Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Чаматова Светлана Павловна

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

скачать документ

Вернуться назад
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Чаматова Светлана Павловна
Педагог-психолог
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение № 207
г.Ульяновск

Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения с семьями воспитанников является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Специальные исследования современных педагогов доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья. Семья является уникальной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки.
В настоящее время принято говорить о новом подходе в вопросах взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которого лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.
Анализ анкетного исследования «Проблемы современной семьи имеющей детей дошкольного возраста» на базе МБДОУ № 207 г.Ульяновска (заведующая И.Н.Давыдова, зам.зав. по УВР Н.В.Кузина) с участием родителей всех возрастных групп подтвердил тот факт, что отчуждённость в детско-родительских отношениях, отсутствие тесного контакта между педагогами и родителями в вопросах воспитания, являются одними из актуальнейших проблем современности. Постоянная занятость родителей, их повышенная нервозность, отсутствие педагогической грамотности являются одной из причин психологической депривации ребенка в семье. При этом проблемы материального характера являются для большинства мам и пап наиболее приоритетными, чем проблемы воспитания своих собственных детей.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детского сада, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета их интересов и запросов. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности педагогическим коллективам необходимо ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции, укрепляющей детско-родительские отношения и делающей развитие детей дошкольного возраста гармоничным.

Взаимодействие педагогов с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые они использует в своей работе. Чем оригинальней они и интересней, тем большее количество пап и мам вовлекается в сотрудничество, тем выше доверие к ДОУ. Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Но при использовании любой из форм желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но что главное, практические навыки.
Учитывая всё вышеизложенное педагогический коллектив МБДОУ № 207 г. наряду с традиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, такими как дни открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания и конференции, внедрил в свою деятельность и нетрадиционные формы сотрудничества, в рамках функционирования при ДОУ Семейного клуба, «Маминой школы» и Центра Игровой Поддержки Ребёнка.
Кроме этого, одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями наших воспитанников являются тематические акции, которые позволяют объединить, сделать единомышленниками всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Акция (в переводе с лат. – Action) – это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Основная цель проводимых в нашем детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, способствующего гармоничному развитию детей дошкольного возраста через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами и родителями.
Проводимые нами акции в зависимости от цели позволяют привлечь внимание достаточно большого числа родителей как одной группы, так и детского сада в целом. Несмотря на то что это групповой метод работы, акции имеют сугубо индивидуальную направленность, проводимые мероприятия, ненавязчиво погружая в заданную тему, затрагивают непосредственно каждого участника, будь то ребёнок или взрослый. По своему содержанию они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия. Кроме того, оригинальные приёмы реализуемых мероприятий позволяют улучшить настроение всех участников воспитательно-образовательного процесса, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
В рамках подготовки к тематическому родительскому собранию «Счастье – это когда тебя понимают..» в нашем детском саду была проведена акция «Кораблик моих желаний». Для педагогов она стала безграничным полем для творческого поиска и самовыражения, хорошим средством найти общий язык с семьями воспитанников. Акция дала прекрасную возможность мамам и папам стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, а детям получить позитивную обратную связь от своих родителей, ощутить любовь и собственную нужность.
«Кораблик моих желаний»
(акция с участием детей старшего дошкольного возраста)
«Мы в долгу у наших детей,
потому что мы учим их считать,
а они нас быть счастливыми»
Цели: формирование позитивного целеполагания; гармонизация детско-родительских отношений.
Формы и методы проведения: беседа с детьми на тему «Исполнение желаний».
Подготовительная работа: ознакомление детей с произведением Валентина Катаева «Цветик - семицветик»; изготовление эскиза поверхности моря; изготовление каждым ребёнком кораблика в техники оригами.
Длительность: 1 неделя.
План проведения:
Беседа с детьми на тему «Исполнение желаний»
«Ребята, знаете ли вы историю про девочку Женю, которой в руки попал волшебный Цветик-семицветик, способный исполнять желания? Давайте вместе вспомним эту историю. (Дети вместе с педагогом вспоминают содержание книги Валентина Катаева «Цветик - семицветик»)
- Сегодня у нас с вами есть замечательная возможность поделиться друг с другом своими заветными желаниями. И пусть всё, о чём вы мечтаете, обязательно сбудется, как когда то сбылось и у меня. Хотите, я поделюсь с вами своей детской мечтой? (Педагог делится с детьми своей сбывшейся детской мечтой)
- А у вас есть мечты? (Дети по кругу делятся своими мечтами, желаниями. Ответ каждого ребёнка записывается на заранее изготовленных ими корабликах)
- А теперь давайте, мы с вами отправим наши кораблики в далёкое плаванье и я уверена, что каждое ваше желание обязательно сбудется. (Дети устанавливают свои кораблики на эскизе поверхности моря, отправляя в далёкое плаванье)»
Представление выполненной работы родителям на очередном родительском собрании.
«Уважаемые родители, некоторое время назад совместно с ребятами мы размышляли на тему исполнения желаний. Размышляли о том, какие бывают желания, что нужно для того чтобы они сбывались и все ли желания сбыточные. И оказалось, что у каждого из ребят есть своя мечта. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, у кого-то она с веселинкой, а у кого-то заставляет грустить, но, так или иначе, это мечта ребёнка и поэтому ценна. Мечты Ваших деток я записала на корабликах сделанных их руками и вместе с детьми мы отправили их в далёкое плаванье. Сегодня эти Кораблики детских желаний приплыли к Вам, чтобы Вы смогли лучше понять своих детей, ведь какое это счастье когда тебя понимают».
Родители знакомятся с результатами акции, делятся впечатлениями.
Идёт совместное обсуждение с педагогом-психологом. В итоге делается вывод о том, что нашим детям не так уж и много нужно, и что многие из них, будучи детьми, больше желают заботиться о других, о своих близких, о своих мамах, папах, животных.


«Пусть сбудутся мечты!»

Литература
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
Галеева Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие [электронный ресурс] / Н.П. Галеева.- Режим доступа http://www.nsportal.ru
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] /Т.Н.Доронова //Дошкольное воспитание. 2004. № 1. – 63 с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]/Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Коротаева Е.Н., Береснева И.С., Перминова О.Н., Веснина В.В. Социальное партнерство детских садов при организации работы с семьёй [Текст] //Журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013г. №2. – 44с.
Кремлякова А.Ю. Организация и проведение акций в дошкольном учреждении [Текст] // Справочник педагога-психолога - 2013. - № 1. – 8-21с.











З#(+.6661%!!#%"'+/2<;96*(+ )'"&)/24?=<:.,, *(#&+/45?@><147'2(#+,266AB>;122$-('',034;=>:/14*2(&(-53CM>PGCA5%/'%)/S?^a?gq »¦Ќ”¬±‘†|v.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X