Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Малинка Валентина Алексеевна

Развитие творческих способностей детей в детском саду

скачать документ

Вернуться назад
Развития творческих способностей детей в детском саду

Автор: Малинка Валентина Алексеевна, воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Улыбка» комбинированного вида
(МАДОУ «Д/с № 23»), г. Минусинск, Красноярского края

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).
Для того, чтобы ребенок смог быстрее достичь наилучших результатов в обучении и воспитании нам взрослым очень важно во время прийти на помощь, создать атмосферу свободы действия, выражения мыслей, чувств. Чтобы в таких условиях малыш смог максимально самореализоваться. И в этом большую роль в детском саду играет кукольный театр, где использую художественное слово как средство развития и коррекции личностных качеств детей. Куклы разных систем помогают к тому же постигнуть азы художественного слова, выразительного чтения.
Младшие дошкольники любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе. У них наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Поэтому им нравятся произведения детского фольклора. Многие исследователи справедливо определили своеобразие детского фольклора, прежде всего, его педагогической направленностью. В область детского фольклора входят только такие произведения, тематика, которых соприкасается с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма доступна ребенку определенного возраста изучая народное творчество для детей, убедилась, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения за психологией детства.
Потешки, заклички и приговорки, дразнилки и колыбельные песни по своему содержанию, форме, имеют особую художественную, воспитательную и развивающую ценность
Использую их во время манипуляции с театральными куклами, соответствующими игрушками, у ребенка развивается фонематический слух, устойчивая деятельность за счет интересной мотивации, сюрпризного момента, корректируются произносительные навыки, словарная работа. Дети стремятся к подражанию и воспроизведению звуков и слов.
Наряду с детским фольклором большое значение для развития дошкольника приобретает чтение сказок, слушание поэтических произведений. Здесь опираюсь на познавательный интерес ребенка и на его эмоциональный мир. Стихотворный текст в играх и упражнениях подбираю так, чтобы он способствовал развитию голосового аппарата. Многократное повторение игр-упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа помогает ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования.
Чтение некоторых стихотворений сопровождаю выполнением гимнастики для развития мелкой моторики. Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ превращенные в увлекательную игру способствуют развитию внимания, памяти, благотворно влияют на речь, пальчики становятся гибкими. Это поможет в дальнейшем малышу овладеть навыками письма в школе. В этой работе использую пальчиковые куклы, перчаточные куклы, «веселые» и разноцветные перчатки, которые живут в «Волшебной шкатулке» (где периодически меняется содержимое).
Диалогические стихи разыгрываем стихи за ширмой. Играя за ширмой, используя заместителя-куклу, и говоря от имени определенного персонажа, ребенку легче раскрепоститься. Например, стихотворение Н. Пикулевой «Про двух гусят», дети рассказывают и показывают путем драматизации, используя куклы-перчатки.
Очень богатые возможности использования таких стихотворений.
Из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Их обыгрываем, используя куклы разных систем и шапки-маски, по развитию интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы дошкольника, звукоподражания. Они помогают научиться говорить чисто, правильно, пользоваться мимикой, жестами, пантомимикой.
Эмоционально насыщенная театрализованная деятельность, выполняемая с использованием художественного слова, ярких привлекательных театральных кукол, содержит большие возможности обогащения духовного мира ребенка, содействует развитию его способностей.
Разыгрывая с дошкольниками этюды, спектакли, миниатюры по мотивам сказок, обязательно поощряю детское словотворчество. Дети сочиняют небольшие сказки, рассказы, а также песенки, которыми сопровождают движения кукол. Использую рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершенным действием, с отсутствующим действующим лицом. Это позволяет им глубже усвоить содержание, дает возможность проявить себя, овладеть основами речи, научиться проникать в мир художественных образов и просто получить удовольствие.
Детские словесные импровизации, стихи записываю, далее мы их обыгрываем за ширмой с куклами и без них. Затем дети придумывают рисунки-иллюстрации и мы, совместно с родителями, «издаем» книжки-брошюры «Детское словотворчество», которые дарим выпускникам на память.
При составлении сценария по мотивам сказок учитываю психолого-педагогические особенности каждого ребенка и специфику группы, а также синтез кукольного, где использую куклы разных систем, и драматического театров. Такой прием помогает детям лучше раскрепоститься и выйти из-за ширмы навстречу зрителю.
Вживаясь в образ, дошкольники обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь. А театральные куклы помогают детям со сложными речевыми диагнозами соединить речь и движение, развивают пластичность, координацию движений.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, включаю упражнения на расслабление и упражнения на дыхание.
Работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться , преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.
Театрализация сказки предполагает большой объем предварительной работы. Ее провожу в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада и родителями.
Таким образом, детский кукольный театр – активная форма художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии , педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего воспитания и развития личности.

Наша группа ВК

X