Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Узденова Марина Магометовна

Магия камня в истории карачаевского народа

скачать документ

Вернуться назад

«Магия камня в истории карачаевского народа»Узденова Марина МагометовнаМКОУ «СШ п.Эльбрусский»КЧР, Ставропольского края,учитель истории и обществознания Климатические условия и историко-географическое положение повлияли не только на формирование основного вида деятельности и хозяйственного уклада, но и на складывание мощного, присущего только карачаевцам пласта культуры. Этот пласт, карачаевцы, смогли донести до наших дней, не имея письменности. История карачаевцев интересна и уникальна, перелистывая ее, мы сталкиваемся со скудным материалом истории народа, но это нам не мешает встречаться со старожилами, которые помогают нам собрать обширный материал из разных сфер общественной, культурной, экономической и политической жизни народа. История народа складывается из фольклора, обычаев, традиций, жилых строений, башен, склепов и многого другого. Даже самое простое высказывание может натолкнуть человека на мысль - «А может оно имеет исторический смысл?»Часто мы слышим выражение «Сууун ичиб, ташын джалаб турсакъ да», (не пропадем на родине даже если будем пить воду и лизать камни), которое уходит корнями в период депортации карачаевцев. Оно было сказано тогда, когда карачаевцам перед возвращением на родину было предложено остаться в Средней Азии в 1956-1957 годы. Мне стало интересно, почему именно камню отводилась роль живительной силы, почему именно таш макъа (черепахе) приписывается роль продолжателя человеческого рода, почему именно камень должен был стать опорой для народа в трудный момент возвращения на опустошенную, разграбленную родину. Передо мной стала гипотеза – действительно ли камень является бессменным атрибутом карачаевского народа. Интересуясь ролью камня в истории карачаевского народа помимо того, что он являлся строительным материалом, я узнала многое: территория Большого Карачая богата камнями-святилищами, объектами поклонения народа не только в период язычества, но и в наши дни. Целью данной публикации является обобщение всех сведений о священных камнях на территории Большого Карачая, их значения в обрядово-культовой жизни карачаевцев. Основными методами, которыми я руководствовалась в раскрытии данной темы, были: сбор полевого материала, ознакомление с практическим материалом, систематизация и анализ теоретического материала. Культовых почитаемых камней в Карачае имелось предостаточно. В данной работе мы попытаемся раскрыть историю лишь некоторых из них. Но до того попробуем определить роль камня в культовой и традиционной жизни карачаевского народа. Одним из первых объектов и явлений поклонения народа являлись горы – таула, в особенности гора Эльбрус, называемая карачаевцами Шат-Тау (высокая, великая гора), Минги – Тау (вечная, мировая гора) и Ташланы Бий –Тауу (Князь, бог камней), вторым объектом являются камни синего, белого, желтого и черного цветов. При исследовании и анализе ритуальной жизни народа невольно сталкиваешься с мифологическим творением некоторых явлений и объектов природы. Народ, который верил, что мир состоит из вселенского, очеловеченного тела- змеи, черепахи-женщины, что верховным божеством является божество Чоппа, который выше других богов и от его тела зависит судьба земли, был на пути к принятию ислама. Чоппа был богом грозы, считался покровителем урожая, браков и детей. В песнях-обращениях к божеству звучат просьбы послать дождь, умерить жару, прославляется мощь и щедрость Чоппы. К нему народ обращался прося защитить луну от дракона. Чоппа понимался как существо, из тела которого состоят реки, озера, горы, камни, вселенная. Во многих селениях или возле них находились священные камни, возле которых