Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Жуколина Надежда Викторовна

Первоначальное обучение учащихся в классе фортепиано

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова» города Кировска Мурманской области «Первоначальное обучение учащихся в классе фортепиано» Автор: преподаватель по классу фортепиано Жуколина Надежда ВикторовнаМетодическая разработка Содержание:1. Вступление.2. Посадка за инструментом.3. Первые прикосновения к клавиатуре.4. Изучение гамм, аккордов, арпеджио – незаменимое составляющее технического развития учащегося.5. Этюды К. Черни – энциклопедия на разные виды техники для юного музыканта.6. Многоплановость техники: туше, аппликатура, фразировка.7. Воспитание выносливости, устранение напряжения на сцене.8. Художественное воплощение образа – главная цель технического мастерства.9. Как построить урок и осуществить проверку заданий.10. Заключение для молодых педагогов.11.Список использованной литературы.1. Вступление.Начальное обучение юных пианистов – удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. И самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку. От этого этапа целиком зависит направление дальнейшего развития ребёнка.В первоначальный период очень важно увлечь ребёнка музыкой, развить его художественное мировосприятие, независимо от того, станет он или нет профессиональным музыкантом. Ведь в конечном итоге педагоги музыкальных школ решают 2 задачи: отбор детей, способных к профессионализации, и широкое музыкальное и эстетическое развитие, подготовка к музицированию всех учащихся ДМШ. Начальное обучение – процесс индивидуальный. Практически с каждым учеником приходится начинать по-разному. Всё зависит от возраста, общего музыкального развития ребёнка, его восприимчивости и способностей.Однако до начала обычного обучения игре на фортепиано каждый ребёнок проходит этап предварительного музыкального развития – «до игровой» период. У одних детей длится он 2 недели, у других – 2 месяца. Здесь нет никаких общих правил. Каждый педагог решает этот вопрос в зависимости от одарённости ученика, от того, как быстро у него накопится запас необходимых музыкальных впечатлений.Первая встреча с учеником – ответственный момент для педагога. Умение создать простую, доброжелательную обстановку, сделать так, чтобы ребёнок почувствовал расположение к себе, привлечь его симпатии – вот что важно для первого контакта. Очень часто любовь к музыке приходит через личность педагога.2. Посадка за инструментом.С первого знакомства с учеником, задача педагога – правильно организовать посадку за инструментом. Конечно, начало урока – звучание музыки в исполнении преподавателя, разговор с ребёнком, знакомство с инструментом, его особенностями и, даже игра в ансамбле с педагогом, где у ребёнка в партии один повторяющийся звук и так далее… Но в контексте данной темы опускаем эти подробности и приступаем к посадке за фортепиано. Маленьких детей усаживаем на высокий стул так, чтобы его локти при прикосновении к клавиатуре находились чуть выше клавишей. Для ног ставим скамеечку – подставку. Сидеть нужно на половинке стула, спина прямая, талия гибкая и подвижная. Посадка гордая и свободная, но не застывшая. Ученику должно быть удобно. Рука скруглена, плечи (надплечья) всегда опущены. Локти отведены от корпуса.3. Первые прикосновения к клавиатуре.Взять клавишу лёгкой рукой. Погладить её. Педагог, сидя рядом, проверяет, достаточно ли свободна рука. Фиксируем свод кисти – ничего не должно болтаться. Проверить свод давлением сверху. Если кистью обхватить голову, а затем перенести кисть на клавиатуру, то она примет правильную форму для игры. Можно сделать такое упражнение: одним пальцем берём звук, держим его, а остальными помахать: «до свидания». И так каждым пальцем. Кисть свободна, ощущаем рессору. Звук извлекается в состоянии выдоха – «дуть на суп». Следующее упражнение «Радуга – дуга»: перенос руки из одной октавы в другую по всей клавиатуре, «до – до», «ре – ре» и т. д. Помахать кистью. Ещё одно упражнение для свода кисти: взять звук 1-ым пальцем, затем отвернуть локоть и перейти к 5-му пальцу. Так крутить «от себя к себе» эту квинту в течение нескольких уроков. Как вариант поиграть 2-5; 3-5. Закрыть крышку клавиатуры. Упражнения выполняются стоя: 1) взять ученика за руку, поднять её до середины корпуса и отпустить; рука должна упасть, как плеть. 