Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Афанасьева Екатерина Геннадьевна

«Но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей центр детского творчества
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края



Методическая разработка
воспитательного занятия
по теме:

«Но выдержал железный тот солдат,
но выстоял бессмертный Сталинград»
















Разработчик:
Афанасьева Екатерина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории



г. Николаевск-на-Амуре
2017 г.
Пояснительная записка
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. Формирование гражданско-патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
Целью проведения занятий по воспитанию патриотических качеств учащихся должно стать - формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа;– формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем; - формирование ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству, - создание условий для успешной социализации учащихся, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности.
Предлагаемое занятие рассчитано для детей от 11 до 13 лет.
Вид занятия: беседа. На занятии присутствуют элементы чтения стихотворений, прослушивание музыкальных фрагментов, показ презентации.
Методы организации занятия подобранны с учетом возрастных особенностей детей. Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Данная методическая разработка воспитательного занятия по теме: «Но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград» может быть использована в практике работы педагогов дополнительного образования и в общеобразовательной школе для организации и проведения факультативных и внеурочных занятий по истории.

Цель: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине на примере героических поступков советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Расширить и углубить исторические знания учащихся о Сталинградской битве (17.07.1942г.-02.02.1943г.)
2. Воспитать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.
3.Воспитать активную гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, подборка пословиц и поговорок о солдатах, музыкальная подборка.
Ход занятия:
1. Подготовительный этап

Подготовка чтецов, презентации, подборка музыкального сопровождения.

2. Организационный этап

Дети организованно входят в кабинет и рассаживаются по своим местам.
Слайд №1: «...Но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград» (даты начала и окончания Сталинградской битвы)
Чтец 1: (на фоне песни «Журавли»)
Ты хочешь мира? Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! 2 февраля, вся страна отмечает 75-летие разгрома немецких войск в Сталинградском сражении. Сегодняшнее занятие мы посвящаем этой великой победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы с вами жили.
Педагог: Как вы думаете, о какой войне мы будем сегодня говорить?
Ответы детей:

3. Основной этап

Слайд №2 (на слайде фото: памятник Родина-мать, дата начало войны)
Педагог: Да мы будем говорить о Великой Отечественной войне, самой жесткой и кровавой.
Педагог: Ребята, назовите дату начала и окончания войны?
Ответы детей: (22.06.1941г. - 09.05.1945г.)
Педагог: Как вы понимаете слова «Великая Отечественная война»?
Ответы детей: (Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества)
Педагог: Против кого воевал наш великий народ?
Ответ детей: (против фашисткой Германии)
Педагог: Обратите внимание!
Слайд 3,4.5,6 (на фото: дети войны, Сталинград в руинах, жители разрушенного Сталинграда, памятник «Родина мать»)
Педагог: Посмотрите на эти ужасные картины войны.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «война»?
Ответы детей: (смерть, голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие).
Педагог: Со словом «мир»?
Ответы детей: (победа, улыбка, жизнь, добро, освобождение...)
Педагог: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о войне и мире?
Ответы детей:
Педагог: Я вам предлагаю игру: я начинаю известную вам пословицу, а вы заканчиваете.
Воин воюет, а жена (горюет)
Один в поле (не воин)
Где смелость, а там и (победа)
Дружно за мир стоять (войне не бывать)
Кто за правое дело стоит, тот всегда (победит)
В бою кто смел, тот и (цел)
За край родной иди (бесстрашно в бой)
Солдат спит, а служба (идет)
Педагог:
Слайд №7 (Агит–плакат военного времени «Отстоим Волгу-матушку!»)
Педагог: Трудно, наверное, найти место на земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слово «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась судьба нашего государства.
Слайд №8 (На фото: солдат фашисткой Германии)
Педагог: Почему фашисты рвались к Сталинграду? Каковы были их планы?
Военная стратегия Гитлера сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, выйти к Волге, захватить Сталинград, и тем самым создать условия для уничтожения нашей страны ка государства.
Слайд №9 (Текст приказа №27 И.В. Сталина)
Педагог: 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области, 17 июля считается общепризнанной датой начала Сталинградской битвы. Ни одно другое в мире государство не смогло устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков приказ Родины.
Слайд №10, 11,12 (На фото эскадрилья самолетов над Сталинградом 23 августа, ожесточенные бои)
Педагог: 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день было совершенно более 2000 вылетов. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожара стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытие. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения.
Слайд №13, 14,15 (На фото: битва на Мамаевом кургане, конец Сталинградской битвы, памятники героям)
Педагог: Самые жестокие бои были на Мамаевом кургане – главная высота города (102 метра). Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать город во всех направлениях, а затем окончательно захватить город. Здесь в течение 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь... Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.
(Звуковое сопровождение: голос Левитана, сообщающий о разгроме немецких войск под Сталинградом)
Слайд №16 (на фото каска погибшего солдата)
Педагог: Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля1942г. - 2 февраля 1943г.).
Слайд №17 (г. Волгограду присвоено звание «Город-герой»)
Педагог: После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне. За эту битву город награжден Орденом Ленина и Золотой звездой Героя.
Чтец 2:
Там сегодня над Волгой – рекой,
На священной земле Сталинградской
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской
Слайд №18, 19(на фото: встреча с ветеранов на Мамаевом кургане, текст стихотворения В. Панарина «Встреча на Мамаевом кургане»).
Педагог: Предлагаю посмотреть видеоролик о войне.
Педагог: Каждый год на Мамаевом кургане ветераны встречаются, вспоминают о тех трагических событиях. После таких встреч поэтом В. Панариным было написано прекрасное стихотворение «Встреча на Мамаевом кургане»
Педагог: Ребята, а сейчас давайте прослушаем ребят, которые подготовили стихотворение В. Панарина «Встреча на Мамаевом кургане»
Чтец 1:
Мамаев Курган, над тобой Волгоград
И Волга – подарок природы.
Здесь мыслями я улетаю назад
В кровавые страшные годы.
Чтец 2:
Здесь чувства парят, как орел над землей.
Здесь память встает, как живая.
И думаю я о той битве былой,
Все мелкое прочь забывая.
Чтец 3:
Здесь Родина – мать поднимает свой меч.
Какой же я малый пред нею!
Хочу свои чувства словами облечь,
Но только сказать не умею.
Педагог: В стихотворении прозвучало название города «Волгоград», это современное название города «Сталинград».