устраивались праздники и исполнялись ритуальные пляски. К его помощи обращались с молитвами и исполнением гимна, когда кого – либо поражала молния. Имя божества происходит от «чёп» - колос, злак, и «бай» – бог: бог злаков. При рождении солнца думали, что проснулся Чоппа, когда появлялись звезды, считали, что он расчесывает свои змеиные волосы, когда же приходила смерть, то народ обращался к нему, считая, что темя его встревожилось от волка и жертвоприношений. И тогда, из реки брали 1000 белых и синих камешек, и, раздав их людям, молились, обращаясь к каменной палке. Делая круги вокруг могилы с камешками в руках, мужчины били себя по ушам, женщины по грудям так, чтобы с них шла кровь. После этого, ударяя своими головами о круг из камней вокруг могилы, кричали песню:Чауар, Чауар быстрая мысль,О-о-о-ой быстрая мысль,Къайсар ухо сильная мысль,О-о-о-ой быстрая мысльЧауар палец быстрая мысль,О-о-о-ой Чоппа улур.После обряда же «не просветленные», засыпав могилу и нагромоздив на ее поверхность камни, дотрагивались ладонями до камней по нескольку раз и кричали при этом слова заклинания.На свадьбе, невесту заводили на шкуру быка или волка, на которых рисовали круг с линиями посередине, похожий на свастический символ, изгибы линий при этом были повернуты против часовой стрелки. Каждый из родственников жениха, начиная с самой пожилой женщины или пожилого мужчины, обняв, поворачивали невесту спиной к дому будущего мужа, и таким образом заводили в дом. При этом вместе с монетами и конфетами на голову невесты сыпали маленькие белые камешки, завернутые в темные куски ткани. По сей день белый камень считается в среде карачаевцев объектом, к которому относятся с суеверным страхом. Поднимать его с земли строго настрого запрещено. А если взял его в руки, то необходимо, закрыв глаза, кинуть в сторону реки и ждать, пока оно не упадет на землю. Иначе могут ослепнуть глаза или умрет родственник. Это объясняют тем, что белые камни являются осколками костей умерших. Существовало и такое поверье как если во сне привидится белый камень, жизнь будет долгой и родится сын. По другим поверьям народа белый камень при открытии небесных сводов (Тейри эшик ачылгъан) не смягчается, тогда как камни других цветов, особенно синие смягчаются. Поклонение синему, или предполагаемому синему камню, вероятней всего связывалось с цветом неба, воды, реки, озера, из которых человек получал живительную силу. Очень интересно, что до сих пор в народе сохранился обычай вызывания дождя- с холмика могилы утопленника набирают семь камней в платочек, туго завязывают и опускают в воду. Но не бросают, после того как выпало необходимое количество дождя камешки вынимают из воды, процедуру выполняют очень тщательно, чтобы не унесло водой, иначе есть опасность наводнения. Отражение в камнях культовых представлений карачаевцев пронизывают всю мировоззренческую схему народа, с которой связаны рождение, жизнь и смерть. С камнем связаны и гадания. Белыми камешками, взятыми с приречья гадали шаманы домашнего очага. Гадание проходило в основном в темном помещении, на шкуре быка или волка. Наиболее интересным гаданием, отражающим функцию камней белого и синего цветов, является Кюл таш оюн (игрище в зольный камень). Игрище проводили юноши и девушки в присутствии проводницы обрядов гадания – скорее всего жрицы. Присутствующие должны были взять по белому камешку- девушки и синему - юноши, а также по дубовому прутику. Нарисовав прутиками на очажных камнях юноши прямые линии, а девушки извилистые, все садились вокруг очага. Посередине круга устанавливались три куклы: Хамджау-гинджи, Бинай –гинджи, Муккуручу Хорхам – Гинджи. Каждый из присутствующих должен был, сделав по три круга вокруг печи внутри пристенного очага, тронуть правой рукой голову куклы Бинай – гинджи, левой и правой