Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Вельчинская Валентина Алексеевна

Особенности профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

скачать документ

Вернуться назад

Особенности профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Право на образование – одно из фундаментальных прав любого человека, в том числе инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).Образование жизненно важно постольку, поскольку способствует развитию личности, повышению её социального статуса и защищённости.В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий.Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 пункты:10. Профессиональными образовательными организациями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, а также иная учебная литература. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья требуют адаптированной к их возможностям программы обучения. Задача максимально возможного развития таких учащихся не может быть решена в рамках только профессионального обучения и должна охватывать весь учебно-воспитательный процесс. Он носит коррекционный характер, т. е. всё обучение направлено на коррекцию главного недостатка - нарушение познавательной деятельности. В тоже время обучение таких воспитанников должно носить развивающий характер. Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся.Организация профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать адаптации их в социуме.Для таких обучающихся, необходимо не только медико – социальное сопровождение, но и индивидуальные программы обучения, программы, где общеобразовательные дисциплины имеют профессиональную направленность.В образовательных учреждениях помимо общих и профессиональных компетенций у учащихся формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками и людьми старшего возраста.Психолого – педагогическое сопровождение в колледже является необходимым компонентом системы профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психологической службой среди обучающихся необходимо проводить работу по следующим направлениям:-обучение психологической грамотности;-социальная адаптация девиантных подростков;-школа психологической безопасности;-успешная социальная адаптация.Правильно организованный процесс профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, постоянный контроль и психолого - педагогическое сопровождение со стороны педагогического коллектива даёт хорошие результаты. Социальная адаптация данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе возможна только при формировании позитивного к ним отношения. Их социализация должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных людей и людей с проблемами в развитии.Информационно – просветительская работа предусматривает:-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. -проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Создание адаптивной образовательной среды в профессиональной подготовки обучающихся.Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих во многом зависит от мастера производственного обучения и преподавателей. Они являются организаторами внеклассной работы, выступают наставниками молодёжи, вступающей в трудовую жизнь.Целью профессиональной деятельности педагогического коллектива является создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей социализацию обучающихся с ОВЗ через профессиональную подготовку.Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:- обеспечение индивидуального педагогического подхода к обучающимся с ОВЗ с учётом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;-использование образовательных технологии(личностно - ориентированную здоровьесберегающую, коррекционную, ИКТ-технологию), обеспечивающих образовательный результат;- комплексное методическое обеспечение учебного процесса;-развитие материально-технического и информационного обеспечения учебно - воспитательного процесса.Требования к режиму организации занятий в группах.Ход занятий зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берётся за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).Если у всех обучающихся группы тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и получают знания того уровня, который определяется их программой. Учебный кабинет должен быть оснащён индивидуальными рабочими учебными местами, с необходимыми техническими средствами обучения.Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого обучающегося (карточки, задания в тестовой форме, адаптированный раздаточный материал, упражнения из учебника, использование интерактивных досок, различные презентации, тексты на доске).При необходимости педагог может дополнительно использовать инструкционные карты, в которых отражён алгоритм действий обучающегося, приведены различные задания, упражнения, простые схемы и рисунки, информационное обеспечение для слабовидящих.При составлении конспекта в большей степени необходимо использовать символические, условные обозначения, цветовыделение.Домашнее задание выдаётся с учётом особенностей обучающихся (до 2-х часов самостоятельных занятий). При организации режима урока в группе со слушателями, имеющими интеллектуальные нарушения, педагог должен придерживаться следующих требований: Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму – обучающиеся становятся более организованными. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке педагог должен менять разные виды деятельности:- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;- сложные для выполнения задания использовать только в середине урока;- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);- использовать на уроке занимательный материал, включающий сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, викторины, ребусы, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоциональную сферу у обучающихся и связывают знания с жизнью).Основными методами обучения являются наглядно – практический, включающий ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально – практическую среду. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания носит индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка проводится поочередно или совместно в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы, а выполнение оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.Общие принципы и правила коррекционной работы.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, а также физ.паузы и дополнительный 10-ти минутный отдых через каждые 40 минут).Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.Релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.Игровые ситуации.Коррекционные приёмы, направленные на развитие мыслительной деятельности.1. Методика «Исключение понятий» предназначена для выявления уровня процессов обобщения и отвлечения. Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием.Например: ножницы, игла, юбка, напёрсток, резец.2. Методика «Умение следовать инструкции»Например:а. нарисуй в левом верхнем углу квадрат;б.справа от квадрата нарисуй круг;в. соедини ломаной линией круг и квадрат3. Методика «Комбиматорика» направлена на проверку логического мышления.В колонке слева и справа приведены слова межу которыми имеется смысловая связь, которую необходимо установить.Например:ниткарозеткаутюгтканьплатьешпулька4.Обучающимся можно предлагать индивидуальные задания, где требуется закончить предложение.Например: Чтобы оказать помощь человеку, проваливающемуся под лед, нужно к нему …Обучение лиц с недостатками умственного развития профессии имеет существенные особенности:1.Более низкий, по сравнению с нормой, уровень сложности учебного материала.2. Замедленный темп обучения.3.Необходимость применения специфических для данной категории воспитанников форм и методов обучения.4. Коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса.При организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать все эти особенности.Для обстоятельного анализа урока можно предложить учащимся заполнить анкеты.Таблица № 1Был ли Вам понятен материал урока?ПредметПонятен всегдаНе всегда понятенОбычно не понятенМатериаловедениеТаблица № 2Успевали Вы записывать основные темы урока?ПредметУспевал легкоУспевал с трудом и не всегдаОбычно не успевалМатериаловедениеТаблица № 3Интересно ли Вам было на уроке?ПредметКак правило интересноНе всегда интересноЧаще всего не интересноМатериаловедениеРабота с учащимися из специальных коррекционных школ требует от мастера производственного обучения и преподавателей огромных сил и педагогического такта: только индивидуальная и очень кропотливая работа от простого к сложному, своевременная помощь в раскрытии и развитии возможностей обучающихся, поощрение за малейшие успехи, укрепление веры в свои силы, даёт положительные результаты.Литература.Основные источники1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».2. Кулешова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта – М.,- 2013. – 104 с. (Коррекционная педагогика).3. Петрова Е.П. Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2014.- 45 с.Дополнительные источники1.Могузова Т.В. Практикум по производственному обучению профессии швея - М.; издательский центр «Академия» 2012 – 112с2. Е.В. Рогалёва ст. преподаватель кафедры технологии и предпринимателльства Иркутский государственный педагогический университет – И.; 2013 – 36с.

Наша группа ВК

X