Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мельникова Светлана Сербияовна

Творческий проект: педагогическое сопровождение

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное образовательное учреждениедополнительного образования «Центр детского творчества»городского округа город КумертауРеспублики БашкортостанМетодическая разработка«Творческий проект с элементами исследования:педагогическое сопровождение»Разработано ПДО МАОУ ДО ЦДТго г.Кумертау РБМельниковой С.С.Кумертау 2017Одной из наиболее глубинных потребностей человека является его стремление реализовать заложенные в нем творческие силы. Способность к самореализации как предъявление себя, своей индивидуальности и уникальности, потребность «быть» определяет смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» в глазах других людей. Поэтому, одной из важных социально-педагогических проблем, которую должен решить педагог, является проблема творческой самореализации учащегося, приобретающая в условиях современного дополнительного образования доминирующее значение, так как его цели и задачи заключаются в формировании личности, способной к свободному развитию и реализации своих возможностей.Особая роль в творческом развитии учащихся и формировании их познавательной активности отводится технологии проектного обучения, которая приводит к развитию творческого мышления, исследовательских навыков, личностных качеств. Включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение формирует способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. В процессе работы над проектом устраняется доминирующая роль педагога – ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направляя его познавательную деятельность.Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности, а «продукт» – это одно из воплощений замысла решения проблемы, обозначенной в проекте.В объединении «Антураж» МОУ ДО Центра детского творчества г. Кумертау Республики Башкортостан в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Азбука ремесла» дети приобщаются к миру творчества путем создания декоративных панно из обивочного текстиля и дополнительных материалов, учатся сочетать колорит, композицию в плоскостных изображениях, воспитывая при этом художественный вкус и интерес к декоративно-прикладному творчествуВ ходе образовательной деятельности метод проектов нашел эффективное применение при создании декоративных панно. Усваивая на первоначальных этапах знания о свойствах и качествах материалов, алгоритм создания панно из текстиля на основе живописного эскиза, учащиеся стараются найти самостоятельно элементы, формы создания своего творческого проекта, обосновывая и аргуметируя свой выбор. В процессе работы над проектом юные творцы, помимо традиционных форм работы – выбора эскиза, ткани, технологии и последовательности обработки, решают ряд таких вопросов, как создание композиции и образов, использование средств художественного выражения в соответствии с особенностями изображения.Показателем успешности применения данного метода является создание творческого проекта с элементами исследования «Снаряжение былинных богатырей» Создание данного проекта началось с выбора эскиза, на котором был изображен Илья Муромец на коне. Учащийся студии Хайруллин Айрат заинтересовался персонажем, его облачением, личностью, историческим временем героя. Гипотеза творческого проекта учащимся сформулирована была так: «Рассматривая картину В.М.Васнецова «Богатыри» я обратил внимание на то, что богатыри облачены и вооружены не одинаково. Если в древние времена на Руси существовало разнообразное снаряжение, то я предполагаю, что богатырю для защиты своей Родины приходилось выбирать себе подходящее по характеру и силе снаряжение и вооружение». Целью проекта стало исследование, какое снаряжение и вооружение существовало в древние времена в России, использовать эти знания при создании панно о русском богатыре и рассказать об этом одноклассниками. Обозначен план проектной деятельности, состоящий из подготовительного, практического и обобщающего этапов.На подготовительном этапе Айрат опросил одноклассников на предмет знания былинных богатырей, их роли в истории родины, а также снаряжения.В процессе опроса было установлено, что уровень знаний об этом периоде нашей истории у ребят низкий. Тогда было решено найти информацию в книгах и интернете. Свой интерес к выбранной теме учащийся обосновал так: «В истории России, как и любой другой, есть, чем дорожить, гордиться и о чем сожалеть.