руками – спину Муккуручу Хорхам Гинджи и поклонившись кукле Хамджау – гинджи, положить камешки на линию. Девушки клали их на мужскую линию, юноши, на женскую линию. Затем в комнату, где проходили гадания, приглашали мужчину, который взяв с линии камешек, спрашивал, чей он, и на чью линию положен. При этом девушка или юноша подходили к ведущему и, дав ему свой прутик, забирали свой камешек, если камешек и линия сходились, то их владельцы объявлялись женихом и невестой. Камешками черного (редко синего) и белого цветов по сей день гадают пожилые карачаевки, предсказывая судьбу человека и благополучие народа. Гадают таким образом: камешки или вместо них бобы раскладываются в три ряда по вертикали и по горизонтали. Общее их количество должно быть 41. Число 41 это знак гадания. Верхний ряд называли ташны башы,   средний ряд называли ташны ортасы, нижний ряд называли ташны тёбен джаны. Перед тем, как провести гадание о ком-нибудь, необходимо, чтобы последний провел над камешками рукой, не дотрагиваясь до них, три раза против часовой стрелки, затем со словами: Бисмилляхи Рахману Рахим, Ал-Анг, Ал-Анг алдамадым- надо провести рукой вместе с камешками по часовой стрелке также три раза. А если гадаешь на этом месте, необходимо постелить кусок материи, взятый из сундука. Нельзя гадать на том месте, где кушают. Камешки, гадающий раскладывает в три ряда. При этом необходимо покрутить их три раза правой рукой против часовой стрелки на скатерти и, не отрывая руки распределить их в три ряда. Начиная с последней отделенной кучки до первой отделенной, необходимо выбирая по четыре штучки из каждой кучки, отдельно положить остаток. Операция повторяется три раза. При этом произносится заговор, в конце заговора произносится имя человека, на которого гадают. Тёбен джаным Эр-Гизау,Къуйрукъ джаным да Эр-Гизау,Гизау башы -   акъ таш,Гизау къашы -   кёк таш,Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,Сарам къачны сакъла Гизау,Айрымкъаннга атла Гизау,Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,Этли Гизау, бетли Гизау,Ташны башын ойнат Гизау,Ташны къачын билдир Гизау,Игиликге тюбет Гизау.Низ мой Эр-Гизау,Хвост мой тоже Эр-Гизау,Голова (у) Гизау белый камень,Бровь (у) Гизау синий камень,Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,Дух Сарама охраняй, Гизау,На остров ступай, Гизау,Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,Увесистый Гизау, совестливый Гизау,Разум камня заставь проснуться, Гизау,Дай нам узнать дух камня, Гизау,К счастью нас направь, Гизау.Уф. 5 раз.По сведениям респондента Хачировой А. «В верхнем ряду должно выпадать обязательно 5 или 9, если эти числа не выпадают, считается, что гадание неправильно. Число один означал спокойствие, два и четыре – сила, три – радость. Если в камне выходило на гадающего мужчину на верхнем, самом дальнем ряду от гадающей слева направо, 4-2-4, то это указывало на смерть мужчины. Если же в вертикальной полосе выходило 2-2-2, это предвещало смерть женщины. При раскладе по горизонтали, посередине 3-3-3, означало что родится сын, а если же посередине и по горизонтали выходило 2-2-2, то родится дочь. При раскладе по горизонтали, посередине 1-3-4 объявляли, что придет радость. При всем при этом необходимо смотреть на камешки слева направо. После гадания необходимо преподнести гадающему нохта бау (подарок)».По сведениям Батчаевой Л.А. (87 лет): « Число 1 - трудность приобретения чего либо, тревога при выходе замуж, здоровье, выход девушки или юноши за пределы дома, человек на которого гадают, жив здоров; 2 - черная сила, ожидание чего-либо, смерть женщины, путешествие вне страны, смерть мужчины, упрямство девушки при выдаче замуж, нежелание парня жениться на предлагаемой девушке, 3- радость, очаг, счастье, чистые намерения, рождение сына, хорошая весть, 4- мощь, сила, отсутствие ворованного у подозреваемого объекта, получение ожидаемого имущества. 