Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зыкова Валентина Борисовна

"Социализация дошкольников-залог успешной адаптации в школе". Из опыта работы с родителями

скачать документ

Вернуться назад
Социализация дошкольников - залог успешной адаптации в школе. Из опыта работы с родителями.
Зыкова Валентина Борисовна, Колосова Елена Вячеславовна.
МАДОУ «Детский сад № 15», г. Березники, Пермский край.
Воспитатели высшей категории.
Современная стратегия социально-личностного развития дошкольников ориентирует дошкольное учреждение и семью на формирование духовно - нравственных и социальных ценностей. Так же принятых в обществе правил и норм поведения в интересах самого себя, семьи, общества, на формирование позитивного отношения к окружающим людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
От личностно - развивающего и гуманистического сотрудничества педагогов и родителей будет зависеть, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в современном обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь. В этом состоит актуальность данной проблемы.
В своей работе с родителями мы используем разнообразные организационные формы:
-традиционные собрания;
-педагогические мастерские;
-деловые игры;
-конференции;
-практикумы;
-тренинги;
-круглые столы;
-КВН;
-квест;
Кроме этого используем индивидуальные формы пропаганды педагогических знаний среди родителей.
-изучение опыта семейного воспитания;
-индивидуальные беседы, консультации;
Коллективные формы:
-коллективные консультации;
-лекции;
-субботники;
Наглядные формы:
-выставки, фоторепортажи;
-выставки детских работ;
-дни открытых дверей;
-педагогические информационные стенды;
-библиотеки для родителей;
-папки - передвижки;
Наша цель - это установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель - ребёнок - сотрудничество».
Мы ставим перед собой такие задачи:
1. формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями детьми и воспитателями.
2. развитие самосознания родителей.
3. обмен и передача опыта семейного воспитания.
4. .повышение педагогической культуры родителей.
5. поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей.
В настоящее время мы работаем на подготовительной группе. И очень хорошо понимаем, что поступление в школу переломный момент каждого ребёнка. Родители регулярно сталкиваются с такой проблемой, когда ребёнок с полноценным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещения школы, конфликтует с учителями, сверстниками. Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют ребёнка, взывают к его совести, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния не дают значительного эффекта. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией. Именно, поэтому в начале этого года мы провели с родителями педагогический квест «Как помочь ребёнку стать учеником». Нашей целью являлось организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности к школе и благополучной адаптации к школьному обучению. Мы убеждены, что умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет большую роль во взаимопониманиях родителей и воспитателей. Стараемся на каждом собрании привлечь родителей к активному участию к процессу размышления и принятию совместных решений.
Здоровье детей и их развитие одна из главных проблем семьи и детского сада. Как сделать, чтобы ребёнок не терял здоровье? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?
Здоровье детей - забота всех.
В нашей группе проводиться много мероприятий в помощь родителям. Так был проведён практикум для родителей «Утренняя гимнастика», на котором родители узнали, какие нетрадиционные пособия можно сделать дома, чтобы ребёнку было интересно выполнять упражнения вместе с взрослыми.
В рамках недели здоровья в группе проводился фестиваль подвижных игр, в котором каждая семья могла приготовить и провести подвижную игру и поиграть вместе с детьми. Накануне праздника 23 февраля для пап и детей были проведены соревнования «А, ну-ка папы», в которых папы показали спортивную подготовку и сноровку.
Много мероприятий мы проводим вместе с психологом, которые способствуют проявлению заботы о психологическом здоровье каждого ребёнка. Был проведён тренинг «Снятие агрессии», на котором психолог показала игры и игрушки, которые помогают снять напряжение. Так вместе с психологом мы провели практикум «Ландшафто - терапия», где на нашем участке кипела совместная работа в постройке различных узоров «мандал» на песке путём вкапывания различного бросового материала. Все были довольны.
Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Мы так же большое внимание уделяем этой проблеме. Так в группе был проведён практикум – дискуссия на тему «Безопасность на дорогах и дома». Для закрепления правил поведения на дорогах мы использовали деловую игру «Азбука безопасности», где родители стали активными помощниками педагогического процесса. Большое внимание уделяем оформлению информационных стендов в фойе группы по правилам дорожного движения.
Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей и способностей, своих «пределов». Детские игры - важное средство самовоспитания. Мы проводим игры с разными категориями родителей. Специально для многодетных мам была проведена деловая игра «Знаете ли вы своего ребёнка?», которая помогла родителям сблизиться с ребёнком и определить его статус среди сверстников в группе.
