Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Гармаева Сарюхан Юрьевна

Методическая разработка темы «Знакомство с бурятским народным орнаментом. Выполнение эскиза орнаментальной композиции фасада сундука «абдар» в технике аппликация»

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка темы «Знакомство с бурятским народным орнаментом. Выполнение эскиза орнаментальной композиции фасада сундука «абдар» в технике аппликация»Гармаева Сарюхан ЮрьевнаМуниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа им. Р. С. Мэрдыгеева» (МАУ ДО ДХШ им. Р.С. Мэдыгеева), город Улан-УдэПреподаватель рисунка, живописи, композицииМетодическая разработка темы«Знакомство с бурятским народным орнаментом. Выполнение эскиза орнаментальной композиции фасада сундука «абдар» в технике аппликация»Аннотация.Данная методическая разработка посвящается изучению основ формальной композиции через бурятский народный орнамент. Приведены сведения о бурятских орнаментах, использования их в изучении видов симметрии, ритмической организации мотивов в орнаментальной композиции. Прилагается иллюстративный материал. Введение.Методическая разработка по выполнению комплексного задания «Орнаментальное оформление фасада сундука «абдар» предназначена для обучающихся 1 класса художественных школ и школ искусств, рассчитана на 13,5 часов, с учетом занятия 1,5 часа в неделю.Тема выбрана основываясь главной целью художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.Цель методической разработки приобретение знаний о традиционном бурятском изобразительном искусстве, формирование художественного вкуса, эстетического восприятия действительности и искусства.Главная задача – научить детей согласовывать между собой детали для объединения их в единое целое, создавать вариации орнаментальных мотивов и собственные композиции на основе традиционных бурятских орнаментов. План проведения задания№ Тема занятияЗадачиМатериалыКоличество часовВведение. Бурятский народный орнамент.Знакомство с видами бурятских орнаментов.КалькированиеИллюстративный материалГрафитовый карандаш ТМ, гелевая ручка, фломастеры, калька.3Упражнения. Симметрия в орнаментах. Выполнение орнаментальной полосы, углового орнамента.Графитовый карандаш ТМ, белый картон, цветная бумага, ножницы.4,5Выполнение эскиза в цвете.Поиск цветового решения композиции.Графитовый карандаш ТМ бумага, гуашь.3Эскиз орнаментальной композиции фасада сундука «абдар» в технике аппликация.Выполнение эскиза.Цветной картон, цветная бумага, графитовый карандаш ТМ, ножницы.3Введение. Бурятский народный орнамент.Цель: изучение видов бурятских орнаментов, их особенности линейного графического и цветового решений.Задание заключается в сборе материала: ксерокопирование бурятских орнаментов, калькирование. Калькирование дает возможность обратить внимание на формы исполнения орнаментов: орнаменты из прямых линий (отрезков) соединенных под углом 90, 45 градусов («улзы» - узел счастья, «хас тамга» и т.д.); плавных круговых сегментных движений (бараньи рога, растительные мотивы и т.д.). Преподавателем дается большой иллюстративный материал национальных бурятских орнаментов. Занятие сопровождается рассказом о видах орнаментов (геометрические, зооморфные, растительные, природные, культовые). За короткое время обучающиеся выдают достаточное количество рисунков орнаментов на кальке, что дает возможность для их восприятия – изучения орнаментов, развития наблюдательности, зрительной памяти. При этом формируется заинтересованное отношение к народному искусству, желание постичь красоту народного орнаментального решения.Упражнения. Симметрия в орнаментах.Цель: изучение ритмической организации мотивов в орнаменте.Задание заключается в выполнении ряда упражнений с возможностью различной ритмической организацией элементов бурятского орнамента. Дети выполняют орнаментальную полосу в технике аппликация. На сложенную в 3, 4 раза цветную полосу дети рисуют элемент бурятского орнамента и вырезают. Орнаментальную полосу дети выполняют несколько раз. При неправильном переводе рисунка элемента орнамента получаются орнаменты произвольного типа, не имеющего ничего общего с традиционным орнаментом. При правильном исполнении учащийся выдает свою собственную интерпретацию бурятского орнамента на основе его элемента. Согнув цветную бумагу в виде равнобедренного треугольника, переносят рисунок орнаментального мотива и вырезают угловой орнамент. Центральный орнамент – в круге или ромбе - выполняют таким же образом. Преподавателем предоставляется иллюстративный материал: различные виды традиционных бурятских орнаментов.Выполнение эскиза в цвете.Цель: развитие образного мышления, навыка создания композиции.Обучающийся выдает окончательный цветовой вариант эскиза росписи фасада сундука «абдар». Дети выполняют задание в различных цветовых материалах: гуашь, акварель, цветные карандаши, ручки, фломастеры и пр. Появляется возможность выдать все богатство колористического решения. Изученный и накопленный материал является большой подмогой. Обучающийся может перенять и передать способы традиционного решения такой композиции, а так же переработать и выдать свое собственное решение в цвете. При желании обучающийся может усложнить композицию передачей объема за счет свето-тонального послойного решения толщины орнаментов (примеры такого решения показаны в иллюстративных материалах). Эскиз орнаментальной композиции фасада сундука «абдар» в технике аппликация.Цель: Закрепление, обобщение пройденного материала; развитие навыка создания композицииЗадание заключается в выполнение орнаментальной композиции в прямоугольном формате А4. С помощью орнаментальных полос, угловых орнаментов и центрального кругового или ромбовидного орнамента обучающийся составляет композицию. Здесь решается задача количества пятна: выбор толщины орнаментальных полос, размера углового орнамента и центрального пятна. Для возможности выбора цвето-тонального решения, заранее запасаемся всевозможными цветными бумагами. Дети делают разбор эскиза в цвете.Цели методической разработки.Развитие эстетического вкуса, творческого, образного мышления, навыка создания композиции.Расширение знаний, умений и навыков в работе по предмету «декоративная композиция»Знакомство обучающихся с традиционным бурятским орнаментом.Методы и методические приемы: 1. Устное объяснение темы и задачи; показ методического пособия.2. Работа с образца-пособия.3. Индивидуальная работа с каждым ребенком.4. Просмотр – коллективное обсуждение выполненных работ.Связь с предметами:1. Изучение основ формальной композиции на уроках декоративной композиции, станковой композиции, графики и беседах об искусстве.2. Параллели в предметах в знакомстве и в изучении традиционной народной культурой.Наглядность: Иллюстрации традиционных бурятских орнаментовРаботы учащихся прошлых лет по данной теме.Примеры орнаментальной композиции.Орнаментальные полосы выполненные обучающимися.28594056413500-4152907366000 -28181303073400045847049212500-34290034607500279908024320500Эскизы оформления сундука в технике аппликация.Работы обучающихся.299720012255500-458470118110003159125-3429000923290248602500-622935-3746500

Наша группа ВК

X