2) махательным движением уронить руку на крышку, если рука свободна, раздастся характерный шлепок. Перечисленными упражнениями стараемся добиться абсолютной свободы рук, запястья, корпуса. Иногда зажимаются мышцы лица. Задача педагога обеспечить двигательную свободу ученика. Чередуем мышечные движения и расслабления. Главную нагрузку несут сильные мышцы, слабые нагружаются меньше. Птица не взлетит, если будет махать пёрышками. Постепенно, от игры простых пьесок non legato, продвигаемся к игре legato. Вначале это будут упражнения 2-3; 3-4; 2-3-4 пальцами. При подключении 1 пальца, сразу готовить его к соседней ноте. Он должен быть на уровне остальных, его положение на клавиатуре довольно высокое.1 палец самый подвижный, лёгкий. Если он зажат, напряжена вся кисть. Когда играешь 5 пальцем, всё время думать не о 5, а о 1 пальце. 1 палец должен находиться близко к остальным, почти под ладонью, он не должен оттопыриваться. На первом этапе хорошо подключить 2-3 упражнения Ш. Ганона. В I части сборника А. Артоболевской эти упражнения даны с подтекстовкой. Маленьким детям их интереснее будет играть. Педагог должен следить, чтобы движения рук и корпуса не включали неестественных элементов, которые усложняют игру, увеличивают усталость. Опасно напряжение мелких мышц предплечья. Постоянная их фиксация приводит к так называемому переигрыванию руки.Само понятие «техника пианиста», включает в себя не только двигательные качества, но и, самое главное, умение свободно, без напряжения играть на инструменте. Мелодия состоит из активных и пассивных элементов, кульминации, спада напряжения. Певучесть и выразительность – основа обучения на фортепиано. Ученик должен составлять фразу из наполненных звуков. Первый опыт придёт к ученику тогда, когда он сможет объединить звуки на одном движении (вначале в пределах одной позиции). Самое главное – физические движения подчиняются главной цели, художественному образу. Другими словами, техника не цель, а средство для передачи замысла.4. Изучение гамм, аккордов, арпеджио – незаменимое составляющее технического развития учащегося.Изучая гаммы, ученик лучше ориентируется в тональностях. Основная цель исполнения гамм – добиться ровного, ритмичного движения по всей клавиатуре. И здесь встаёт проблема подкладывания 1-го пальца. Отыграв, 1-ый палец заранее отводится под ладонь, готовясь к следующей позиции. Запястье, локоть плавно перемещаются в направлении движения. Первое исполнение гамм хорошо поучить по позициям, с остановками. Например, в С-dur до-ре-ми (1-2-3), фа-соль-ля-си (1-2-3-4) правой рукой, а левой движение вниз - до-си-ля (1-2-3), соль-фа-ми-ре (1-2-3-4). Добиваться глубокого звука с ощущением опоры. При игре гамм с диезами или бемолями, руки держать близко к чёрным клавишам. Постепенно темп в гаммах прибавлять, добиваясь ровного движения, без толчков, без угловатых поворотов кисти, локтя. Можно разнообразить исполнение гамм (динамически, разной акцентировкой, non legato, staccato). Очень полезный технический способ – играть тихо. Это требует большой пальцевой точности, легче для головы. Можно поиграть в партии левой руки legato, а в партии правой – staccato. Сочетание двух противоположных приёмов приводит к большим результатом.При изучении аккордов следить за равномерным распределением веса руки. В младших классах аккорды играются по три звука; чутко вслушиваться в их звучание. Все звуки извлекаются одновременно. Можно поучить таким способом: вначале взять крайние звуки, а потом тихо средний и наоборот. Кисть при игре аккордов эластичная, рессорная. Спина прямая, в руках (кончиках пальцев), чувствуем хорошую опору.Более сложный этап при изучении гамм – игра арпеджио. Изучаем три вида: короткое, ломаное и длинное. При игре коротких арпеджио большое значение имеют 1-ый и 5-ый пальцы. Так, играя левой рукой, основная опора идёт на 5-ый палец, а остальные, сыграв звуки, собираются к 1-му, затем кистевое движение, бросок снова к 5-му. Играя правой рукой, аналогично от 1-го к 5-му и снова свободной кистью к 1-му. Локти рук всё время совершают круговые движения, задействованы крупные мышцы плечей. Играя ломаные арпеджио, развиваются ладонные мышцы. Используем приём ротации. Этот вид арпеджио хорошо поучить с разными акцентами. Например, начиная из за такта, акцент пойдёт на второй звук. Также играть опираясь на 2-ой, 3-ий, или 4-ый звук. В длинном арпеджио незаметно используем позиционный перенос кисти, ведя длинную линию. Локоть, плечо направляют движение кисти. Объединяя по 4 звука, акцент каждый раз приходится на другую ноту и нужно добиваться ровного звучания. Работа над гаммами продолжается в течение всего периода обучения исполнительскому искусству.5. Этюды К. Черни – энциклопедия на разные виды техники для юного музыканта.Карл Черни – австрийский композитор, педагог и пианист оставил огромное количество педагогических сочинений. Надо сказать, что он брал уроки у Л. ван Бетховена, а величайшим из учеников К. Черни был Ф. Лист.