Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шишкина Ольга Игоревна

Города и сельские поселения

скачать документ

Вернуться назад
«Города и сельские поселения»
Автор: Шишкина Ольга Игоревна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Раменская общеобразовательная школа №19 (МОУ Раменская СОШ №19)
Учитель географии
Класс: 7
Цель урока: сформировать представление об особенностях и различиях городских и сельских поселений. Сформировать знания о крупнейших городах и агломерациях мира.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе и навыков самостоятельной работы с учебником и атласом. Развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой теме.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. Формирование умений: сравнивать город и село и устанавливать их отличительные признаки, находить информацию о типах и функциях городских и сельских поселений в учебнике.
Предметные: формировать представление о городских и сельских поселений, их типах и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира. Формировать умения называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира .
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Образовательные технологии: технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, игровая технология.
Техническое оборудование: атласы, учебник, физическая карта, электронные ресурсы, политическая карта, тренажёр - тетрадь для учащихся к учебнику.
Ход урока.
1 этап. Организационный.
2этап. Проверка домашнего задания.
Мы с вами начали большой раздел «Населения Земли». Давайте вспомним - с чем мы познакомились?
Что такое этнос? (народ)
Самые многочисленные народы? (китайцы, хиндустанцы, американцы, бельгийцы, бразильцы, русские, японцы)
Чем народы отличаются друг от друга? (языком, традициями, культурой, религией, территорией)
Какие языки официально признаны международными? (английский, русский, французский, испанский, арабский, китайский)
Какие религии относятся к мировым?
Продолжаем тему «Населения». Наше поведение, внешний вид, говор, образ жизни, за частую, зависит от места, где мы живем. А какой есть выбор у человека в месте жительства? (город, деревня, поселок).
Тема сегодняшнего урока «Города и сельские поселения».
(Записывают в тетрадь).
Актуализация знаний. Какие задачи стоят перед нами сегодня?
1.Чем город отличается от сельского поселения?
2.Какие города самые крупные?
3.Какие бывают города и сельские поселения?
4.Что мы будем изучать?
5.Какие цели мы поставим?
Давайте обратимся к схемам на ваших столах.
Работа с таблицей. Типы населенных пунктов делятся на 2 большие группы. Какие? (ответы)
Те в свою очередь на подгруппы. (какие)? (ответы)
Город и сельское поселение вообще отличаются друг от друга. Чем? (ответы).
Первые города появились еще 3 тысячи лет назад: в Китае, Египте, Месопотамии. Как правило они прежде всего были центрами ремесла и торговли или укреплёнными пунктами-крепостями.
Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой», т.е. «страной городов». Первые города возникли еще в I тысячелетии н.э. В IХ в. в летописях упоминаются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. Во времена Петра I было основано много новых городов. А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. Многие села (165) получили статус города. Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке.
Современные города отличается от прежних, древних, друг от друга? Чем? (ответы)
Численность возросла, улучшилась инфраструктура, построены крупные предприятия, магазины, торговые центры, существуют редакции газеты и журналов, конечно же, есть органы власти.
Город, как правило крупнее по размерам чем сельское поселение. В городе люди не занимаются сельским хозяйством. Застроен плотнее, в нем больше жителей, больше многоэтажных домов. Развита инфраструктура. Больше возможностей.
Сельские поселения, как правило, укутаны в зелень (много полей, лугов, лесов), преобладают 1-2х этажные строения на одну семью, есть огород, сад, держат скот. В большинстве стран в сельские жилище менее благоустроенный, чем городские, и даже далеко не везде есть водопровод, канализация, другие виды удобств. Но при этом люди больше придерживаться традиций. И, как правило, каждый житель знает всех остальных.
Городской житель зачастую даже не знает с кем по соседству он живет. Это плохо?
Общение в сельской местности более тесное, а вот в городе ограничено, люди общаются только с хорошо знакомыми, родственниками и коллегами. Да и зачастую, наше общение в последнее время сводится к общению по телефону или в соцсетях.
Ну и здесь большинство сельских поселений давно уже овладела такой техникой, у многих есть интернет и телефоны, компьютеры, что облегчает общение дальних родственников.
У вас на столах лежит таблица. Предлагаю вам записать, в чем главные отличия города от сельского поселения. Что есть в городе, но нет в сельском поселении и наоборот.(1 минута)
Города
Сельские поселения