4. Итоговый этап

Слайд №20 (на фото «Вечный огонь» перед входом в зал Славы)
Педагог:
Жизнь! Мы славим величье ее.
Жить – вот благо и счастье людское!
За него. За счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои.
Педагог: Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли... А нужно ли это павшим героям?
Ответы детей: нет ... если (да), то почему?
Педагог: Это нужно живым.
Для чего
Ответы детей:
Педагог: Чтобы не забывали. Мы должны знать и помнить прошлое нашей Родины. Как вы считаете почему?
Ответы детей:
Педагог: Что нового узнали из рассказа?
Ответы детей:
Педагог: Какие чувства вы испытывали, слушая мой рассказ?
Ответы детей:
Педагог: Как вы думаете, люди нашего поколения смогли бы также преодолеть такие же трудности, лишения, встать на защиту своей Отчизны, повторить подвиг защитников?
Ответы детей:

Рефлексия

Педагог: А сейчас предлагаю высказаться по кругу одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Я понял, что...
Я почувствовал, что...
Я приобрел....
Меня удивило...
Ответы детей:
Педагог: Чтобы больше у знать о тех героических событиях, предлагаю вам найти дополнительную информацию в художественной литературе, интерне-ресурсах, методических изданиях, документах, воспоминаниях и т.д. Слайд№21,22
Педагог:
Ты всем, несущим миру смерть,
Тогда сказал решительно:
-Не сметь!
Врагов хвастливых ты разбил о Сталинград!
Победу миру ты добыл о Сталинград!
Поклон земле, суровой и прекрасной!!!
Педагог: Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:
Поэзия Победы: (Подборка стихов о Великой Отечественной войне) // Мир Библиографии.-2005.-№3.
Кузнецов Ю.П. Из сталинградской хроники: Стихи / Ю.П. Кузнецов// Наш Современник.-1995.-№5.-С.22-25.-(50-летию Победы посвящается)
Русский характер : рассказы о Великой Отечественной войне: (для сред. шк. Возраста) / Л. С. Соболев, Б. Н. Полевой, Л. А. Кассиль, А. Н. Толстой; (Библиотека мужества).
http://www.stranamam.ru/post/9648308/
http://www.russlav.ru/aktualno/stalingradskaya-bitva.html
Список предлагаемой литературы:
1. Адам, В. Трудное решение: Мемуары полковника 6-й германской армии / В. Адам. - Смоленск : Русич, 2000. - 423 с.
2. Адам, В. Катастрофа на Волге: Мемуары адьютанта Ф.Паулюса / В. Адам. - Смоленск : Русич, 2001. - 474 с.
3. Баграмян, И. X. Так шли мы к победе. / И. Х. Баграмян - М.: Просвещение, 1987. - 296 с.
3. Василевский, А. М. Воспоминания об исторической битве: Сталинградская эпопея / А. М. Василевский. - М. : Политиздат, 1988. - 422 с
4. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. - М. : Просвещение. 1994. - 311 с.
5. Конев, И. С. Воспоминания / И. С. Конев // Знамя. - 1987. - № 12. - С. 4-7.
6. Моргунов, М. Начало конца: 60-летию победы в Сталинградской битве посвящается / М. Моргунов // Вокруг света. - 2003. - № 2. - С. 86-97.
7. «Совершенно секретно! Только для командования!»: Стратегия фашистской Германии в войне против СССР / Под ред. Батова П. И. - М. : Наука, 1997. - 477 с.