5-смерть, неблагополучие в имуществе (2+1+2; 1+1+3), 6- символ смерти и рождения женщины, рождение девочки, нежелание выдавать замуж (2+2+2), цельность, хорошее здоровье (3+3+1), огорчение девушки по поводу того, что ее не желают брать замуж (1+4+2), 8 – женитьба, новость, радостная весть, при гадании связанной с пропажей скотины – скотина не найдется (2+4+2; 2+2+4), человек жив, не умер (4+3+1), девушка выйдет в ближайшее время замуж (4+3+1), 9 - рождение мальчика (3+3+3) радость, скорбь по утере имущества (4+1+4), 10 –падёж скота (4+2+4), 11 - обманное число (4+3+4, 3+4+4, 4+4+3), 12 - смерть мужчины, падеж скота. Одним из самых значимых культовых камней у карачаевцев являлся и является камень Къарчи - родоначальника карачаевских княжеских фамилий, рожденного от волка и блеяния козленка женой Терболатхана, Эллей-Бушхан (Кюлсюн). Камень находится у слияния рек Худес и Кубань, называется Къадау Таш - Замковый Камень. «Пока стоят Эльбрус и камень Къарчи, не исчезнет с лица земли карачаевский народ», - гласит народная мудрость карачаевцев. Ученые доказали внеземное происхождение этого камня. Он утверждают, что подобный метеорит упал одновременно с этим в глубины Тихого океана. Это произошло примерно одиннадцать тысяч лет назад. Камень же до сих пор служит талисманом карачаевского народа. В период депортации большинство карачаевцев взяли с собой кусочки камня в качестве оберегов. Вплоть до конца девятнадцатого века рядом с камнем проводились обряды, посвященные верховному божеству. Об одном из таких обрядов нам рассказал житель аула Учкулан Урусов Н-М. Р.(92 года). «Во время таяния снегов проводили обряд «Къарчагъа Чоппа-Улакъны Ыйыхлагъан Оюм» буквальный перевод «Къарче Чоппы-козленка- Воскрешения обычай» когда луна доходила до середины неба, резали одного из двух приуроченных для ритуального игрища козлят черной масти. Варили его целиком в казане после снятия с него шкуры и убирания внутренностей. Часть мяса съедали, а часть оставляли на камне. Кости козленка закапывал около реки кроме позвонков хвоста. Последние заворачивали в красную материю, и продев в данный сверток соломенную веревочку, надевали на шею второго козленка. Амулет называли «къамта-билкир», данный термин не имеет перевода. Козленка с амулетом привязывали к перекладине двухколесной арбы и направлялись к остальным святилищам Карачая. По прибытии к камню Чоппына-Ташы козленка снимали, и один из стариков прижав его к груди, садился около камня, а остальные водили вокруг него хоровод, далее процессия направлялась к Одинокому дереву (Джуртда Джангыз Терек), здесь также проводили вышеназванный хоровод, причем в хороводе принимали участие только пожилые мужчины, юноши стояли в стороне. После всего этого козленка приносили в жертву Чоппе». Другой обряд, посвященный первым лучам весеннего солнца, проводили в первую весеннюю ночь под воскресенье. Вечером 7-9 стариков одевшись в темные одеяния, брали огромный казан и везли его к Къадау –Таш. Через некоторое время молодая девушка и молодой юноша и человек преклонных лет выезжали с козленком черно-белой масти к месту проведения ритуала. Установив козлы около камня, накрывали его черной материей, привязывали козленка к жерди и водили хоровод. После двух кругов черной материей накрывали козленка, относили к реке, искупав его в ней, приносили в жертву. Шкуру козленка, зашив, набивали соломой. Голову и внутренности закапывали около реки, тушу варили целиком в казане. Затем, отчленив мясо от костей, последние выкидывали в реку, а мясо, разделив пополам, одну часть съедали, а другую оставляли на камне. Наутро молодые люди относили шкуру козленка к Древу Жизни и вешали на одну из веток. Как говорилось выше, священных камней в Карачае было много, но сохранились до наших дней немногие- некоторые расколоты временем или человеком, некоторые небольшого размера заросли землей, некоторые мы даже не знаем где они находятся. По данным В.