Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Лозинская Татьяна Гертовна

Роль дидактических игр в работе с детьми со сложной структурой дефекта"

скачать документ

Вернуться назад

«Роль дидактических игр в работе с детьми со сложной структурой дефекта ».« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра -светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».  В. А. Сухомлинский. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. В развитии положительного отношения к учению значительную роль играет дидактическая игра. Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить.Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт испытать, ситуацию успеха. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям со сложной структурой дефекта. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества. Обучающиеся со сложной структурой дефекта ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача специальных (коррекционных) школ VIII вида – создать такиеусловия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут интегрированию выпускников в социуме.Все вышеперечисленные факторы определили выбор моей темы. Цель моей работы рассказать о применении дидактических игр учителями в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Дидактическая игра является ведущим видом деятельности у детей со сложной структурой дефекта. Именно внутри игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, был спланирован образовательный процесс в классе со сложной структурой дефекта.Дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с место на место, бессмысленно манипулируют ими. Главная задача - научить детей играть. Проведение подвижных игр, физкультурных и ритмических упражнений, во время динамических пауз, дают обучающимся эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового. Развивающие игры развивают внимание обучающихся. В игровой форме проще познакомить детей с цветом, формой, величиной, закрепить знания о геометрических фигурах. Широко используются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, которые помогают совершенствовать координацию движения и овладеть навыком письма. Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая-образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении математических способностей.Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством педагога, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что дети сразу видят конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры. Умелое использование дидактической игры облегчает учебный процесс, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. Наиболее существенным для учителей являются следующие вопросы:определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру материала;разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающегося обучения.Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Занимаясь дидактической игрой, дети учатся.Требования к игровым формам.Дидактическая игра, игровые занятия должны разрабатываться таким образом, чтобы участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний – чтобы играть, нужно знать!Правила игр – игровые ситуации должны быть действенными, т.е. такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Полезно в дидактические игры включать элементы соревнования.Правила и организация дидактических игр должны составляться и разрабатываться с четом индивидуальных особенностей учащихся. Изучая методические и дидактические материалы разных авторов, при подготовке к урокам, я столкнулась с тем, что нет систематизации материала, помогающего ребенку со сложной структурой дефекта, усвоить и закрепить полученные знания на уроках. Исходя из данной проблемы, актуальность разработки дидактических игр вышла на первый план. Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. У детей со сложной структурой дефекта появился интерес к учебному процессу , повысилось качество знаний.( 5класс-40%, 6класс- 40%,7класс-60%, 8класс-80%) Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Предлагаемые задания просты, интересны, последовательны и удобны к использованию педагогам, работающим с детьми со сложной структурой дефекта, а также воспитателям коррекционных школ.Дидактическая игра «Матрешки»Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как детям трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.Дидактическая игра «Мальчики»Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.Как зовут мальчиков?В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?Кто где стоит?Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?Дидактическая игра «Разговор по телефону»Цель. Развитие пространственных представлений.Игровой материал. Палочка (указка).Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».Дидактическая игра «Муравьи»Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькиемуравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу».свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр.Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.Достоинство данных дидактических игр:- развивать познавательный интерес у детей к предмету;- достигается максимальная активизация учащихся;- проявляются скрытые возможности, личностные резервы учеников;- развитие мышления, умения анализировать ситуации, принимать решения.Поэтому предлагаемые дидактические игры рекомендуются для уроков и занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рекомендуется также родителям использовать игры в индивидуальных занятиях с детьми.Данные дидактические игры можно использовать на уроках в виде раздаточного материала, для которого является необходимым условием успешного обучения школьников с ОВЗ. Благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать большой интерес, внимание и активность всего класса, а с другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.В данной игротеке подобраны дидактические игры, для усвоения новых и закреплению уже полученных знаний детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выполняемые большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, развивает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.Дидактическая игра «Веселый паровозик»Цель игры:- усвоение порядкового счета чисел от1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;- развивать внимание, наблюдательность;- воспитывать интерес к урокам математики;Оборудование: паровоз с вагончиками и разрезные цифры от 1 до 10.Правила: Играют от 1 до 6 человек. Паровозик приклепают на доску с помощью магнитов. В каждом вагоне по два окна, в которых располагаются последовательно цифры от 1 до 10. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Теперь игру усложняем, и создаем проблемную ситуацию «Наш Веселый паровозик мчался по холодным, заснеженным и зимним (осеним, летним, весенним) лесам и полям снежинки сдули две цифры и они выпали. Нам нужно найти потерянные цифры и вложить в соответствующее окно.Многофункциональная дидактическая игра«Помоги Снеговику!»Цель игры:- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;- закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой;- развивать внимание, наблюдательность;- развитие мелкой моторики руки;- воспитывать интерес к урокам математики;Оборудование: картинки: снеговик, новогодняя елка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена на белый круг.Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева направо. Снеговик находится с левой, нижней стороны доски затем разбрасываются круги с цифрами от Снеговика вправо вверх к елке. Забрать елку и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.2 задание. Помоги Снеговику добраться до новогодней елки по комкам снега последовательно от 1 до 10.3 задание. Помоги Снеговику расположить у елки комки снега с определённой цифрой (3, 6, 9....).4 задание. Считай, комки снега у Снеговика и запишите на доске, в тетради.Многофункциональная дидактическая игра«Помоги Принцессе!»Цель игры:- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;- закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой;- развивать внимание, наблюдательность;- развивать мелкую моторику рук;- воспитывать интерес к урокам математики;Оборудование: картинки: принцесса, солнце и каждая цифра от 1 до 10 приклеена на тучку.Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева направо. Принцесса находится с левой, нижней стороны доски затем разбрасываются тучки с цифрами от Принцессы вправо вверх к солнцу. Забрать солнце и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.2 задание. Помоги Принцессе добраться до солнца елки по комкам снега последовательно от 1 до 10.3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой цифрой (1, 6, 10....).4 задание. Считай, тучки у Принцессы и запишите на доске, в тетради.Многофункциональная дидактическая игра«Помоги Гному!»Цель игры:- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;- развивать внимание, наблюдательность;- развивать мелкую моторику рук;- воспитывать интерес к урокам математики;Оборудование: картинки: гном, воздушные шарики и каждая цифра от 1 до 10 приклеена на цветок.Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева направо. Гном находится с левой, нижней стороны доски затем разбрасываются цветы с цифрами от Гнома вправо вверх к воздушным шарикам. Забрать шары и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам последовательно от 1 до 10.3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой цифрой (1, 6, 10....).Многофункциональная дидактическая игра«Помоги Мышке!»Цель игры:- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;- развивать внимание, наблюдательность;- развивать мелкую моторику рук;- воспитывать интерес к урокам математики;Оборудование: картинки: мышка, норка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена на кочки.Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева направо. Мышка находится с левой, нижней стороны доски затем разбрасываются комочки с цифрами от Мышки вправо вверх к норке. Добраться до норки и вернуться обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам последовательно от 1 до 10.3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой цифрой (1, 6, 10....).Многофункциональная дидактическая игра«Помоги Мышке!»Цель игры:- закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы, упражняться в различении форм- развивать внимание, наблюдательность;- развивать мелкую моторику рук;- воспитывать интерес к урокам математики;Оборудование: картинки: мышка, норка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена на кочки.Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева направо. Мышка находится с левой, нижней стороны доски затем разбрасываются комочки с цифрами от Мышки вправо вверх к норке. Добраться до норки и вернуться обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам последовательно от 1 до 10.3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой цифрой (1, 6, 10....).

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X