8. Сталинград, 1942-1943 = Stalingrad: Сталинград, битва в документах/ под ред. А. А. Гурова. - М. : Библиотека, 1995. - 422 с.
9. Чуйков, В. И. Начало пути / В. И. Чуйков. - Волгоград : Русич, 1987. - 247с.
10. Чуйков, В. И. Сражение века / В. И. Чуйков. - М. : Советская Россия, 1985. - 338 с.
11. Алексеев М.Н. Мой Сталинград / М. Н. Алексеев. - М., 1995. - 478с.
12. Алексеев М.Н. Судьба моя, Сталинград / М. Н. Алексеев // Наука и религия. - 2001. - № 5. - С. 4-6.
13. Василевский А.М. Дело всей жизни / А. М. Василевский. - М. : Политиздат, 1993. - 329 с.
14. Грязнов, М. Н. Моряки в битве за Сталинград / М. Н. Грязнов. - Волгоград: Издатель, 2001. - 327 с.
15. Дашичев, В. И. Банкротство стратегии германского фашизма: Агрессия против СССР / В. И. Дашичев. - М. : Просвещение, 1983. - 478 с.

Анализ литературы:

В книге Морозова В.П. «Исторический подвиг Сталинграда» Морозов В. П. Исторический подвиг Сталинграда. - М., 1982. основное внимание уделяется предыстории битвы и общему ходу операций ее составляющих. Автором также анализируются военно-политические результаты и международное значение сражения, значительное место отводится разоблачению современных фальсификаторов истории Второй Мировой войны, стремящихся принизить величие победы Советского Союза.

В сборнике «Сталинград: уроки истории» под редакцией маршала СССР Чуйкова В.И Сталинград: уроки истории / Под ред. В. И. Чуйкова - М.: Прогресс, 1980.. собраны главы из воспоминаний советских военачальников о Сталинградской битве, которые рассказывают о подготовке и осуществлении разгрома гитлеровских армий на Волге. В книге также представлены главы из воспоминаний немецких авторов - бывших офицеров немецкой армии.

Самой фундаментальной работой советского периода посвященной Сталинградской битве является монография А.М. Самсонова Самсонов А.М. Сталинградская битва. - М., 1989. с одноименным названием. Книга переиздавалась четыре раза, первое издание вышло в 1968 г. последнее четвертое в 1989 году. В книге подробно рассматривается о подготовке к Сталинградской битве немецко-фашистских и советских войск, анализируется стратегия противников, изучаются различные точки зрения на действия Советского и немецкого военного руководства. В четвертом издании по сравнению с предшествующими автор привлек новые документы и факты, проделал большую работу по выявлению тенденций истории Сталинградской битвы в зарубежной историографии последнего времени.

Таким образом, в советской историографии тема Сталинградской битвы рассмотрена достаточно подробно, авторы привлекают множество источников, в том числе мемуары участников сражения. Рассматриваются различные точки зрения на стратегию и тактику противоборствующих сторон и оцениваются действия немецких и советских войск в Сталинградской битве.

В книге Павлова В.В «Сталинград» Павлов В. В. Сталинград. - СПб., 2002. кроме подробного описания обороны Сталинграда, автор выражает свою точку зрения на значение битвы с позиции новой национальной идеи современной России.