П. Невской: «В период язычества каждая фамилия в Большом Карачае имела свою священную гору – Чоппа-Къая». На самом деле около каждого квартала имелось святилище, которое представляло собой камень. Причем его освящали следующим образом: относили к камню Чоппаны- Ташы и, положив его рядом, оставляли сроком на девять дней. Затем приносили в квартал и закрывали чехлом, сделанным из анисовых стеблей. Под ним камень находился 40 дней. По истечении данного срока каждый род фамилии приносил по лоскутку к камню и клал на него с просьбой о благополучной жизни. Здесь же приносили в жертву козла или овцу. Одним из таких камней является камень Эгизлени ташы, который находится около квартала Салпагаровых в ауле Верхний Карт-Джурт. Его название переводится как «камень близнецов», он состоит из двух камней, но его называют не камни, а камень. Одним из святилищ является целая гряда камней «Эгиз Ташла» в квартале Хубиевых, всего их 66. Не менее интересным является камень Байрым –Таш, с которым связан обычай сохранившийся до сих пор по поводу еженедельного поминания усопшего по четвергам, джауу иинс эттирген. В начале весны в марте месяце, точнее в первую пятницу раз в год карачаевцы собирались около этого камня разводили костер, резали жертвенное животное. Нутряной жир животного бросали в костер, считалось, запах горелого жира распространялся по всем покойникам – джауу иинс этдирген. Сейчас этот обычай сохраняется в другом более усложненном виде- каждый четверг после обеда в доме, где умер человек обязательно жарят в масле хычыны, бёрекле вместе со сладостями раздают по соседям, родственникам. Особый интерес в моей работе, несомненно, представляет непосредственно сам камень, находящийся за аулом Учкулан, который так и называется Чоппаны-Ташы. Камень небывало большого размера –около четырех метров в высоту, 13 метров 20 сантиметров по обхвату, 6 метров 30 сантиметров в длину, 3 метра 60 сантиметров в ширину. Обмер проводился без учета выпуклостей и неровностей. Считалось, что ночью этот камень поднимался в небо, а днем опять опускался на землю. Рядом с камнем якобы жил родоначальник, Бёкюрлю-Къарачай, мать которого увидела, как камень спускался рано утром на землю и после этого забеременев, родила Къарачая. К камню ходили с просьбой о хорошем и благополучном браке. К камню полагалось ходить ночью мужчинам спиной, женщинам – обычным образом. Днем же наоборот. При этом ночью полагалось сыпать золу туда, куда смотрел мужчина. Около данного камня необходимо было сделать жертвоприношение дважды – ночью козленка белой масти, днем козленка серой масти, а кто проезжал рядом с камнем, тот должен был оставить часть дорожной пищи, и, оторвав кусочек ткани от подола своего платья, оставить их на камне. Чтобы дорога была благополучной, из родника поили волов или лошадей, обязательным ритуалом было омовение родниковой водой и потребление ее внутрь. При этом вокруг святилища проделывали несколько кругов и произносили следующие слова: Хуррай, Хуррай,Уай, Уай, Чоппа-Эллей,Пусть у меня дорога благополучной будет.