Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сюзева Наталья Федоровна

Мировое дерево

скачать документ

Вернуться назад

ПЛАН-КОНСПЕКТучебного занятия по теме: «МИРОВОЕ ДЕРЕВО»Автор: педагог дополнительного образования МБОУ Мотыгинская СОШ №2Сюзева Наталья ФедоровнаУровень образования: дополнительное образование художественно-эстетическое направлениеАудитория: занятие проводится для учащихся 4 класса (группа 3-го года обучения)Метод обучения: частично-поисковой (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее на уровне размышления с практическим изложением)Цели и задачи урока:Активизировать воображение учащихся через обращение к первообразам.Приобщать детей к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства.Познакомить учащихся с архетипическим образом Мирового дерева.Развивать кругозор, образное и мифологическое мышление и воображение. Планируемые результаты:Предметные:знать и понимать значение слова «мировое дерево»,понимать и уметь использовать в работе изобразительные символы,уметь самостоятельно трансформировать схему архетипа в художественный образ.Метапредметные:Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;способность образного восприятия мира.Познавательные:изучение правил составления смысловой и сюжетной композиции;выражение художественного замысла через графические символы.Коммуникативные: приобретение опыта коллективного творчества через работу в подгруппах;умение высказывать оценочные суждения в процессе итогового просмотра выполненных работ.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Форма организации деятельности: работа в подгруппах.Учащихся в классе (аудитории): 12 человекВид занятия: Тематическое рисование. Фантазийный рисунок. Смешанная техника.Оборудование:Для учителя: мультимедийная презентация «Мировое дерево», кроссворд с темой урока,таблица «Изображение деревьев», словарь художественных терминов,рефлексивная таблица. Для учащихся: бумага, графические рисовальные принадлежности. ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА.Организационный момент.Приветствие. Проверка готовности к урокуПостановка проблемы.Учитель: Добрый день, дорогие юные художники! Я очень рада видеть вас сегодня бодрыми и веселыми. Вы готовы к творческой работе? Но для того, чтобы начать урок, нам нужно сначала узнать, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать, и что будем рисовать. На этот вопрос вам поможет ответить кроссворд. Если вы правильно его разгадаете, то в горизонтальной желтой строке прочитаете тему урока. Итак, приступим?БИДЕРЕВОУРЯЛАСБЕБЬИЗИНАНААОн в лесу, как витязь встанет, желудями всех одаритИ лесник, и лесоруб с ним знакомы. Это…(дуб)Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходитА в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)Весной зеленела, летом загорелаОсенью надела красные кораллы. (Рябина)Кто летом и зимой в колкой шубе смоляной?В дождь осенний и в капель не снимает шубу (ель).Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)Итак, о чем же мы сегодня будем говорить? Правильно, о деревьях.Актуализация темыУчитель: Вы согласитесь со мной, если я скажу, что деревья играют в жизни людей особую, очень важную роль? Давайте рассмотрим таблицу о деревьях. - Деревья согревают сельских жителей в зимнюю стужу. Как они это делают? (Дрова, стены домов)- Деревья дают прохладу в летний зной. Каким образом? (Тень)- Деревья питают нас. Чем питают? (Фрукты, орехи)- Деревья помогают нам дышать. Каким образом? (Вырабатывают кислород)- Дерево является сырьем, то есть из дерева изготавливают много полезных вещей. Каких именно? (Мебель, тетради, инструмент) - Деревья украшают нашу жизнь. (Цветущие деревья)Вот видите, сколько полезных свойств деревьев мы перечислили. И это еще далеко не полная картина. Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес – источник пропитания и материальных благ. Деревья во все времена были для людей источником вдохновения и центровым образом в народных преданиях, сказах, песнях, играх и загадкахОбъяснение материалаУчитель: Назовите знакомые вам сказки, стихи в которых рассказывается о необычных, фантастических деревьях. (Чудо-дерево Чуковского, Дуб у Лукоморья А. С. Пушкина, яблоня в сказке «Гуси-лебеди» и др.). В сказках деревья разговаривают, помогают героям, защищают их, преграждают им дорогу. На них растут необычные чудо плоды (молодильные яблоки, булки, калоши, книжки). В ветвях этих деревьев живут сказочные, фантастические герои (Соловей-разбойник, кот ученый, русалки, жар-птица). В некоторых легендах и сказаниях мы можем встретить даже такие деревья, по которым можно подняться на небо, как по лестнице.228605031740 Давайте рассмотрим картину Всеволода Иванова «Страж Севера». Что здесь необычного вы видите? (Деревья кажутся живыми, их ветви больше похожи на руки. Они смотрят на воина и что-то ему говорят). - Что они говорят? (Чтобы не ходил дальше, там его ждут опасности)- Так кто же в этой картине является стражем Севера? (Деревья)Учитель: Давайте теперь мысленно подойдем к большому ветвистому дереву, растущему в лесу. Что мы увидим? Вокруг него просто кипит жизнь. В кроне дерева вьют гнезда и поют песни различные птицы, снуют по ветвям и живут в дуплах небольшие животные, такие, как белки, бурундуки, ствол дерева и его ветви просто заполнены спешащими куда-то различными насекомыми (муравьями, жучками, пчелами, гусеницами, кузнечиками и пр.). В дуплах и норках находят себе приют мелкие животные, такие как мышки, зайчики, горностаи. Возле больших деревьев обитают также и крупные животные – олени, козы, кабаны, лисы, тигры, медведи. Все они находят себе здесь пропитание и логовище.19051129665Объединяя вокруг себя такое множество живых существ, оно и само, будучи живым и растущим, представляет собой как бы свой обособленный мир, со своими обитателями, со своим укладом и законами.Давайте представим себя маленькими муравьями, живущими на этом дереве. Каким мы увидим наше дерево? Оно станет для нас огромным миром, ветви его – дорогами, кора – горами и долинами. Что еще вы представили себе? Рассказы детей40100254117340Учитель: Постепенно в традициях самых разных народов стало складываться символическое отождествление дерева со всей вселенной, или, по крайней мере, с тем миром, где жили люди. Возник образ, воплощающий универсальную модель мира, образ Мирового дерева или Мирового древа. Этот образ мы встречаем в мифах, сказках, песнях самых разных народов. И во всех этих сказаниях есть общие черты. Татьяна Зеленченко в своей картине «Мировое дерево» изобразила его таким, каким представляли себе его наши предки. Они считали, что мир – это огромное дерево, которое является центральной осью всей Вселенной. Эта ось объединяет вокруг себя все – и планеты, и животных, и птиц, и людей, и, даже сказочные, мифические существа. Верхняя часть дерева (крона) олицетворяет небесное царство, где находятся Ангелы, птицы, небесные светила (солнце, луна и звезды). Ствол этого дерева представляет собой земное царство, где живут люди, животные, а нижняя часть дерева – корни, считалась прообразом подземного царства мертвых и местом обитания змей, червей и ящериц. Образ Мирового дерева встречается в мифах многих народов мира. Одним из самых известных из них является древнескандинавский ясень Иггдрасиль19057349490Сообщение учащихся: В древнескандинавской мифологии говорится о ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Корни этого дерева доходят до самого сердца Земли, где находятся ад и царство великанов. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Мифический ясень вечно свеж и зелен, так как норны (три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, которых зовут Прошлое, Настоящее и Будущее) ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях Иггдрасиля живут: орёл — всеведущая золотая птица, наделенная сокровенной Мудростью, коза, орел, олень и белка; змей Нидхёгг обвивает его корни и все время старается погубить его. Каждый день орел воюет со змеем. На ветвях Иггдрасиля сидят птицы – души умерших, а корни могут превращаться в реки подземного царства, на листьях записаны судьбы людей, и каждый опавший лист – это умерший человек. Так представляли себе устройство мира древние скандинавские народы4222750970280Учитель: В русском народном искусстве мы так же встречаемся с образом Мирового дерева. В произведениях русского народного искусства Древо жизни или Мировое дерево является одним из любимых сюжетов. Его изображают в виде разветвлённого растения с яркими, красивыми цветами, разнообразными плодами и листьями, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях. Растет оно на острове Буяне (другое его название – Ирий или рай), который находится среди океана. Возле этого дерева часто изображают копытных животных – коней, оленей.