Уже давно идут споры: какой город крупнее, в каком из них больше жителей?
Существует города самый крупный по численности населения, занимающий первые строчки мире.
Точно определить численность населения города очень трудно. Большие города постоянно растут, их территории расширяются. Теперь сейчас все говорят не об отдельных городах, а у городских агломерации, включающих сам город (открываем центр агломерации) и его пригороды – близкорасположенные города и посёлки, многие жители которых едет на работу в центр.
Обрати внимание на странице 17 на голубое окошко. Вы помните ещё с 5-6 класса, что в этих окошке важная информация, которую необходимо знать.
Городская агломерация – компактная расположение городских поселений, объединённых между собой хозяйственными, трудовыми, культурно – бытовыми связями.
Входит ли наш город в состав агломерации? Да. Московская агломерация (Московский столичный регион)  включающая в себя Москву со всеми её пригородами. Крупнейший в России макроэкономический регион (территориально-производственный узел) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России. Одна из крупнейших городских агломераций мира.
Крупнейшая агломерации мира сложилась вокруг Токио, в ней проживает более 35 млн человек. Сейчас в мире насчитывается более 400 агломераций. Посмотрите на рисунок 9 страница 17. Здесь показаны крупные города (городские агломерации) с населением 10 млн человек и выше 20 млн человек.
Работа на уроке с картой. Откройте контурную карту (страница 78-79) в тренажёре. На карте-мира вам необходимо, пользуясь рисунком 9 на странице 17 учебника и политической картой мира (атлас стр. 16-17), зелёными кружочками обозначить и подписать города с численностью населения 10-20 млн человек. (Столицу нашей Родины - Москва, Столицу Англии - Лондон, столицу Франции – Париж, столицу Египта - Каир). Показываем на карте у доски. А теперь красными кружочками города с численностью более 20 млн человек. (Столица Японии -Токио, Столица Аргентины – Буэнос-Айрес, Столица Мексики – Мехико).
Физкультминутка: теперь давайте, немножко, отдохнём. Помечтаем, закроем глаза, представим большой красивый город, куда мы хотим поехать.
Откроем глаза и напишем в воздухе название этого города или страны. Закройте снова глаза представьте теперь деревушку, заросшую, с прудом
А воздух какой свежий. Вдохните его глубоко. Открывайте глаза, продолжаем работу. В конце 20-го века значение крупнейших городок выросла настолько, что все больше начинает говорить о мировых городах, где принимаются решения, имеющие значение для всего мира, где находятся самые крупные банки мира и штаб-квартиры различных компаний. Таким городам относится, например, Нью-Йорк, Лондон, Токио.
Предлагаю ребятам привести примеры городов, которые они уже посетили. А теперь названия деревень, поселков, где проводят лето или живут их родственники.
Чем больше развита страна, тем выше в ней доля городского населения. Высока доля горожан и в тех странах, где значительная часть территории занята пустынями, горами или ледниками. Почему? (ответы).
Существует множество разных типов городов и сельских поселений. Города различаются, прежде всего, своими назначениями или функциями в жизни общества.
Существуют города – промышленные центры. Они возникают при месторождениях полезных ископаемых или при промышленных предприятий.
Есть города – центра отдыха и туризма. Например, в России это Сочи и Суздаль.
Существуют города – религиозные центры. Например, для мусульман это город Мекка и Медина Саудовской Аравии, а для православных россиян это город Сергиев Посад (страница 18 рисунок 10).
Есть университетский города и города научные центры.
Большинство Городов мира – это центр разнообразного обслуживания окружающих сельских территорий. В таком городе жители могут купить необходимые товары, посетить местную администрацию, врача, сходить на концерт, в библиотеку. Сельские поселения различаются прежде всего видам хозяйственной деятельностью жителей. Могут быть сельскохозяйственные, направленные на выращивание и переработку сельскохозяйственной продукции. Не сельскохозяйственные - добыча полезных ископаемых. Пригородные – переработка сельскохозяйственной продукции.
Названия сельских поселений в разных уголках планеты не одинаковы.
Ребятам предлагается решить кроссворд и выяснить, как называются сельские поселения в разных уголках мира (можно пользоваться схемой):
1. Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок).
2. Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор).
3. Крупное казачье поселение (станица).
4. Крупное поместье в Бразилии (Так же называется программа на 1 канале) (фазенда).
5. Населенный пункт в горах. С тюркского языка – “селение” (аул).
6. Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня).
7. Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо).
8. Поселок в Средней Азии. С тюркского – “зимовье” (кишлак).
9. Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).
Подведем итог. Какие типы городов бывают? Чем отличаются друг от друга сельские поселения?
Рефлексия. У вас на столах лежат жетоны 2х цветов. Если вы хотите жить в городе поднимите красный кружок, если вам больше нравится сельские поселения и вы хотели бы там жить - поднимите синий кружок. Давайте посмотрим, что вы выбрали?  Конечно со временем ваши взгляды, ваше мнение, ваши предпочтения, обязательно поменяется. И кто сегодня так рвался в город возьмёт и купит уютный домишко в деревушке. Или наоборот. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 5, вопросы 1-3 в конце параграфа разобрать устно.
Вопрос 4 страница 19 письменно. Спасибо за урок.
Список используемой литературы:
А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География, «Полярная звезда»,7 класс, учебник.М.: Просвещение, 2017
Эбэрхардт П. География населения России / П. Эбэрхардт. – Спб.: Невский простор, 2003. – 304 с.
Историко-географическая энциклопедия «Города России». Гл. ред. Г. М. Лаппо. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 559 с.: ил., карты.
География. Справочник абитуриента/Т.С. Майорова – М.:Слово, 1997.-704 с.


Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X