Вода в роднике, бьющем рядом с камнем, считалась, обладающей исцеляющими свойствами – ее использовали для исцеления ран и болезней. Рядом с камнем хранится священная земля (шам - топракъ), привезенная из Мекки распространителем ислама в регионе Дудовым Абдуллахом. Легенда о его происхождении гласит: «Абдуллах долго мыкался в поисках места, где можно было бы схоронить священную землю с могилы пророка Мухаммеда. И вот однажды, подойдя к святилищу, он увидел огромного змея, который лежал на небольшом камне, свернувшись в кольцо. На шее того змея он заметил желтый камешек с синими пятнами. Абдуллаху захотелось взять камешек, считавшийся в народе оберегом для новорожденных. Однако с северной стороны подул страшный ветер и разбудил змея. Змей, ударив по руке Абдуллаха своим хвостом, уполз под камень. Три дня просидел он на том камне в ожидании змея, но так и не дождался и насыпал тогда священную землю в змеиную нору. Не успел он насыпать первую пригоршню земли, как вдруг налетел южный ветер и земля начала трястись. Через некоторое время открылись небесные врата (Тийре Эшик ачылгъан)». По поверью, у карачаевцев небесные врата открываются самым набожным людям. История моего народа безгранична, таинственна, бесценна. Моя работа «капелька» в бездонном океане нераскрытых фактов и событий. Мы должны «изъять» у пожилых людей все, что связано с историей и вооружившись ими быть готовыми для передачи их последующим поколениям. Каждый, кто внесет в историю карачаевцев по одному печатному листу с раскрытым фактическим материалом, может с гордостью заявить, что жизнь прожил не зря. Данная работа побудила у меня живой интерес к истории моего народа, я получила обширный материал, повстречалась с удивительными людьми, побывала в очень интересных местах - обычные безмолвные камни, изучив которых я многое узнала о карачаевцах, их обычаях, традициях, обрядах. Также я узнала что на территории Большого Карачая имелось около 40 камней –святилищ, почему так много? Потому что почитаемые камни имелись почти во всех тийре – родовых кварталах. Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы подтвердилась – культ камня занимает самое главное положение в хозяйственной, бытовой, духовной и культовой жизни карачаевцев до принятия ислама. В определенных ракурсах он сохранился и сейчас. В Большом Карачае до сих пор по степени скученности облаков над Эльбрусом предсказывают погоду. Некоторые мероприятия проводятся у камня Къарачайны Къадау Ташы, к примеру, он является финальной точкой конного пробега ежегодно проводимого КЧР и КБР, до сих пор существует выражение «Пока стоят гора Эльбрус и Камень Къарчи не исчезнет с лица земли карачаевский народ». Во время реставрации Къадау Таш, его хотели поднять и перенести на более видное место (ближе к трассе Карачаевск-Учкулан), на что старожилы не дали согласия, мотивируя тем, что нельзя менять его местоположение, иначе это принесет бедствия народу. До сих пор сохранился обычай « джау иинс этдирген» - обряд поминания усопших- в древности это происходило в начале марта у камня Байрым –Таш- когда сжигали нутряной жир жертвенного животного. Также сохранен обычай «Таш салыуу» - гадания на камешках. Не менее распространен обряд вызывания дождя – когда с могилы утопленника брали 7 камешек и опускали в речку. Вывод – о культе камня у карачаевцев, как в период язычества, так и в период после принятия ислама можно говорить много и много, так как он затрагивал все стороны жизнедеятельности карачаевского народа.Для досконального изучения вопроса у меня остались нераскрытыми три «ПОЧЕМУ?» - к сожалению, я так и не узнала, почему одно из святилищ Эгиз Ташла имеет именно 66 камней, почему святилище Эгизлени Ташы состоит из двух камней, а звучит как камень и почему при обряде вызывания дождя с могилы берут 7 камешек. Данная работа, по моему мнению, не оставит равнодушным того, кто интересуется историей и культурой не только карачаевского народа, но и всех коренных народов КЧР. Использованная литература.У.Д.Алиев Карачай.Ростов-на –Дону. 1927.М.Д.Каракетов «Из традиционной обрядово- культовой жизни карачаевцев» Москва, «Наука». 1995.Полевой материал.Урусов Н-М. К. (92 года) а. Учкулан.Хачирова А. П. (83 года) а. Карт-Джурт.Батчаева Ф. Д. (76 лет) а. Карт-Джурт.Батчаева Л.А. (87 лет) а. Карт-Джурт.

Наша группа ВК

X