Главное, есть что любить. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину.Я очень горжусь силой своей страны, когда на праздничных парадах вижу, какая прекрасная техника помогает защищать нашу Родину. И задумываюсь, а что же раньше помогало мужчинам в этом нелёгком деле. Какие люди стояли на защите нашей земли, как они были снаряжены. Что об этом можно узнать?Во все времена народ почитал своих героев, тех, кто спасал от врагов свой народ, семьи, женщин и детей.О богатырях русских слагали легенды и былины народные сказители, былины пересказывали из поколения в поколение, археологи находили элементы снаряжения, художники изобразили былинных богатырей на своих картинах, режиссеры сняли о них фильмы.Я, как потомок защитников нашей Родины, должен помнить, знать и уважать их подвиг. Поэтому темой моего исследования станут былинные богатыри и их снаряжение, потому что я хочу больше узнать о людях безмерной силы, отваги, стойкости, о героях русских былин, совершивших воинские подвиги».В процессе изучения был собран немалый теоретический и наглядный материал, который позволил приступить к практической части. На этом этапе Айрат опирался на полученные знания и навыки создания панно. Следуя усвоенным алгоритмам, он подобрал необходимый текстиль и декоративные элементы и приступил к созданию панно в технике аппликации из текстиля и кожи. Закончив работу над композицией, учащийся решил оформить её рамой.Обобщил свою работу над проектом автор так: «Я, как потомок защитников нашей Родины, должен помнить, знать и уважать их подвиг. Поэтому темой моего исследования станут былинные богатыри и их снаряжение, потому что я хочу больше узнать о людях безмерной силы, отваги, стойкости, о героях русских былин, совершивших воинские подвиги.Рассматривая картину В.М.Васнецова «Богатыри» я обратил внимание на то, что богатыри облачены и вооружены не одинаково. Если в древние времена на Руси существовало разнообразное снаряжение, то я предполагаю, что богатырю для защиты своей Родины приходилось выбирать себе подходящее по характеру и силе снаряжение и вооружение. Из опроса одноклассников на эту тему я понял, что сверстники немного знают о богатырях, и решил, изучив эту тему, рассказать им о снаряжении и вооружении русских богатырей. А чтобы рассказ был наглядным, я сделаю панно с изображением русского богатыря.Вместе с родителями я изучал литературу и интернет-ресурсы по теме проекта и узнал много интересного о событиях времени, описанных в былинах, о том, как снаряжался богатырь в поход на защиту родной земли. Богатыри – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. И вооружены они, как воины того времени.Доспехи – воинское снаряжение. Воина в сражениях защищают доспехи. К ним относятся шлем, латы, кольчуга, широкие пояса их металла. Главным оружием всадников служили лук со стрелами, меч, топор.В былинах подробно и интересно рассказывается о славянских богатырях, их характере, внешности, снаряжении. Эти знания мне очень помогли при создании панно «Илья Муромец». Так как я уже два года занимался в студии и знаком с технологией создания панно, то найдя в интернете компьютерный эскиз, я приступил к работе над изображением Ильи Муромца.Самым трудным было изобразить фигуру богатыря на коне, подбирая подходящие по цвету, фактуре материалы для одежды, лат, шлема, а также для копья, палицы и щита.Работа была нелёгкой, но я очень доволен ею и тем, что много узнал о нашей истории, о богатырях, воспетых народом в былинах, об их снаряжении.Теперь я готов рассказать ребятам из нашего класса о том, какие мужественные богатыри защищали в далёкие времена землю русскую, как непросто было собраться на ратный подвиг, какое оружие и доспехи нужно было подготовить богатырю для защиты своей Родины. И кроме рассказа, я покажу и свою картину «Илья Муромец».Творческий тандем педагога и юного автора при проектировании и создании творческого проекта обусловил его успешность в участии в III Всероссийском конкурсе детей и молодежи «Умные и талантливые» (номинация «Проект и проектная деятельность») и в Международном конкурсе интеллектуальных работ «Научный дебют: проекты, исследования, поиск», где учащийся стал победителем.Результаты работы показали, что применение метода проектов является мощным толчком к развитию конструкторской и изобретательской мысли при создании творческого «продукта» и эффективным средством для успешной самореализации учащихся.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X