В практике своей работы мы используем такие наглядные формы работы с родителями - это дни открытых дверей, «Лего час». На которые могут прийти члены семьи и поиграть со своими детьми и его друзьями. Так же мы провели с родителями круглый стол «Мир игры» и семейную викторину «Права ребёнка».
В нашей группе создана большая игротека. Родители могут вечером поиграть с ребёнком, получить консультацию по правилам игры, понаблюдать, как их ребёнок умеет играть со сверстниками, договариваться с другими детьми.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество столкнулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. Мы хорошо понимаем, что в работе с детьми особое значение имеет обращение с художественной литературой. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. В нашей группе собрана большая библиотека, мы часто проводим различные мероприятия, которые помогают привлечь родителей и детей к книге. Наша группа поучаствовала в конференции детского сада, которая называлась «Мастерская чтения». На которой была представлена семья Михеевых, где они совместно прочитали отрывок из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо». Встреча в интерактивной гостиной показала, что многие семьи уделяют большое значение книге, прививают любовь к книге своим детям. В нашей группе была проведена литературная гостиная «Поэты о родном городе», посвящённая юбилею города. На которой дети и родители читали стихи о Березниках, а так же прозвучали стихи собственного сочинения. Мы часто организуем различные выставки книг, рисунков по произведениям литературных произведений, устраиваем различные вернисажи, фотостенды.
В практике своей работы используем индивидуальные формы работы, изучаем и пропагандируем опыт семейного воспитания. Мы считаем, что одним из интересных подходов в работе с семьёй являются игры с ребёнком в детском саду. В группе были проведены игры: «Мама поиграй со мной», «Мама почитай сказку».
В нашей группе проходят показы сказок вместе с родителями «Теремок», кукольного спектакля «Волшебный цветок» силой родителей. Дети были очень горды за своих родителей, так как родители себя показали с другой, необычной стороны!
В нашей группе стала традицией встреча с интересным человеком.
Мы устраиваем встречи детей с родителями, бабушками и дедушками. Приглашаем взрослых людей с интересными профессиями. Так у нас в гостях побывали: капитан «Собра», судебный пристав, парикмахер, повар, чемпионка по плаванью в холодной воде. Ещё была проведена встреча с бабушкой одного из воспитанников, которая придумала и провела со своим внуком и детьми игру «Цветик - семицветик». Ребёнок, получивший, поддержку бабушки стал более активным, перестал стесняться.
Одним из интересных мероприятий с родителями было тематическое занятие «Путешествие на крайний север», в котором участвовали и дети и взрослые. В заключение этого занятия родители с детьми изготовили коллажи «Крайний север». Совместная работа родителей и детей помогает в оформлении пособий для праздников. Так совместно с родителями мы подготовили осенние листья для праздника «Осени» в нашей мастерской «Осенняя палитра». С родителями и детьми провели мастер - класс «Мастера и мастерицы» по изготовлению кукол из ниток. Дети со взрослыми активно принимали участие в изготовлении поделок из подручного материала и сделали для себя талисманы, подарки. В преддверии Нового года с родителями и детьми провели мастер - класс «Новогоднее чудо из бус», где дети создавали узоры из бус и наряжали мам и бабушек. А главное создали праздничное настроение себе перед Новым годом.
В своей работе мы используем разные формы работы с родителями и детьми. В первую очередь объединяем семьи единой темой работы. Так, например, в сентябре мы предложили семьям поучаствовать в изготовлении поделок из овощей, фруктов и природного материала в нашей чудо - мастерской. Всегда с нетерпением ждём родителей на наши праздники. Часто используем чаепитие после праздников. Традицией стало чаепитие к празднику «День пожилого человека» и «Празднику мам», где дети могут угостить чаем дорогих им людей, пообщаться и перенять опыт.
Ещё одной из коллективных форм работы с родителями являются консультации и беседы с семьями групп риска или СОП. Также в работе с родителями мы проводим субботники по озеленению участка, строительству снежных построек на участке. К наглядным средствам относятся выставки семейных газет «Как я провел лето», оформление стенда ко дню знаний, выставки детский работ, новогодние выставки газет и информационные стенды в фойе детского сада. Перед новогодним праздником в группе провели конкурс среди родителей, который назывался «Классный снеговик», украсили фойе детского сада красочными и красивыми снеговиками. Показали сказку для детей «Как заяц к снеговикам в гости ходил». Организовали выставки к 8 марта, «Друзья спорта», «Наши домашние животные». Ко Дню Победы в группе была организована выставка детских работ, рисунков. Создали с родителями и детьми коллаж из пластилина «Бой». Поучаствовали в городском конкурсе «Мы правнуки победы». Прошла выставка поделок из природного материала на тему отечественных сказок и мультфильмов: «Сказочные герои», «Три поросёнка», «Львёнок и черепаха».
В своей работе мы старались выполнить основную цель программы «Детство» - начальную социализацию и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. И главную задачу – ввести детей в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь детям осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.










Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X