Педагогический гений К. Черни проявился в его сочинениях «Ежедневные упражнения» (ор. 337), «Школа беглости» (ор. 299), «Искусство беглости пальцев» (ор. 740).В музыкальных школах, на первых этапах обучения маленьких пианистов, этюды К. Черни – бесценный педагогический материал. « Избранные этюды», под редакцией Гермера, состоят из двух тетрадей, составленных из сочинений разных опусов. В первой тетради 50 этюдов на разные виды техники, они небольшие, как раз по силам маленьким музыкантам. Тональности несложные, до 3-х знаков. Много этюдов в тональности C-dur, что позволяет быстро разучивать текст и сосредоточиться на технических задачах и проблемах. Этюды №№ 3, 4, 5, 6 –короткие, по 2 строчки для развития беглости и независимости пальцев в одной позиции. Два этюда для правой руки и два для левой. Целесообразно поиграть их в других тональностях. Замечательный 9-ый этюд, также две строчки, но исполнять двумя руками в унисон в одной позиции. В 10-ом этюде ротационные движения с двойными нотами (терции). 15-ый этюд, наверное, самый популярный в 1 классе, редкий ученик пройдёт мимо него. Часто этот этюд можно слышать на конкурсах. В этом этюде ставится много задач: ровное исполнение гаммы, элементов арпеджио, перекладывание 1-го пальца, трели. В партии левой руки добиться синхронной игры аккордов. №№16, 18, 25 – на моторику левой руки. Этюд №27 на лёгкое исполнение репетиций щелчком. Часто играются на эстраде №№23, 28, 29, 32. Бесценный этюд на ломаное арпеджио, лёгкий, порхающий звук -№35. Двойные ноты, скачки, арпеджио, гаммаобразные пассажи - всё это есть в этюде №36. В № 38 прорабатывается короткое арпеджио. Довольно сложные, на разные виды техники №№42, 43, 50; их часто включают в конкурсную программу. Все эти этюды являются золотым фондом технического развития маленьких пианистов.6. Многоплановость техники: туше, аппликатура, фразировка.Работая над репертуаром ученика, педагог постоянно сталкивается с техническими проблемами. Все элементы фортепианной техники в ходу, преподаватель как бы ходит кругами. Способ исполнения произведения, туше, зависит от стиля. Так, играя полифонию, произведения И. С. Баха, относимся очень корректно к мелодической выразительности. Ведь И. С. Бах писал для клавесина, и основные средства выразительности зависят от артикуляции. Научить ученика применять артикуляционный приём, играя мелкие длительности и крупные. И. С. Бах был хорошо знаком с риторикой; исполняемые произведения должны звучать правильно, чисто и красиво. Научить основным приёмам мелизматики, характерным для эпохи барокко.Знакомясь с сонатной формой, ученик окунается в другой стиль. Прозрачность в сочетании с галантностью характеризует классицизм. Орнаментика осталась, но уже более точная. Виды орнамента – цепочки форшлагов. Стиль строгий, артикуляция связана с окончанием фраз. В начальных классах первое знакомство с сонатной формой происходит на примере сонатин М. Клементи, Ф. Кулау, В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена. При исполнении сонатин, ученику помогут те технические навыки, которые он приобрёл, изучая этюды К. Черни. В стилевом отношении исполнение сонатин Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена отличается друг от друга. И это надо отмечать и объяснять ученику. Например, попросить сыграть гамму звуком, «как у Бетховена», или «как у Моцарта». Что касается аппликатуры, то она зависит от стиля произведения. От правильной расстановки аппликатуры зависит разрешение многих технических проблем. Заранее подобранная и проставленная аппликатура – залог успешного, без зажимов и напряжений, исполнения. Качество звука зависит от того, какой аппликатурой взята нота. Развитие фразировки напрямую связано с аппликатурой. Так художественные задачи решаются не без помощи технических задач (в данном случае аппликатурных).7. Воспитание выносливости, устранение напряжения на сцене.О концертной практике ученика. Всегда это волнующее событие. Первый концерт обычно происходит перед собственными родителями. Ученика надо заранее к этому подготавливать. Провести несколько репетиций в концертном зале с объявлением о его выходе. Посмотреть, как он себя ведёт, достаточно ли свободен на эстраде. Выяснить, по исполнению, позитив или негатив для него публичное выступление. Далее работать с учеником в этом направлении. Объяснить, что в зале будут находиться любящие его родители. Исполняемое произведение попросить сыграть не с начала, а с другого эпизода. Записать на видеокамеру, затем посмотреть и проанализировать прослушанное вместе. «Не перегибать» с критикой, разрешается какое-то количество ошибок.