В древней рукописи XIV века мы читаем о нем: «Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12 источников» 22860453390Изображение Дерева с птицами или Дерева жизни связывалось с представлением людей о могуществе сил природы, и о зависящем от нее благополучии человека и его счастья.А теперь давайте внимательно рассмотрим еще одно изображение Мирового дерева. Дерево могучее, в густой кроне которого живут те же райские птицы с женскими головами, а так же голуби и павлин. В корнях дерева мы видим уже знакомого нам змея и золотого орла, положившего свои яйца в гнезде. Но что необычное мы видим здесь? Ствол дерева раздвоен и имеет два лица, как бы мужское и женское начало. Как вы думаете, что олицетворяет это дерево? Правильно, семью или род, как основу мироздания39808156934835Сообщение учащихся: Мировое Древо – это и родовое дерево, символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового дерева воплощал плодородие живой природы, древо жизни: в кроне его свивает себе гнездо соловей, в стволе – пчелы, приносящие мед, у корней – горностай, выводящий малых деток. Также и молодожены, начиная совместную жизнь, сажали дерево, как символ зарождающегося рода. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете. Отсюда происхождение генеалогического дерева, в котором корни представляют собой предков, ствол и ветви – живущее поколение, а побеги и листья олицетворяют потомков или детей, которые будут жить после.344678013335Учитель: Мировое дерево может представлять собой так же и образ времени. «У меня есть дерево, в нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа черная, а другая – белая». Что это такое? (Год)Сообщение учащихся: Мировое дерево в некоторых случаях может отражать представления людей о быстротечности времени, чередовании периодов жизни человека – детство, юность, зрелость, старение и смерть (навь, явь и правь). Оно является так же и символом воскресения (пробуждение деревьев после зимнего сна). С помощью Мирового дерева описывается деление года на сезоны, месяцы, недели, дни: «Стоит дерево, у этого дерева двенадцать отростков, у двенадцати отростков по четыре прута, у прута по шести кистей, седьмая - золотая»Учитель: Итак, мы сегодня познакомились с различными образами Мирового дерева. А сейчас перейдем к практической работе. Прежде всего, вам нужно поделиться на 4 подгруппы. Каждая группа выбирает свой образ Мирового дерева, над которым она будет работать. Это может быть Дерево-мир, Дерево-время, Дерево - человеческий род или вы можете придумать образ Мирового Дерева по своему желанию. Подумайте, какая форма ствола и ветвей будет на вашем дереве, какие плоды будут на нем, а также, какие живые существа будут жить в кроне или возле вашего дерева? Все эти детали очень важны, они должны раскрывать ваш образ. Рисунки будете выполнять на листах ватмана А-2 красками и восковой пастелью. В работе разрешается использовать методы аппликации и коллажа. Вашей задачей является не только нарисовать образ дерева, но и рассказать небольшой рассказ о нем.Самостоятельная работа в группах Выполнение рисунков, составление рассказовПодведение итогов После завершения работы каждая группа представляет свои рисунки и сопровождает показ коротким рассказомРефлексияВы сегодня все хорошо поработали. Молодцы! А сейчас вам предлагается оценить свое состояние и свою работу. На ваших столах лежат разноцветные кружочки. Возьмите, пожалуйста, кружочек такого цвета, который соответствующего вашему настроению. Если вы:испытываете радость от работы на уроке – желтый кружокурок показался длинным и неинтересным – синий кружок,урок понравился вам, но вы устали – зеленый кружокНа кружочке, который вы выбрали, поставьте оценку своей работе по пятибалльной шкале. Кружочки опустите в шкатулочкуИспользованные источники:http://mythologie.ru/?p=750 http://festival.1september.ru/articles/588221/ http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/264003 http://www.pravda-tv.ru/2009/01/04/348 http://web-kapiche.ru/152-mirovoe-derevo-slavyan.html http://ec-dejavu.ru/d/Derevo.html

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X