портфеля, стремление получать оценки, желание новых впечатлений. Ребенка привлекает именно учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка, так и для окружающих. Наличие у ребенка, поступающего в школу, «внутренней позиции школьника» говорит о том, что он ориентирован на учебное содержание занятий, готов принять форму его осуществления — урок, будет подчиняться требованиям учителя. Таким образом, проанализировав работы отечественных исследователей, касающиеся личностной готовности к школе, можно сделать вывод, что ее основу составляют два взаимосвязанных компонента.Используемая литература:Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с. Венгер Л.А. О формировании психологической готовности к овладению учебной деятельностью у детей дошкольного возраста // Формирование школьной зрелости ребенка/Тезисы респ. конф,- Таллин, 1992. С. 33-36.Коломинский Я.Л., Панъко Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 190 с.Нежнова Т. А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 286 с

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X