Непосредственно в день концерта, настроить ученика на позитив. Перед выходом на сцену сделать дыхательные упражнения, выровнять дыхание. Ученик настроен: «всё будет хорошо!» После выступления отметить положительные качества игры. Похвалить. Если были неудачи, отметить, что будет над чем работать.8. Художественное воплощение образа – главная цель технического мастерства.Основная задача преподавателя воспитывать любовь к музыке, умение музыкально мыслить. Под воздействием художественных образов, ученик ощущает потребность в их выражении в исполняемых произведениях. Работа над созданием образа – это работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приёмами, необходимыми для передачи характера музыкального сочинения. Играть нужно не только правильно, но выразительно, эмоционально, совершенствуя приёмы звукоизвлечения (то есть технику). Достигнуть успеха в этой области можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его эмоциональность, отзывчивость на музыку.9. Как построить урок и осуществить проверку заданий.Надо помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут. Следовательно, надо начинать с того, что важно данному ученику на данном этапе. Дети думают медленнее, поэтому не дёргать, не топить с ответом, а тем более не отвечать за них. Принуждение к спешке с ответом ведёт к беспокойству. Педагог должен знать, что первые месяцы разбор каждой новой пьесы осуществляется только на уроке, и он таким образом приучает ученика к верным навыкам разбора. Позднее новый репертуар можно разбирать не целиком, проходя только трудные места, и так постепенно приучать к самостоятельному разбору.Именно с работой на уроке тесно связана домашняя работа:Если ученика не научить работать дома самостоятельно, все педагогические усилия сойдут на нет. Ученик должен знать уже сейчас, на самой ранней стадии учёбы, что пьесу надо учить по частям, начинать с трудных мест, проигрывать отдельно каждую руку, и только после тщательной работы можно целиком сыграть пьесу 2-3 раза.Описать все уроки, предусмотреть все случаи, которые могут встретиться на практике, просто невозможно. Ведь построение урока всегда решается в зависимости от подготовки ученика, его одарённости, характера и общего музыкального развития.В работе с начинающими учениками большое значение имеет показ педагога, демонстрация того или иного произведения из репертуара ученика – ведь на данном этапе только это даёт ученику возможность услышать, как должно звучать сочинение, и это помогает детям найти своё исполнение. Однако играть надо не часто (и не на каждом уроке), иначе это может превратиться в «натаскивание» и приведёт ученика к потере инициативы.Постепенность, последовательность – вот девиз для обучения в ДМШ.10. Заключение для молодых педагогов.Наладить контакт с учеником (искреннее отношение к себе дети хорошо понимают).Первые шаги должны быть медленными (спешка, завышение программы губительны для среднего ученика).Урок должны увлекать, заинтересовывать ребёнка (поэтому задания небольшие и разнообразные).Репертуар подбирать индивидуально. Что хорошо одному, не подходит другому. Все пьесы должны высокого художественного уровня.Обучение строить на основе нескольких фортепианных Школ – тогда у педагога широкий выбор репертуара.Помнить! Что дети 4-6 лет не могут долго сосредотачиваться на одной проблеме (урок потому- то и составляется разнообразно).Дети легко воспринимают и так же легко забывают (« Десять раз одно и то же!» Не раздражаться! Ребёнок не должен чувствовать, что у него ничего не получается).Помнить, что мышление у ребёнка медленное (не торопить, не отвечать за него).В заключении:Фортепиано – говорил С. Рахманинов, - наиболее доступный инструмент, и поэтому оно всегда будет привлекать любителей.Фортепиано – путь к познанию музыкальной литературы. Для большинства начинающих занятия музыкой фортепиано – лучший инструмент. Фортепиано – всемогуще, на нём звучат симфонии и оперы, оно рождало человеческие портреты и картины природы. Погружаясь в его звучание можно было отправиться в дальний, фантастический мир.11. Список используемой литературы.Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974Баренбойм М. «Путь к музицированию» – Л. – М., 1973Баринова М. «О развитии творческих способностей ученика». – Л., 1961Бирман Л. «О художественной технике пианиста». – М., 1973Воспитание пианиста в детской музыкальной школе/Отв. ред. Б. Милич. – Киев, 1964Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой». – М., 1971Милич Б. «Воспитание ученика- пианиста». – М.: «Кифара», 2002.Щапов А. «Фортепианная педагогика». – М., 1960Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе». - М.: Классика-XXI, 2004.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X