В сборнике «Сталинградская эпопея» Сталинградская эпопея / Под общ. ред. В. К. Виноградова. - М., 2000., изданном Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и Управлением регистрации и архивных фондов ФСБ России впервые публикуются документы, рассекреченные ФСБ РФ: воспоминания фельдмаршала Паулюса, дневники и письма солдат РККА и вермахта, агентурные донесения, протоколы допросов, доклады записки особых отделов фронтов и армий. Книга является важным источником новых данных о Сталинградской битве.

Таким образом, современные историки рассматривают не столько стратегию и тактику сторон в Сталинградской битвы, сколько различные подходы и точки зрения на роль в общем ходе Великой Отечественной войны и значение для русского народа. Привлекаются новые источники и материалы в изучении сражения на Волге.

Тема Сталинградской битвы подробно рассматривается и зарубежными историками. Фундаментальной работой по данной теме является книга Курта фон Типельскирха «История второй мировой войны» Типпельскирх К. История второй мировой войны. - М., 1996.. Книга является одним из первых капитальных трудов по истории Второй мировой войны, в которой описываются события на всех театрах военных действий и на всех фронтах в период 1939-1945 г. Курт фон Типпельскирх (1891-1957) - генерал пехоты германской армии. К началу Второй мировой войны возглавлял разведывательное управление генерального штаба сухопутных сил. Был направлен на Восточный фронт сначала в качестве командира 30-й пехотной дивизии, затем назначен командиром 12-го армейского корпуса группы «Центр» и, наконец, командующим 4-й армии. Позднее Типельскирх был переведен в Западную Европу, где и закончил войну сдавшись в плен англичанам с группой армии "Висла", которой командовал. На Нюрнбергском процессе генерал был объявлен военным преступником, но избежал суда, благодоря покровительству американцев и англичан. Автор подробно разбирает вожнейшие операции советских и германских войск, в том числе и Сталинградскую битву. Дается также оценка деятельности видных государственных и военных руководителей противоборствующих сторон. Типельскирх в своей книге выявляет коренные причины поражения немецких войск под Сталинградом.

Другой иностранной работой посвященной Сталинградской битве является книга Александра Верта «Россия в войне 1941-1945 гг» Верт А. Россия в войне 1941-1945 гг. М., 1997.. Корреспондент газеты "Санди таймс" и радиокомпании ВВС (Би-би-си) А. Верт находился в СССР с июля 1941 по 1946 год, был в районе Сталинграда в период сражения и сразу же после капитуляции 6-ой германской армии, а потом по собственным впечатлениям, документам и другим первоисточникам написал эту, по его словам, "человеческую историю". Впервые книга вышла в США в 1964 г., затем в Англии, Франции, ФРГ и других странах. Как там считали, она "открыла глаза" западным читателям на подлинные события, происходившие на Восточном фронте и в России. «Я делал все, что было в моих силах, чтобы рассказать Западу о военных усилиях советского народа» Там же. - С. 82., -- отмечал Верт, имея в виду свою корреспондентскую деятельность. Эти слова можно отнести и к его книге. На русском языке она выходила в 1967 г. небольшим тиражом и с того времени не переиздавалась, стала библиографической редкостью.

Итальянский историк Джузеппе Боффа в своей фундаментальной работе «История советского Союза» Боффа Д. История Советского Союза. - М., 1989. также затрагивает тему Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Он вкратце описывает подготовку и ход сражения, анализирует шаги советского и немецкого военного руководства.

Итак, зарубежные историки также достаточно подробно рассматривают все этапы Сталинградской битвы, начиная с подготовки сражения и заканчивая итогами. Однако, в трудах некоторых иностранных историков наблюдается некоторая тенденциозность в освещении событий Второй Мировой войны. В западной историографии до настоящего времени продолжаются попытки фальсифицировать факты, принизить всемирно-историческое значение победы Советской Армии под Сталинградом, а отсюда и решающую роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии.

Поражение немецко-фашистских войск и войск Германии преподносится не как логическое следствие превосходства советского военного искусства и героизма тружеников советского тыла, а также как следствие порочности и несостоятельности фашистского военного искусства. Западные авторы усиленно стремятся убедить, что виновником трагедии немецкой армии в битве под Сталинградом является только Гитлер, допустивший ряд крупных ошибок и просчетов в стратегическом руководстве. Это обстоятельство требует критического подхода к некоторым положениям зарубежных авторов.



·

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X